Запасы зерна в стране к июлю следующего года могут составить примерно 5-9 млн тонн
Рост цен на зерновых рынках вызван объективными причинами, считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько
- По самому пессимистическому прогнозу, сколько соберут в этом году зерна в России?
- Скажем так, ниже 65 млн тонн.
- И на что хватит этих тонн?
- Внутренний баланс получается напряженным. С учетом закрытия экспорта переходящих запасов и небольшого импорта на внутреннее потребление должно хватить.
- А на экспорт хватило бы?
- Небольшой экспорт уже состоялся. У нас страна такая просторная, что пока в Москве подсчитывают баланс, несколько миллионов тонн зерна с юга уже уплыло на выпечку тандырных лепешек. В этом году до 15 августа вывезем на экспорт около 3,5 млн тонн. Закрытие экспорта было правильным, хотя чрезвычайно болезненным для ряда регионов, отраслей и компаний решением.
- Как вы оцениваете ситуацию на мировом рынке? Насколько она безмятежна?
- За последние два месяца благодаря преимущественно "усилиям" России мировые цены на пшеницу выросли со 165 до 280 долл. за тонну. Это, кстати, демонстрирует ту роль, которая играла наша страна в снабжении населения обширного региона мира продовольственной пшеницей. Так, на крупнейшем региональном рынке Египта, который в год импортирует около 9 млн тонн, доля России с начала 2000-х выросла с нуля до 60% в прошлом сезоне. С этой страной после введения запрета на экспорт с нашей стороны останутся невыполненными контракты на общий объем около 0,5 млн тонн пшеницы.
- И все-таки что касается роста цен на зерно: какие все-таки вы назвали бы фундаментальные факторы, которые влияют?
- Кроме засухи в России, это недобор зерна в Западной Европе, Украине, засуха в соседнем Казахстане. Но все они вместе взятые не дали того эффекта, как наши проблемы.
- Как вы думаете, кто выиграл и кто пострадал от введения запрета на экспорт зерна?
- Выигрывают все отечественные потребители зерна и продуктов его переработки. Проигрывают весь ориентированный на экспорт зерна агробизнес Юга России, все импортеры российского зерна, частично соседние Украина и Казахстан и, к сожалению, репутация нашей страны как устойчивого экспортера зерна на мировой рынок.
- А при чем здесь Украина и Казахстан?
- Многие импортеры теперь вычеркивают наше Причерноморье из источников снабжения зерном. Для них мы все остаемся БСС - Бывший Советский Союз. К тому же после ухода России с экспортного рынка резко возросла нагрузка на Украину - ряд импортеров теперь смотрят на эту страну как на источник относительно недорогой продовольственной пшеницы. В результате там подскочили внутренние цены на пшеницу и муку.
- Когда наконец у нас определятся с зерновым балансом по стране в целом и по отдельным регионам?
- Контуры зернового баланса становятся известны примерно к концу ноября, когда заканчивается уборка по всей стране. Но его основные черты и проблемы понятны уже к настоящему времени. В зависимости от многих факторов - урожая сахарной свеклы и масличных, наличия или отсутствия дождей до наступления холодов, решений хозяйств по сохранению поголовья скота, стоимости импортного зерна и т.д., при прочих равных условиях, запасы зерна в стране к июлю следующего года могут составить примерно 5-9 млн тонн. Это достаточно напряженный баланс.
- Что происходит с внутренними ценами на зерно после введения запрета?
- На Юге России, как и ожидалось, наблюдается просадка цен примерно на 1 тыс. рублей за тонну. Но мы считаем, что цены вряд ли упадут значительно. А при таком балансе рано или поздно снова возобновится их рост. Более сложной проблемой является выстраивание новой логистики Юга с ориентацией на потребителей на внутреннем рынке. Очень важно сохранить там высокую мотивацию для производства.
- Когда наша страна вернется на мировой рынок зерна в качестве экспортера?
- Если реально смотреть, думаю, не раньше 1 августа 2011 г.
- Где у нас сосредоточены основные запасы зерна?
- Они раскиданы в переходящих запасах по всей России. Но по итогам уборки урожая основные запасы будут на Юге России и в Западной Сибири.
- Как ситуация будет развиваться дальше?
- Самое главное - чтобы погода, финансы и наличие семян помогли обеспечить осеннюю посевную. С тем, чтобы заложить здоровую основу для урожая будущего года.
- Аналитики, которые анализируют рынок, совершают ошибки в своих нынешних заключениях?
- Как всегда. На то они и аналитики, чтобы ошибаться. Более того, сам рынок по сути своей - рефлективен. То есть если все поверят аналитику, его прогноз уж точно не сбудется. Потому что все начинают работать по его сценарию и тем самым разрушать прогноз. Поэтому мы должны постоянно корректировать оценки и предлагать новые решения.
Елена Шмелева
Российская бизнес-газета, №763 от 17 августа 2010 г.