Бизнес «Эфко» делится на несколько направлений. То, о чем мы сейчас говорим – это скорее брендовый дивизион. И все, с чем наши покупатели или слушатели соприкасаются, видят в магазинах – соусы, кетчупы, растительные альтернативы – наши бренды – «Слобода», Altero, «Олейна» и Ideal. Брендовый бизнес – это примерно 30-35% от общей доли.
Второй по размеру, хотя они примерно равны, это бизнес по производству подсолнечного масла для промышленной переработки. Мы крупнейший переработчик семечек в стране и крупнейший экспортер подсолнечного масла. А третье большое направление – это промышленные жиры, которые необходимы для пищевой отрасли. Печенье, конфеты, пряники, тортики, слойка и так далее – в производстве этой продукции участвуют промышленные жиры.
Последние шесть лет мы идем по пути инноваций, во главу поставили биотех. Прецизионная ферментация (а этой технологии всего-то 20 лет) активно развивается. Ее приход в пищевую промышленность стал прорывным три-четыре года назад.
У нас есть свой большой научный центр. Мы дружим с учеными в нашей стране и работаем с теми, кто занимается биотехом. Привлекаем и иностранных специалистов. До сих пор активно сотрудничаем с международными научными центрами по всему миру.
Максимально амбициозная задача – это попробовать поучаствовать в войне против сахарного диабета. Возможной альтернативой могут стать сладкие белки, которые в тысячи раз слаще сахара, без инсулинового отклика, и они могут уменьшать применение сахара минимум вдвое. Также замахиваемся на возможность поучаствовать в решении вопроса продовольственной безопасности Африки. Накормить этот материк белком, жутчайший дефицит которого там наблюдается. Потенциальный рынок – растительное мясо.
Третье (наверное, самое вдохновляющее и самое сложное) – это все, что связано с клеточным питанием и здоровым долголетием. Это о том, как эксплуатация симбиотической связи «кишечник-головной мозг» дает возможность нормализовать наш микробиом. Например, вы выпили кефир, обогащенный полезными микроорганизмами – ваша память увеличилась, усилилась концентрация. Это реальная технология. Но самое интересное заключается в том, что мы все же живем в эпоху тотального переключения на «фарму» для того, чтобы увести людей от стресса. Это вызов современности. И микроорганизмы для нормализации микробиома могут выполнять функцию антидепрессантов. Они избавляют от стресса и восстанавливают настроение.
В 2018 году мы узнали, что из американского венчурного фонда, работающего в формате бизнес-инкубатора, Y Combinator выпустился стартап, который разрабатывает жиры из микроорганизмов. Мы посмеялись, что очередные фантазеры «проехали по ушам» инвесторам и предложили им какую-то сказку. Нам показалось это невозможным потому, что дрожжи делают белки. А чтобы дрожжи продуцировали жиры… Звучало как полная ерунда. Но тогда наши ученые рассказали нам, что почти из 1600 видов известных дрожжей есть 5%, которые действительно способны продуцировать жиры. Они назвали это интересной задачей: научить эти дрожжи делать жир для вафельных начинок. Эта технология дает возможность создавать сложные недоступные жиры.
И нас «поднакрыло». Стало понятно, что мы возились в песочнице: большого роста нет, как и заработка, но все стабильно. И тут стало понятно, что эти стартапы придут и выметут все старое. Тут будет уместна аналогия с Nokia и Motorola в мире гаджетов. Мы себе сказали, что если ты занимаешься едой, но не занимаешься биотехом, рано или поздно биотех начнет заниматься и тобой, и твоей едой.
В альтернативах традиционному мясу есть несколько разных технологий. Например, растительный белок, который текстурируется и создается в виде фарша так, что очень походит на котлету. То есть Beyond Meat – это как раз растительная альтернатива мясу. Также есть клеточное мясо, когда берут стволовую клетку и, помещая в культуральной жидкости, выращивают мясное волокно. И в таком автоклаве нам обещают вырастить стейк. Это два очень разных направления внутри одной альтернатив.
Мы не стали связываться с клеточным мясом. Эта технология показалась нам странной. Кроме того, непонятно, как она влияет на метаболизм. А вот растительное мясо нам показалось интересным. Мы выращиваем в стране сою, мы крупнейший переработчик отечественной сои. А это интересный белок. Если в сою добавить подсолнечный белок и рис, она по аминокислотному составу практически приравнивается к говядине. Получается интересная альтернатива.
Если вы пробуете пасту болоньезе, я гарантирую, что вы не догадаетесь, что она приготовлена из нашего растительного фарша. И это важное технологическое достижение последних двух лет.













