18 февраля 2026, 12:54
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости

Основательница парка «Нелжа.ру» Василиса Ферингер: «Усилить выручку, но пройти моральный фильтр»

18.02.2026 11:27
Автор:
Основательница парка «Нелжа.ру» Василиса Ферингер: «Усилить выручку, но пройти моральный фильтр»
Фото и личного архива Василисы Ферингер
Основательница парка «Нелжа.ру» Василиса Ферингер рассказала о своем «моральном фильтре» и проблемах туризма региона

В рамках спецпроекта «Индустрия впечатлений» журналист «Абирега» пообщался с основательницей парка «Нелжа.ру» Василисой Ферингер. Госпожа Ферингер поделилась своим взглядом на проблемы туристического направления Воронежской области, сотрудничество проектов туризма и уникальность потока в зимний сезон.

– В чем основная проблема воронежского туризма?

Дело в том, что долгое время Воронеж как туристический город не пропагандировался. Нет истории и нет понимания того, что существенную часть бюджета можно привлекать туризмом. Какие-то существенные события могут положительно влиять на развитие отрасли.

Характерный пример – успех футбольного клуба «Факел» вызвал всплеск интереса к нашему региону.

Сейчас наблюдается упадок в ресторанной сфере. Если как-то двинуть туризм, то многим это поможет выжить, поскольку кто-то уже закрывается, кто-то продает бизнес, кто-то просто находится далеко не в шикарном положении. Я вижу это возможным через привлечение специалистов в области туризма, которые понимают, что и как делать.

Ярким событием в сфере туризма стала стратегическая сессия по развитию туристического потенциала города Воронежа, которую провели Школа креативного мышления ИКРА и Комитет по туризму города Москвы. В сессии принимал непосредственное участие губернатор и полномочный представитель президента по ЦФО. Это была сессия сотворчества, коллективная работа, в которой команда Воронежской области, включая меня, совместно с экспертами создавала решения, а не просто обсуждала идеи. Очень крутая была команда экспертов. Мне посчастливилось с ними общаться, участвовать в обсуждениях. Они ребята думающие, понимающие и в этом живущие, однако дальше это знание передать не могут.

Мое глубокое убеждение, что одно из важнейших направлений – это просвещение самих людей, которые живут в регионе. Мы сами не знаем историю своего края, не знаем, чем он примечателен, кроме того, что здесь был Петр Первый. (улыбается – прим. ред.)

– Как у вас происходит взаимодействие с другими парками, проектами и регионом?

С коллегами из других парков у нас дружеские отношения — обмениваемся опытом, обсуждаем решения проблем. У кого-то сильная сторона — самоокупаемость, у нас — турпоток зимой. С местными партнерами тоже пробовали совместные проекты, но это сложно. Возможно, позднее попробуем вновь.

Летом прошлого года участвовали в федеральной программе «Россия – страна возможностей». Не сильно денежная история, но все же поддержка. «Графский поезд» — экскурсионный проект Юго-Восточной железной дороги и пригородной пассажирской компании «Черноземье». Тоже, в своем роде, поддержка и постоянный, пусть небольшой, но туристический поток.

Касаемо вопроса региональных мер поддержки, не думаю, что мы реализовываем такую помощь в классическом понимании. Районная администрация идет нам на встречу, некоторые бытовые вопросы закрываются с их помощью – очищение дорог, ремонт ям, освещение. Также, например, могут выделяться средства на благоустройство села. Это само по себе поднимает уровень территории. Государственными инвестициями мы за время существования парка не пользовались.

– Почему корпоративный туризм развивается проще, чем частный?

Возможно, потому что большинство людей, что развивают туризм, понимают больше именно в корпоративном ответвлении. Я считаю, что у нас хороший потенциал – город немолодой, с интересной историей. Он может быть интересен для посещения так же, как и много других туристических городов.

Отдельно отмечу паломнический туризм. В 18-м веке, после прославления мощей Митрофана Воронежского, в Воронеж потянулись десятки тысяч паломников. Приток паломников во многом обеспечил развитие Воронежской губернии тогда.

Великие святые покровители земли Воронежской – святой Митрофан Воронежский, святой Тихон Задонский, святой Антоний Смирницкий, святой Петр Зверев, монастыри с глубокой историей, пещерные храмы – это делает Воронеж и сегодня одним из центров подобных христианских путешествий. Мне паломничество видится перспективным направлением туриндустрии.

В рамках отечественной истории Воронеж имел большое значение. Если обратиться к истории, можно даже сказать: «Воронеж - второй Сталинград». Это все козыри, которые пока не использованы. 

– У вас был опыт работы с федеральным памятником. Расскажите, какие сложности возникли в процессе?

Мы приобрели здание, которое находилось в плохом, аварийном состоянии. Оно получило статус памятника уже после реставрации. Особых проблем не возникло, кроме процедур в охранной зоне — они потребовали времени и ресурсов. Сейчас приходится учитывать ограничения по радиусу застройки и этажности.

Мы работали вместе с архитектором-реставратором, поэтому изначально все делалось грамотно.

Касаемо вопроса ответственности в работах с такими объектами – с одной стороны, это может пугать, с другой – есть какой-то контроль за сохранением архитектуры. Мы так ответственно к этому подошли, поскольку был интерес именно сохранить историческое здание, а не использовать его для других целей.

– Поток в парке в зимний сезон – нонсенс или уже обыденность?

Зимой к нам едут прежде всего за атмосферой праздника — за ощущением Нового года. Мы стараемся делать все качественно, поэтому даже сарафанное радио работает на нас. В этом году посещаемость немного снизилась из‑за эпидемии гриппа и школьного карантина, но выросло количество положительных отзывов о программах. Думаю, сказка все же удалась.

– Удается ли парку закрывать финансовые потребности?

Пока полностью – нет, за исключением новогоднего периода. На территории действуют две структуры: общепит и сам парк с анимационными программами. Основной доход дают организованные группы. За годы работы мы стали лучше понимать запросы людей и развиваем те направления, которые считаем важными — например, музейный проект.

Работа с группами отлажена, а вот в организации досуга гостей, посещающих парк в частном порядке, пока есть слабые места. Сейчас основные усилия концентрируем в этом направлении. В этом году в дополнение к катку открыли обновленную тюбинговую горку, установили на нее всесезонное покрытие с разгоночными роликами.

В ближайшее время готовимся запустить проект контактного зоопарка. Стараемся радовать наших гостей новыми впечатлениями.

Да, мы уже понимаем, как работать с людьми, усилиться и повысить прибыль, но это все равно проходит через жесткий «моральный фильтр».

– Есть ли какие-то планы на ближайшую перспективу?

Хотим сделать такой интересный проект как музей военного фронта, чтобы люди Воронежа узнали правду о своей истории. Мы же все часть этого, наши бабушки и дедушки с этим жили. Стараемся успеть в этом году, сейчас идут проектировочные работы.

Также работаем над проектом контактного зоопарка в рамках настоящей русской деревни. На территории парка есть три старинных дома – ткацкая мастерская, дом крестьянина и дом земской учительницы. Не без участия местных жителей мы смогли воссоздать антураж быта человека того времени. В какой-то момент мы пристроили к домам скотные дворы, где посетители могли увидеть лошадей, курочек, коз и других животных.

Мы поняли, что людям это очень интересно – будем менять формат в сторону контактного зоопарка. Там, к слову, появятся такие «диковинки» как капибары. Ждем весну, чтобы начать. 

Комментарии 0