24 декабря 2025, 18:46
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости

Глава Липецка Роман Ченцов: «Жители Липецка – это мои люди, моя семья»

24.12.2025 17:03
Автор:
Глава Липецка Роман Ченцов: «Жители Липецка – это мои люди, моя семья»
Фото – пресс-служба администрации Липецка
Интервью с мэром Липецка Романом Ченцовым

Глава Липецка Роман Ченцов о новом подходе к благоустройству города, взаимоотношениях с «управляшками» и концессионерами, о реконструкции очистных сооружений и трамвайной сети Липецка, реализации проекта «Зеленый остров», о будущем «Брусники», охлаждении рынка жилья, борьбе за липецкую молодежь, уезжающую в города – миллионники, и здравом подходе к кадровой политике.

— Роман Иванович, как вы себя позиционируете в системе политических групп влияния в Липецке? Не секрет, что есть группа влияния губернатора, а внутри администрации бывают еще 2-3 подгруппы, имеющие свои интересы. Они часто расставляют людей в разные структуры, у них дружественные силовики и бизнесы, которые они поддерживают.

— В регионе есть губернатор – его абсолютный руководитель, включая муниципалитеты и Липецк, который отвечает абсолютно за всё и принимает все ключевые решения. Есть правительство региона, которое следует курсом, намеченным с учетом приоритетов, политических и экономических, заданных губернатором. Есть мэрия и я, мэр города, отвечающий за безопасность и благополучие жителей Липецка. И я понимаю, что от моей работы зависит удовлетворенность горожан работой мэрии в целом, а также одобрение или неодобрение работы губернатора и его команды, что далее проецируется на федеральном уровне. Как-то противопоставлять себя команде губернатора или быть членом отдельной группы – неправильно, даже глупо. Каждый должен понимать, чем он занимается. Моя задача, повторюсь, это благополучие жителей города. Жители Липецка - это мои люди, моя семья. И от того, насколько честно и качественно я буду работать, зависит, как липчане будут воспринимать власть в целом и деятельность губернатора, в частности.

— Как складываются отношения с вашим предшественником?

— У нас с Евгенией Юрьевной Уваркиной хорошие рабочие отношения. Мы понимаем, что являемся командой области и губернатора. Если у Евгении Юрьевны есть возможность как-то помочь на федеральном уровне Липецку и области, она ее использует. У всех нас одна задача — сделать жизнь липчан лучше.

— Какие стратегические задачи вы ставили перед собой на этот год? Что получилось, с чем возникли сложности?

— С первого дня работы на этом месте мы проанализировали состояние дел в городе и увидели, что мои предшественники сделали немало полезного для Липецка – это были масштабные проекты, связанные с большими пространствами и территориями. Но поездив по микрорайонам и пообщавшись с жителями, я пришел к выводу, что люди все же хотят больше комфорта, уюта и благоустройства в шаговой доступности, не «где-то там», а рядом с собой, здесь и сейчас. Крупный парк с аттракционами, конечно, дело хорошее, но житель бывает в нем от силы раз в месяц, а то и реже. А вот его «микровселенная» -  дорога от дома до работы, магазина, остановки транспорта или школы, - в которой он проводит большую часть своего времени, для него важнее. И человек, которому неуютно, естественно, раздражается, когда ему приходится ходить по темной улице, прыгая через ямы или лужи. И тут ему явно не до парка. Всё это и многие другие темы, в том числе и стратегию развития Липецка, мы обсуждали совместно с губернатором. Он очень сильно погружен в проблемы нашего города, который очень любит. И мы решили зайти с другой стороны, начав с удовлетворения потребностей жителей на местах. В 2025 г. мы вложили в благоустройство микрорайонов 360 млн руб.

— Как это было реализовано на практике?

— Мы запустили несколько проектов благоустройства территорий: в начале 2024 г. зашли на пять микрорайонов города, потом еще на пять других, предварительно выяснив, хотят ли это жители. Ведь порой бывает недопонимание между властью и жителями, когда власть планирует сделать что-то полезное, но не уверена -  а это жителям надо? Тут необходим диалог и обратная связь. Только жители знают, какую скамейку лучше поставить, и где! Мы привели в порядок дорожки внутри жилых массивов, подходы к подъездам, благоустроили территорию перед площадками сбора мусора и получили положительную обратную связь – попали, как говорится, в точку. В этом году мы расширили свои обязательства по благоустройству районов. Если раньше с одним асфальтом заходили, то сейчас заходим плюсом с освещением и опиловкой проблемных деревьев. Мы также обязали УК навести порядок на детских площадках. И это работает – бывая на микрорайонах, я вижу, что у жителей больше улыбок и меньше хмурых лиц. 

— Как вы строите работу с УК? У вас нет такой войны, как в других городах, том же Воронеже, где «управляшки» друг у друга дома отбирают?

— Мы поменяли наши отношения с УК, которые отчасти развернулись к нам лицом. Я собрал их всех и сказал: «Ребята, при всем моем к вам уважении, какие бы вы ни были хорошие, в городе за все отвечаю я, в том числе и за всё плохое. Если вы где-то не доработали и допустили «косяк», весь негатив летит в меня и транслируется выше. Если же вы добились каких-то успехов, можете делить полученный позитив между собой». За два года мы сократили количество УК. Не секрет, что некоторые из них организовывают «компании – прокладки»: у одной, к примеру, лицензию отобрали, но у нее еще две УК на низком старте. Сегодня в Липецке работают 12 УК, которые подписали соглашение и обязаны забирать так называемые «брошенные» дома, от которых отказались другие УК либо по причине неудовлетворительного сбора платежей, низкого тарифа, или еще почему-то. Как правило, это дома в старых районах или молодежные общежития. Мы разработали для УК муниципальные тарифы, по которым работаем - он выше среднерыночных. Сейчас у нас нет «брошенных» домов.

— Как в Липецке решаются конфликты между ресурсными компаниями и УК?

— Мы постарались разрушить взаимный негатив и перекладывание ответственности друг на друга. Ведь пока они разбираются, кто виноват и почему в доме холодно, мои люди, члены моей семьи, сидят без тепла и без горячей воды! И чтобы не было «отфутболивания» ответственности, мы собираем на спорном объекте работников УК, «ресурсников», которые снимают параметры на входе, нашего человека из мэрии и дополнительно приглашаем соответствующего депутата горсовета, чтобы люди видели своего избранника в деле и понимали, за кого они проголосовали и как он отрабатывает свой мандат. И если тепло до границы раздела доходит, но лежаки и стояки в доме забиты, то даем УК жесткие сроки на исправление ситуации. И наоборот – если на входе тепла нет, обязываем ресурсную компанию навести порядок. И сейчас, когда между УК и «ресурсниками» появился диалог, «отфутболивания» ответственности стало меньше.

— Территории города размежеваны? Как решаете вопрос с «ничейными» землями?

— В городе, увы, есть территории, которые не размежеваны и не поставлены на кадастровый учет. Это проблема: УК порой говорят, что не могут что-то сделать из-за того, что не проведено межевание территории. Так не везде: в некоторых районах, к примеру, на Новолипецке, в «Университетском» и ряде других районов вся территория полностью откадастрирована и зона деятельности УК известна на 100% - здесь им не отвертеться. Правда, в старых микрорайонах УК порой ловчат и делают межевание прямо по отмостке дома, так что дерево, растущее в метре от отмостки уже будто бы и не их территория. Сейчас мы наводим с этим порядок. Обращаясь к УК, говорю: «Пусть это дерево не на вашей территории, но там живут люди, которые вам деньги платят».  Параллельно проводим работу по межеванию и постановке на кадастровый учет. Не думаю, что это будет быстро и легко, но я хочу, чтобы у каждого клочка городской земли был человек, который за него отвечает.

— Липецк всегда отличался от других городов Черноземья большим количеством госсобственности. Что изменилось после того, как в коммунальную сферу пришли крупные федеральные концессионеры «РИР-Энерго» и  «Росводоканал»? Стало легче работать?

— Не скажу, что стало легче - с федеральными структурами работать всегда сложно. Пытаемся разделять с ними ответственность и буквально заставляем их синхронизировать свои «инвестки» с нашими планами. Для меня это ножом по сердцу, когда мы кладем асфальт, а они на следующий день они заходят на него с раскопками. Тяжело людям в глаза смотреть и объяснять, почему так получается. К тому же наши жители по традиции знают одно должностное лицо, отвечающее за всё. И если в квартире холодно, о «РИР- Энерго» вспомнят не в первую, а скорее в третью или даже четвертую очередь. Однако показатели по работе с ними в уходящем году мы выполнили. Осталось только немного «дожать» концессию по очистным сооружениям, которая вместе с системой ВиВ, находится у «РВК-Липецк». Мы сейчас проводим большую реконструкцию очистных сооружений: один аэротенк, отремонтированный за счет инвестпрограммы РВК, уже запущен, что улучшило экологические показатели по городским стокам в реку Воронеж. Планируется вывести для ремонта еще два аэротенка.  Важно понимать, что мощность наших очистных сооружений составляет примерно 160 тыс. куб. м. в сутки и с учетом выданных разрешений они работают на пределе. Еще чуть — и мы не сможем выдавать разрешения хозсубъектам на подсоединение. Поэтому остро стоит вопрос о строительстве дополнительного аэротенка №5. И строиться он будет не силами «РВК- Липецк», а за счет КИКов или привлечения дешевых кредитных ресурсов федерации. «РВК» по условиям концессии не может строить объекты, которые ухудшают ее экономическую модель. Поэтому пятый аэротенк будет строиться городом, а потом передаваться в концессию «РВК-Липецк». С пуском отремонтированного аэротенка жители районов поселка ЛТЗ, прилегающих к очистным сооружениям, стали меньше жаловаться на запах.

— Городское освещение не планируете в концессию отдать?

— Зачем работать на дядю, если это может приносить пользу городу? Нет, не отдадим. Мы вложили в реконструкцию освещения   улиц Липецка 20 млн руб. и ежегодно экономим на освещении 6-7 млн руб. Думаю, что года за три отобьем вложения, а потом это будет работать в плюс. На 2026 г. будем изыскивать средства, чтобы продолжать реконструкцию и переходить с лампочек Ильича на светодиоды. Это и комфорт, и безопасность жителей.

— Как продвигается проект концессии с «Мовистой»?

— Честно скажу, с этим сложно. Был период, когда работы по строительству трамвайной сети вообще не велись – сейчас они идут полным ходом. В данном проекте очень сложное взаимодействие между концессионером, концедентом, то есть нами, и ВЭБ. Чтобы открыть финансирование, нужно подготовить 1000 и 1 документ. Тем не менее, мы смогли дойти рельсами до Октябрьского моста с правого и левого берега – на самом Октябрьском мосту рельсы не меняли, поскольку он признан ограниченно годным. За свои средства сделали ремонт мостового трамвайного полотна — где-то шпалы поменяли, где-то рельсы. Чтобы быть спокойными, наняли экспертную организацию, которая поставила маячки, и мы каждые две недели мониторим, как влияет движение трамваев на мост.

- Пассажиропоток вырос?

- Да, пассажирский траффик увеличился с 3000 до 6000 пассажиров и продолжает расти: мост работает, трамваи идут, люди едут. Мы организовали сообщение с Левым берегом через пересадку на остановке «Улица Чехова», где люди по тому же проездному билету пересаживаются на старые трамваи и едут до доменной печи №6

— Будет ли строиться новая трамвайная ветка по улице Катукова до Воронежского шоссе? «Мовиста» от нее не отказывается?

— Это шестой этап, от которого у «Мовисты» нет шансов отказаться - такова принципиальная позиция нашего губернатора и моя. Анализ экономики проекта показывает, что VI этап дает плюсом 1,7 млн пассажиров в год. Возможно, что придется от чего-то отказаться, к примеру, от реконструкции самого трамвайного депо, но только не от VI этапа проекта. Он обязательно должен быть реализован, иначе одна из главных целей проекта – трамвайная линия к новым жилым массивам Юго-Западного района, где очень большая плотность населения, будет потеряна.   Сейчас VI этап находится на стадии проектирования, в котором есть свои сложности — мы уперлись в земельный участок, с которым невозможно что-то сделать даже в судебном порядке. Поэтому линия будет чуть короче, и не дойдет до кольца, как планировалось изначально. На сегодня уложено более 24 км. новых трамвайных путей из 40,8 км., предусмотренных соглашением. Плановый срок завершения всех строительно-монтажных работ, включая строительство новой линии по улицам Катукова и Стаханова, — 31 декабря 2027 г.

— Не проще ли и эффективнее пустить вместо трамваев электробусы?

— Мы уже на середине проекта и будет экономически нецелесообразно из него выходить — этот проект надо «дожимать». Хотя эффективность электробусов доказана - они в Липецке уже бегают. Однако опыт других городов, в частности Казани, показывает, что количество электробусов должно быть всегда больше, чем автобусов — с учетом времени зарядки, подзарядки и прочих эксплуатационных сервисов. Электробусы — это будущее, к которому мы неминуемо придем. Впрочем, у нас куча проблем с обновлением общественного транспорта, которые мы последовательно решаем. Похвалюсь, что, перейдя с соляры на газомоторное топливо, мы получили 60 млн руб. экономии год. Неплохо, да?

— Как идет работа по обеспечению новых микрорайонов инфраструктурой?

— Активно строятся микрорайоны «Европейский», «Елецкий», в районе Опытной станции строятся «Звездный» и «Взлетный», застраивается район Тракторного завода. Увы, мы испытываем дефицит производственных мощностей по водоснабжению и не можем дать разрешение на некоторые стройки из-за того, что нам не дают техусловий на подключение воды. Балансы водозаборов находятся на пределе своих возможностей, поэтому мы сейчас просчитываем два сценария. Или увеличивать мощность водозаборов №№ 3,5 и 7 за счет строительства большого резервуара, который будет балансировать пиковый разбор, либо же использовать часть мощности Боринского водозабора, питающего левобережье Липецка и НЛМК. Сейчас мы ведем переговоры по данным вопросам.

— А что с транспортной доступностью новых районов?

— Работаем. В этом году много сделали в этом плане в микрорайоне «Елецкий» - одном из самых населенных и самых молодых микрорайонов Липецка. На «Елецком» была большая проблема с транспортной доступностью, которая усугубилась со строительством новой школы и поликлиники, до которых не доходили автобусные маршруты. Мы провели переговоры с компанией «Лемана Про», которая пошла нам навстречу, уступив городу часть своей территории под разворотную площадку и стоянку автобусов. Благодаря этому мы запустили дополнительно шесть городских маршрутов, продлив их, что значительно увеличило пассажиропоток. Понятно, что этого недостаточно, поэтому мы также взяли на себя решение проблемы парковочных пространств. Если приехать на «Елецкий» после 9 вечера,  поставить машину практически невозможно. В этом году мы дополнительно создали там более 200 благоустроенных парковочных мест, которыми жители «Елецкого» активно пользуются. В 2026 г. продолжим эту работу – по ФП «Формирование комфортной городской среды» сделаем между двумя домами еще одно парковочное пространство.

— Как продвигается реализация знакового проекта «Зеленый остров»?

— Это сложный проект, который реализуется на острове с высоким уровнем грунтовых вод. Учитывая, что весной вода поднимается, строителям пришлось придумать множество инженерных ухищрений. К тому же нам достался сложный подрядчик, который значительно просрочил сдачу. К счастью, сегодня проект практически завершен. В правой части острова находится инфраструктура для массовых мероприятий, праздников и концертов. А его левая часть - это спортивный мегакластер, где находятся тренировочные и соревновательные поля для различных видов спорта: корты для большого тенниса, поля для пляжного волейбола, стритбола, пляжного футбола, корты для падел-тенниса, площадки для настольного тенниса, воркаута, пляжного бадминтона. Это все должно жить и работать. Сейчас мы продумываем и просчитываем, как загрузить эту инфраструктуру, заводим туда федерации и школы по различным видам спорта, детские спортклубы и секции. Желательно, конечно, чтобы наш мегакластер вышел хотя бы на самоокупаемость. Мэр Москвы Сергей Собянин считает, что если парк или спортивный кластер, наподобие нашего, выходит на самоокупаемость хотя бы на уровне 60-70%, то это уже большой успех. Рассчитываем, что в наступающем году жители Липецка уже будет там бегать, прыгать и кувыркаться.

— Почему липецкое архитектурное сообщество так активно выступило против проекта компании «Брусника»?

— В данный момент проект «Брусники» рассматривается в суде. Мы не будем обсуждать, была ли в этом какая-то заинтересованность архитектурного сообщества или нет. Сейчас мы видим позицию и реакцию прокуратуры, с мнением которой не можем не считаться. По результатам судебного процесса будут приниматься решения - будет ли проект «Брусники» продолжен или нет. Площадка бывшей гостиницы «Турист», где компания «Брусника» планировала построить «высотку» - место сложное во всех отношениях, начиная с высокого уровня грунтовых вод. Но это были риски строительной компании, которые она должна была учитывать при планировании работ. В любом случае последнее слово остается за судебной инстанцией.

— В настоящее время строительный комплекс по всей России испытывает трудности. Как обстановка в Липецке?

— Трудности есть, конечно, и в Липецке: у большинства застройщиков уровень продажи квартир сильно просел.  Тем не менее, в уходящем году мы планируем в соответствии с федеральным планом ввести порядка 211 тыс. кв. м. жилья в многоэтажных домах. Понятно, что возникновение сегодняшних проблем в строительстве обусловлено объективными причинами, среди которых снижение ипотечного кредитования, ужесточение требований банков к заемщикам и высокая ключевая ставка ЦБ РФ. Но не могу не отметить, что квартиры застройщиков, обеспечивающих в своих домах высокий уровень благоустройства и отделки, продаются лучше даже при более высоких ценах. Квартиры же тех компаний, которые строят, уж извините, квадратно-гнездовым способом, продаются хуже - мы постоянно ведем мониторинг продаж жилья. Замечу также, что коэффициент обеспеченности жильем в Липецке остается одним из самых высоких в Черноземье - порядка 37 кв. м. на одного жителя. А вот активность инвесторов в жилищном строительстве, к сожалению, на спаде и рынок жилья продолжает охлаждаться. Но по всем законам, как физическим, так и экономическим, за всяким охлаждением следует разогрев.

— За счет каких районов планируете восстановить рынок?

— Мы делаем упор на район ЛТЗ и Опытную станцию — их мы видим драйверами будущего разогрева рынка. ЛТЗ в свое время был достаточно депрессивным районом, но мы туда вложили много сил и денег, в том числе федеральных, вложили средства КИКов по различным федеральным программам, что позволило обновить систему ВиВ, а также теплоснабжение. Сейчас район ЛТЗ - один из самых обеспеченных по всем этим параметрам, туда подведена вся необходимая инфраструктура. Всё есть - приходи и строй.

— Какие три главные задачи вы ставите перед собой на 2026 год?

— Первая - улучшить транспортное сообщение в районе Опытной станции, где в ближайшие годы будет построено порядка 260-300 тыс. кв. м. жилья. Мы подошли вплотную к вопросу строительства путепровода через железную дорогу в районе Опытной станции, который соединит Боевой проезд с ул. Гагарина. Надеюсь, что во второй половине 2026 г. я получу проект путепровода, ориентировочная сметная стоимость которого составит порядка 3-3,5 млрд руб.  Вторая – найти в работе с «РИР-Энерго» и «РВК–Липецк» пути, позволяющие реконструировать инженерные сети за счет их инвестпрограмм быстрее, чем они стареют. Или хотя бы вывести этот процесс «в ноль». Город, в котором на сетях каждый день порывы, не может нормально развиваться. Сейчас, к сожалению, сети стареют быстрее, чем обновляются. Третья задача - быть ближе к людям и продолжать благоустраивать их «микрокосмы». Хочется создать в городе такой уровень уюта, чтобы жителям, и особенно молодежи, не хотелось бы уезжать из Липецка. В нашем городе чуть меньше 500 тысяч жителей – над ним постоянно висит демографический дамоклов меч. Уезжая на учебу в города-миллионники, мало кто из молодых липчан возвращается на малую родину. Анализируя выпуск из 9-х классов, я понимаю: если мы их не «приземлим» в колледжах Липецка, они не вернутся. У молодого человека желание послужить своей малой родине само по себе не возникнет – его надо прививать, начиная воспитание любви к малой родине с пеленок.  

— В вашу бытность мэром стало заметно меньше, чем у ваших предшественников, кадровых ротаций, назначений и отставок. Насколько обновилась ваша команда?

— Я за здравый подход к кадровой политике - руководящий состав мэрии обновился на 35 %, не более. Каждый человек ценен и неправильно приходить с шашкой наголо, чтобы рубить головы и проводить кадровые чистки. Если человек честно и много работает на своем месте, какой смысл его менять? Мне важно, чтобы работники мэрии были максимально вовлечены во все дела города, для чего я не позволяю начальникам департаментов сидеть в кабинетах. Им в кабинетах делать нечего! Я и сам каждый день объезжаю Липецк: из кабинета городом управлять невозможно - городом надо жить!

Комментарии 0