Недавно Промышленный суд Курска признал виновным Виктора Богданова, известного как Павсекакий, в вымогательстве, совершенном группой лиц в крупном размере. Сообщником Богданова стал его водитель, который тоже был осужден за это преступление. Впрочем, последний, если говорить на театральном языке, в преступлении выполнял роль «Кушать подано!» Главные действующие лица – Павсекакий и курянка, по некоторым причинам на скамью подсудимых пока не попавшая. Именно они организовали и разыграли криминальный спектакль «Журналист из Москвы».
Действующие лица и Х.
Обнародовать, кто скрывается под маской этой дамы, мы пока не имеем права. Назовем ее Х. Сообщница Виктора Богданова еще не осуждена. На предварительном следствии ей было предъявлено обвинение по пунктам «а» и «г» части 2 статьи 163 УК РФ «Вымогательство, совершенное группой лиц в крупном размере». Почему же женщину не судили вместе с ее сообщниками? Дело в том, что она находится в интересном положении. Ее адвокат предъявил суду справку о том, что состояние здоровья будущей матери вызывает беспокойство врачей. В результате уголовное дело по обвинению Х. выделено в отдельное производство.
Так как мы не можем назвать имя Х., достаточно сказать, что она – журналистка, в некоторых редакциях занимавшая руководящие должности. Также миссис Х. была помощником одного из депутатов Государственной Думы. Х. пользовалась доверием пострадавшего, генерального директора ОАО «Курские электрические сети» Юрия Бессонова, помогала ему на выборах в депутаты городского Собрания. На момент организации и совершения преступления Х. по трудовому договору работала пресс-секретарем пострадавшего. Виктор Богданов был редактором еженедельника «Регион-46», писал нравоучительные статьи и неутомимо «разоблачал» власть. А Олег Шевляков был его водителем.
Действие первое: Предательство
Однажды Х. познакомила генерального директора Юрия Бессонова с редактором газеты «Регион-46» Виктором Богдановым, как с хорошим журналистом. Стороны договорились о сотрудничестве. У поставщиков электроэнергии довольно интересных для курян тем. В конце визита Юрий Бессонов высказал пожелание, чтобы журналист, если ему станет известно о готовящейся публикации негативного характера в отношении возглавляемой им компании, дал знать об этом. И Богданов пообещал предупредить генерального директора, если что-либо узнает о подобном материале.
Наверное, именно это предложение и легло в основу замысла преступления. Х. в силу служебных обязанностей была осведомлена о делах компании. Она договорилась с Богдановым о подготовке соответствующих материалов, пресловутых «бомб», появление которых будет крайне нежелательно для потерпевшего.
Удар сообщники решили нанести со стороны Рыльска. «Рыльские электрические сети» разорились, и это не было секретом. Однако передергивая некоторые факты и подключив фантазию, Богданов написал две статьи под бойкими названиями «Темные дела Курской области» и «Кому нужны электросети провинциального Рыльска». А Х. принялась готовить почву для вымогательства. Она поставила в известность своего начальника о приезде в Курск известного московского журналиста. Якобы гость из столицы намерен подготовить критические материалы об их компании и уже собрал материал в Рыльске. При этом Х., пообещав, подключив все свои связи, достать копии пока еще неопубликованных статей.
Визитом столичного журналиста в Курск было поручено заниматься начальнику службы безопасности ОАО «Курские электрические сети» и одному из заместителей генерального директора. А Х. нагнетала ситуацию. Она доложила руководству, что навела справки и узнала, что приехавший в Курск «Олег Николаевич» представляет сразу два издания — «Известия» и «Коммерсантъ», где занимает высокие посты. Далекие от журналистской профессии энергетики не задумались, каким образом «Олег Николаевич» может одновременно занимать руководящие должности сразу в двух изданиях. (Эдак и 24 часов в сутки будет мало!) А еще они безоглядно поверили Х., вместо того, чтобы позвонить в Москву и узнать, действительно ли в «Известиях» и «Коммерсанте» трудится «Олег Николаевич».
Действие второе: Встреча с «журналистом»
Зачем Х. и Богданов придумали все это? Им хотелось денег. Они считали, что пострадавший выложит крупную сумму за то, чтобы публикации не вышли в свет. Вымогатели решили потребовать со своей жертвы 600 тысяч рублей. И в деле появился третий персонаж – водитель Олег Шевляков. Он разбил автомобиль и нуждался в деньгах, чтобы отремонтировать его. За 150 тысяч рублей шофер согласился выполнить роль журналиста «Олега Николаевича». Такая же сумма предназначалась Богданову. 300 тысяч рублей желала получить Х. Что ж, делить шкуру не убитого медведя – плохая примета.
Шевляков, встретившись с заместителем генерального директора, представился журналистом из «Известий» и «Коммерсанта». И ему тоже поверили на слово, не попросив показать журналистское удостоверение, которого, естественно, у вымогателя не было. Тем не менее преступный сценарий затрещал по всем швам. Во-первых, водитель никак «не тянул» на столичную акулу пера. А во-вторых, о цели своего визита в Курскую область он нес полную чушь. Якобы существует высокопоставленное лицо (называть его «Олег Николаевич» не может), заказавшее ему материал, порочащий деловую репутацию ОАО «Курские электрические сети». За опубликованный материал заказчик обещал заплатить журналисту 1,8 миллиона рублей. Но, хотя обе статьи уже готовы, «Олег Николаевич» согласен всего за тридцать процентов от названной суммы (то есть 600 тысяч рублей) забыть о «Рыльских электрических сетях». Деньги вымогателю были обещаны, назначено время для их передачи.
Действие третье: Те же и ФСБ
В ожидании денег злоумышленники нервничали. Богданов несколько раз набирал телефон Х. «Все под контролем!» — успокаивала его сообщница. Она не знала, что ситуацию под контроль уже взяли сотрудники ФСБ. Пострадавший обратился в правоохранительные органы.
«Олег Николаевич» не решился сам идти за деньгами. Он попросил об этом своего ничего не подозревающего приятеля Д., воздав ему при этом злом за добро. Д., пожалев разбившего автомобиль Шевлякова, разрешил ему ездить на своей машине. Д., полагая, что ему сейчас отдадут пакет с какими-то документами, был в шоке, когда его встретили люди в погонах. А дальше для вымогателей наступила печальная пора. Предварительное следствие по делу о вымогательстве продолжалось год. Все это время Павсекакий находился в следственном изоляторе.
- Уголовное дело по обвинению Богданова, Шевлякова и Х. в вымогательстве занимает восемь томов, — говорит помощник прокурора Сеймского округа Ольга Свеженцева. — Я бы сказала, что это преступление отличает непорядочность фигурантов уголовного дела. Например, Х., которая, воспользовавшись доверием человека, предоставившего ей работу, вместе с Богдановым разработала преступление. В свою очередь Богданов, желая получить деньги, согласился участвовать в вымогательстве и вовлек в преступление водителя Шевлякова. В судебном заседании Богданов и Шевляков полностью признали свою вину, раскаялись. Учитывая второстепенную роль Шевлякова в преступлении, наличие у него ребенка, суд приговорил его к трем годам лишения свободы условно и штрафу в размере 25 тысяч рублей. Виктор Богданов приговорен к трем годам и трем месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима и штрафу в размере 50 тысяч рублей.
Не удастся избежать наказания и Х., которая предстанет перед судом, когда выздоровеет.
Анна Журавлева
Курская правда, №95, 19 августа 2010 года