В авторской экспертной колонке для «Абирега» адвокат Галина Белик отмечает, что неисполнение решений суда все чаще становится не просто нарушением гражданских обязательств, а уголовно наказуемым проступком. По ее словам, практика применения статьи 315 УК РФ ужесточается, а с 20 января 2026 года должников ждут новые санкции, включая обязательные работы.
Все знают, что вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех и подлежат неукоснительному исполнению. Но далеко не все их исполняют.
Многие обходят это по-разному: кто-то (при наличии крупной суммы долга) подает на банкротство, рассчитывая списать долг, кто-то хитрит, меняет адрес (желательно на другой регион), директора, учредителя и бросает компанию, которая «уходит в туман». Налоговая ввиду отсутствия фактического пребывания компании по юрадресу принимает решение о ее ликвидации.
Иногда это сходит с рук — чаще всего из-за отсутствия должного мониторинга кредитором, а иногда может повлечь за собой уголовную ответственность.
В одном из примеров после кражи из магазина собственник взыскал стоимость ущерба с ЧОПа, который по той же схеме сменил учредителя, директора, а затем, пока потерпевший добросовестно ожидал, компания прекратила существование. Заявление о возбуждении уголовного дела несколько лет перекидывают из одного города в другой, при этом ЧОП (открывшись заново) полагает, что это гражданские правоотношения, которые уже прекратились закрытием компании. И только сейчас, после обращения к новому областному прокурору, начали рассматривать дело.
А в другом случае две компании заключили притворную сделку, по которой одна из сторон подписала документ, обязываясь поставить товар по договору. А вторая сторона, воспользовавшись доверием, подала иск в суд. Суд, приняв буквальное содержание слов и выражений в договоре, взыскал с первого бизнесмена деньги за «непоставленный товар» (решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.10.2023 по делу № А08-35/2023). Он, конечно, платить отказался принципиально, ведь на самом деле понимал, что ничего не должен. Но решение суда имеет силу обязательного исполнения.
Мало кто вчитывается, что пишет судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Но кроме суммы долга он предупреждает должника об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.
У нас по стране нет единого подхода в моменте привлечения к ответственности должника — сколько должно быть объявленных приставом предупреждений, которые свидетельствуют о злостном уклонении лица от исполнения установленных судом обязательств. И вот проигравшего предпринимателя привлекли к уголовной ответственности по ч. 2 статьи 315 УК РФ. Больше года нервов, но 25 ноября уголовное дело удалось прекратить. Ему разъяснили право на реабилитацию.
Но случаев прекращения уголовных дел не так много, а практики привлечений по данной статье стало гораздо больше, чем раньше.
Кого могут привлечь по статье 315 УК РФ?
Если вас обязали прекратить распространение какой-либо информации (в том числе порочащей) или опровергнуть ее в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, то могут привлечь по ч. 1 данной статьи.
А вот что касается предпринимателей, а также представителей власти, госслужащих — привлечь могут при злостном неисполнении представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу судебного решения, приговора или иного судебного акта или даже за воспрепятствование их исполнению.
А с 20 января 2026 года к санкциям добавились еще обязательные работы, что свидетельствует о том, что о данной статье «вспомнили». Статья предусматривает срок лишения свободы до 2 лет, поэтому эта санкция неприятна, да и на репутацию повлияет. Теперь не платить по долгам станет сложнее.













