– Вадим Игоревич, какие самые серьезные вызовы стоят сегодня перед российским агробизнесом в целом и производителями сахара в частности? Как «Продимекс» их преодолевает?
– Сельскохозяйственная отрасль в России остается одной из ключевых, и перед агробизнесом сегодня действительно стоят серьезные вызовы. Это и климатическая волатильность, и необходимость постоянной модернизации производственных мощностей, и вопросы кадровой подготовки, и растущая конкуренция.
«Продимекс» работает в отрасли более 30 лет, и за это время мы выстроили устойчивую, гибкую и технологичную систему управления, а также сформировали компетентную команду специалистов, способную оперативно реагировать на любые изменения внешней среды. В итоге, любой возникающий нюанс мы воспринимаем не как угрозу, а как рабочий фактор, который необходимо учитывать при планировании и операционной деятельности.
– В этом году отмечались неблагоприятные погодные условия: заморозки, град, выдувания. Сказались ли они на ваших планах по производству продукции? С какими цифрами вы подходите к концу года?
– Погодные аномалии, в основном, коснулись предприятий в Воронежской области, в остальных регионах проблемы имели место, но очень незначительно, меньше, чем в среднем по годам. В большей мере воронежские хозяйства столкнулись с повреждением посевов заморозками и выдуванием в мае, в меньшей мере посевы пострадали от града в июле. Но, несмотря на вышесказанное, предприятиям удалось получить достойный результат.
По состоянию на начало ноября урожайность сахарной свеклы составляет 40,86 т/га, что более чем на 9% выше, чем в 2024 году. Средний показатель сахаристости – 17% (снижение на 1,7%). Урожайность озимой пшеницы в текущем сезоне составила 4,58 т/га (рост почти на 60%), яровой пшеницы – 4,59 т/га (рост на 56%), ярового ячменя – 4,24 т/га (рост на 64%), сои – 1,9 т/га (рост почти на 36%). В целом, тем не менее, могу сказать, что мы уверенно подходим к завершению года и оцениваем ситуацию как стабильную и позитивную.

– Какие тенденции в аграрной отрасли вы считаете ключевыми для ближайших пяти лет? Каковы основные приоритеты в стратегии развития «Продимекс» с учетом этих тенденций? Что в принципе для вас важнее — быстрый рост бизнеса или устойчивое развитие и почему?
– В ближайшие пять лет ключевыми тенденциями станут дальнейшая технологизация производства, повышение эффективности использования ресурсов и устойчивое управление земельным фондом. Существенное влияние продолжат оказывать климатические изменения, что усиливает потребность в оптимизации севооборотов и внедрении адаптивных агротехнологий. Кроме того, возрастет роль глубокой переработки и создания продуктов с высокой добавленной стоимостью, а также развития логистической инфраструктуры и цифровых систем управления производством.
Нашим ключевым приоритетом остается, в том числе внедрение технологий, позволяющих снижать издержки и минимизировать влияние погодных рисков. Мы продолжаем инвестировать в модернизацию предприятий и обновление техники.
Если говорить о выборе между ростом и устойчивым развитием, для нас приоритет очевиден: долгосрочная устойчивость. Мы рассматриваем развитие как поступательную, сбалансированную стратегию, где важно не расширение, а качество, предсказуемость результатов и устойчивость к внешним факторам. Такой подход обеспечивает бесперебойность производства, а также стабильный вклад в продовольственную безопасность страны.
– Как работает «Продимекс» в условиях санкций и импортозамещения?
– Многое из того, что использовалось в производстве, начиная с техники, запчастей, смазочных материалов, различных расходников, и заканчивая оборудованием для сахзаводов, в основном было импортное. Перестройка на новые рельсы поставок, на новую логистику, на новую номенклатуру, конечно, заняла какое-то время и нас немного полихорадило. Внешне это было не видно, поскольку мы большие и сильные, но внутри, естественно, напрягаться пришлось.
Важнейший момент в контексте импортозамещения – это, конечно, семена сахарной свеклы, в которых мы полностью зависели от импорта. Сейчас мы, как и все российские предприятия отрасли, находимся в самом начале перехода на отечественный материал. Увеличивать как производство собственных гибридов, так и использование их на полях – задача не самая простая. Но уже есть результаты. Мы – один из двух (!) участников федерального проекта по селекции семян сахарной свеклы. То есть мы разрабатываем собственные гибриды, производим свои семена, пока еще не так много, как требуется рынку, но мы не торопимся. К 2030-му года мы выйдем на определенные постановлением правительства 50% замещения импорта. Но у Минсельхоза более амбициозная цель: он хочет выйти на 75%. В принципе, это вполне реальная цифра. Поскольку технически нарастить такой объем – это не очень большая проблема. Главное, чтобы по качеству эти гибриды соответствовали запросам рынка и тем технологиям извлечения сахара, которые мы освоили, чтобы в итоге мы получили высокосахаристую свеклу с определенными параметрами.
Что же касается зерновых и бобовых, то мы используем сорта российской селекции или семена, выращенные в России. При производстве кукурузы на силос наши предприятия уже давно закупают исключительно отечественные семена, поскольку они адаптированы к нашим климатическим условиям и показывают неплохие результаты по массе. Что касается семян и гибридов кукурузы на зерно и подсолнечника, то в этом сегменте за последние два-три сезона доля отечественного материала выросла с 65 до 90 %. Также почти все гибриды подсолнечника, которые мы сеяли в этом году, выращены на территории России.
Если говорить о средствах защиты растений, то «Продимекс» довольно продолжительное время занимается оптимизацией расходов по этому направлению. В структуре затрат присутствуют препараты как ведущих зарубежных производителей, так и российских. Доля препаратов, произведенных на российских заводах, к 2022 году уже составляла 75 %, эти параметры актуальны и сейчас. Почти вся применяемая нашими предприятиями гербицидная линейка – российского производства.
В настоящее время мы продолжаем зависеть от импорта, но прошел, скажем так, период непредсказуемости. Да, все стало дороже. Это дополнительным бременем легло на себестоимость продукции. А кроме того, при рекомендованных сдерживаемых ценах на конечный продукт у нас рентабельность гораздо ниже, чем она могла бы быть, но она достаточна для того, чтобы нормально себя чувствовать и выполнять нашу инвестиционную программу.

– Планирует ли ваша компания внедрять какие-то инновации в производстве и логистике? Какое место технологии цифровизации занимают сейчас в вашей компании? Как они влияют на производственные процессы?
– У нас уже стало привычным употребление в речи таких слов как «цифровизация» и «инновации», но за ними стоит системная работа, многолетние испытания и последовательное внедрение новых технологий. В нашей компании цифровизация охватывает все направления — от производственных процессов до агрохозяйств – и становится основой для поступательного развития. Мы рассматриваем цифровые решения как инструмент, который помогает нам повышать урожайность, снижать издержки и более точно управлять всеми ресурсами.
– Какие вообще у компании «Продимекс» планы по развитию на ближайший период? Какие крупные инвестпроекты запланированы?
– Наш ключевой приоритет — это стабильность: стабильность в работе, в обеспечении рынка качественной сельхозпродукцией и в выполнении наших обязательств. Мы придерживаемся стратегии устойчивого, последовательного развития, а не резких скачков. Для нас важно не просто наращивать объемы, а укреплять эффективность и надежность всех производственных процессов.
Поэтому в ближайшие годы мы будем сосредоточены на планомерной модернизации действующих площадок, повышении урожайности, внедрении технологических решений, которые дают прогнозируемый и устойчивый результат. Для нас принципиально важно развиваться в тех направлениях, где мы можем гарантировать качество, стабильность поставок и долгосрочную эффективность.
Мы тщательно оцениваем каждый крупный инвестпроект — он должен усиливать компанию стратегически, а не создавать излишние риски. Иными словами, мы делаем ставку на стабильный рост, профессиональную надежность и долгосрочное присутствие на рынке.
– Какова сейчас ситуация с экспортом вашей продукции?
– Ситуация с экспортом, как вы понимаете, за последние годы резко изменилась. Мы потеряли все ключевые зарубежные рынки, куда мы отправляли свою продукцию. Это весь Ближний Восток, включая Израиль, Европа, в особенности Скандинавия, Африка.
Впрочем, стоит подчеркнуть, что такой активный экспорт имел место, когда надо было убирать с внутреннего рынка профицит, который на нем создался. Это было как раз тогда, когда мы технологически переходили на новые формы хозяйствования, в итоге стали производить больше сахара, и его буквально стало некуда девать. Цена стала падать, хранить было уже негде. Тогда мы активно занялись реализацией товара за рубеж. Мы были лидерами в России по объему экспорта сахара, вывозили его в десятки стран.
Но как тогда, так и сейчас наш главный ориентир – это внутренний рынок. Наша задача – чтобы не было коллапса внутри страны, чтобы любой нашей продукции, будь-то сахар, бетаин, гранулированный жом или меласса, всего, что выходит с наших заводов, хватало в первую очередь для внутреннего потребления. А потом уже посмотрим, куда деть излишки.

– Как у вас развивается взаимодействие с федеральными и региональными властями? Какая поддержка нужна агробизнесу сегодня от государства?
Поскольку я отвечаю за взаимодействие со всеми органами власти, то очень плотно работаю как с региональными чиновниками в субъектах РФ, где мы присутствуем, так и с федеральными, в первую очередь, конечно, с Министерством сельского хозяйства, особенно, когда пришла новая команда с Оксаной Лут во главе.
Долгое время было так, что модель управления со стороны министерства постоянно менялась, а нам приходилось просто подстраиваться. Но когда министерство работает в закрытом режиме, это плохо. Нам просто выдают решение, и с завтрашнего дня мы должны жить по-новому. Как и кем оно принималось, на основании каких данных – непонятно... Поэтому мы активно стремились выстроить с чиновниками такие отношения, чтобы им было комфортно привлекать нас для консультирования и совместной разработки как стратегических, так и тактических решений. Теперь нас привлекают в рабочие группы, в экспертные советы, постоянно звонят, постоянно обращаются за консультациями. И надо сказать, чиновники очень быстро учатся, схватывают на лету.
Так что я считаю, что нам в итоге удалось «достучаться» до власти. Нас слышат и принимают во внимание очень многие вещи, которые я транслирую, как от имени нашего холдинга, так и от сахарного сообщества в целом. В текущих условиях агробизнесу особенно важны предсказуемость регуляторной среды, конструктивное взаимодействие государства, регионов и бизнеса — ключевой фактор для развития отрасли.
– Многие сельхозпредприятия говорят о кадровом голоде. Как обстоит кадровая ситуация у вас в отрасли? Ощущает ли «Продимекс» нехватку кадров? Как решает эту проблему?
– Не скажу, что у нас ощущается какой-то жесткий дефицит, который влиял бы сейчас на эффективность нашей работы. Хотя, конечно, если запросить наши агропредприятия, мы получим целый реестр вакансий. Тем не менее мы понимаем то, что нужна глобальная стратегия: из школьников, которые сейчас ходят, скажем, в 5-6 классы, подготовить смену на ближайшие 10-15 лет.
В ряде регионов, но больше всего, естественно, в Воронежской области, мы создаем агроклассы. Берем классное помещение, реконструируем его, брендируем, вводим доплаты учителям, проводим дополнительные занятия по профориентации. И тех детей, которые в этих агроклассах занимаются, мы берем на сопровождение, возим на экскурсии, они могут побывать в агроуниверситетах или на производстве, чтобы своими глазами увидели, где потом смогут учиться или будут работать.
– Далее – мы плотно работаем с ВУЗами. Возьмем, например, центральный российский агровуз, академию им. Тимирязева. Мы создали там лучший в стране центр профориентации – «Продимекс-Профиль». Он занимает 360 квадратных метров, там несколько локаций. Там можно проводить тематические занятия, там можно проводить эксперименты, там есть даже фитокласс с фитолампами и особо чистым воздухом. Там есть интерактивный макет завода, где можно увидеть каждый этап производства: от завоза свеклы до выхода сахара. Аналогичный проект был реализован в Курском агроуниверситете, а в сентябре 2024 года компания стала партнером проекта «Прогрессивные инженерные школы» Воронежского госуниверситета инженерных технологий.
Кроме того, каждый год мы отбираем десятки студентов из разных вузов, в том числе из Москвы, из той же «Тимерязевки», которые отправляются к нам на сезонную практику. Мы платим им зарплату, предоставляем им жилье, оплачиваем проезд до места и обратно, мы прикрепляем к ним людей, которые их обучают и следят за безопасностью. В итоге, понемногу расширяется кадровый ручеек, который течет в «Продимекс». У нас появляются новые люди, появляются выпускники агровузов, появляются выпускники техникумов.
– В этом году «Продимекс» отметил свое 33-летие. Какие уроки, какой опыт вынес топ-менеджмент за такой период развития компании?
– 33 года — серьезный рубеж, и он был бы невозможен без способности компании «Продимекс» постоянно учиться, адаптироваться и развиваться. Последние несколько лет действительно стали испытанием для всего агробизнеса — менялась логистика, рынки, технологии. Но именно такие периоды дают самые ценные уроки. Для нас главным стало понимание, что устойчивость рождается из комбинации профессионализма, технологичности и долгосрочного подхода. Мы накопили огромную базу знаний в сфере АПК. Это тот фундамент, который дает нам уверенность в будущем и позволяет стабильно обеспечивать продовольственную безопасность страны. Сегодня особенно важно не просто производить продукт, но делать это эффективно, предсказуемо и качественно — и наш опыт напрямую работает на это.














