Рейтинг влиятельности Воронежской области – О деятельности кластера рассказывает директор ассоциации «Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области» Александр Дудецкий.
Опорная индустриальная система
Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области за годы работы превратился в полноценную производственную систему, способную обеспечивать весь цикл создания технологического оборудования — от проектирования и ОКР до изготовления, поставки и сервиса для профильных отраслей и атомной энергетики. В структуру кластера входят 23 предприятия (из них 18 – в реестре Минпромторга России) и развитая инфраструктура — технопарк, вузы, проектные и инжиниринговые организации, сервисные компании и банки. Важным рубежом стало включение кластера первым в РФ в федеральный Реестр промышленных кластеров, что усилило диалог с Минпромторгом, правительством области и профильными институтами. Были реализованы проекты с привлечением госфинансирования.
Ведущими компаниями кластера являются: «Космос-Нефть-Газ», «Конструкторское бюро химавтоматики», «Лискимонтажконструкция», НПК «Нефтегаздеталь», «Борхиммаш», «Завод нефтяного и газового оборудования», «Строймаш», «Завод Технолайн», «Сталь», «НЭО», «Микрон В», ИТЦ «Нефтемаш-Инжиниринг», МГК «Интехрос», «Севзапканат Воронеж», «Автоматика», ПК «СпецМаш», ПК «Комплект-Сервис».
Совокупный объем производства участников превышает 37 млрд рублей в год, налоговые и таможенные платежи в бюджеты всех уровней составляют 4,5 млрд руб., число рабочих мест приближается к 11 000. Значительная доля продукции ориентирована на программы импортозамещения для крупнейших компаний отрасли — «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла», «Новатэка», «Сибура».
Вызовы и проекты 2025 года
Из-за санкций российские компании по добыче газа утратили европейские рынки. В таких условиях главная задача — поддержание стабильного объема заказов, и нам это удается. Уход иностранных производителей открыл новые возможности: сохранить опыт и повысить квалификацию в основных областях отрасли, например, в сфере подводной газодобычи. У нас появляются новые партнеры, реализуются дополнительные проекты, заключаются контракты.
2025 год обострил проблемы, которые влияют на устойчивость предприятий. Одна из ключевых — финансовые условия работы с крупными заказчиками. Длительные сроки оплаты, отсутствие авансовых платежей не позволяют вовремя рассчитываться по налогам, зарплате и услугам субподрядчиков, банковское кредитование оборотного капитала дорого и ограничено. Остро стоит проблема сертификации: затраты среднего предприятия на получение обязательных и отраслевых сертификатов, подтверждение происхождения продукции достигают сотен миллионов рублей. Риском становится и курс на диверсификацию оборонно-промышленного комплекса, когда модернизированные за бюджетный счет оборонные предприятия выходят на рынок гражданской продукции.
В 2025 году сохранился курс на выстраивание долгосрочных отношений с крупными заказчиками и участие в системных отраслевых инициативах. Знаковым стало развитие взаимодействия с «Газпромом» в рамках дорожной карты. Сформирована номенклатура оборудования для дальнейшего внедрения. Продолжились целевые визиты представителей нефтегазовых компаний на воронежские предприятия. Заказчики знакомятся с возможностями кластера.
На Воронежском промышленном форума представитель Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России представил инструменты поддержки промышленности, акцентировав внимание на развитии инфраструктурных площадок и кластеров. На Петербургском международном газовом форуме прошла встреча Председателя Правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера и Председателя Совета Ассоциации Кластера Ивана Лачугина, на которой обсуждались перспективы обустройства газовых месторождений. Воронежские производители традиционно принимают участие в деловой программе форумов и их выставках с инновационным оборудованием.
Одной из инициатив Кластера были предложения по структурным изменениям в экономике, которые были направлены в Центр межотраслевой экспертизы «Третий Рим». Кластер предложил создать в Фонде развития промышленности РФ программу «Оборотный капитал» для предоставления займов предприятиям обрабатывающих производств под льготную ставку 1–2 % годовых сроком до 5 лет. Направления финансирования: оборотные средства предприятий под закупку отечественной техники, лизинга машин и оборудования отечественного производства, инвестиций в создание/развитие импортозамещающих производств, инновационных проектов, инвестиций в создание производств нового технологического уклада, углубление переработки сырья и развитие инфраструктуры. Предоставление 1 трлн руб. ежегодных льготных займов позволит обеспечить ежегодный прирост ВВП на уровне примерно 0,75%, поможет развитию производств в размере 15-20% в год, стабилизации загрузки производственных мощностей и сохранению более 50 тыс. рабочих мест. Предприятиям это позволило бы снизить стоимость кредитов на 80–90 %, сократить кассовые разрывы и повысить финансовую устойчивость. Предложение находится на рассмотрении.
Планы на 2026 год
Конкуренция — движущая сила развития мира. Для бизнеса важна прибыль, доля рынка, превосходство над конкурентами. Мы изучаем рынок, посещаем профильные выставки, анализируем изменения в нише и улучшаем продукцию. На фоне вызовов в планах кластера — переход от точечных проектов к системной реализации инвестпрограмм участников и выводу на рынок новых продуктов с большей добавленной стоимостью. Важнейшей задачей становится укрепление связей с институтами развития, инфраструктурой поддержки бизнеса и стратегическими партнерами, что должно обеспечить приток частных инвестиций и расширение экспортного присутствия.
Одновременно кластер продвигает идею упрощения и унификации процедур оценки соответствия, предлагая интегрировать отраслевые и «странообразующие» требования в единый сертификат ТР ТС, что позволило бы снизить административную нагрузку и высвободить ресурсы для модернизации и НИОКР. Еще одним проектом является проработка создания регионального Центра испытаний нефтегазового оборудования в системе Интергазсерт на базе Воронежского ЦСМ.
Итоги 2025 года можно описать как баланс между укреплением институциональной роли кластера и необходимостью изменений в регуляторной и контрактной среде для сохранения конкурентоспособности региональной промышленности.













