В школе она мечтала стать переводчиком, хотела увидеть самые известные достопримечательности мировой культуры не на открытках или страницах путеводителей, а своими глазами, побывав в разных странах мира. Что сегодня и делает, но… как топ-менеджер. Об этом корреспондент «АиФ-тамбов» и ведет разговор с начальником УПФС по Тамбовской области Татьяной Саблиной.
Оптимизация и сокращение — очень разные вещи
А поводом для встречи стал звонок наших читателей. С него и начали беседу:
— Татьяна Владимировна, наши читатели тревожатся по поводу того, что в 38 отделении связи города Тамбова сократили количество сотрудников отделения, отчего возникла масса проблем у пользователей услуг почтового отделения. Поясните, в чём дело?
— О сокращении штатов в наших почтовых отделениях, тем более в областном центре, речи не ведётся. А вот процесс оптимизации работы почтовых отделений области идёт непрерывно и постоянно. Это ни в коем случае не сокращение работающих. На протяжении, по меньшей мере, последних 15 лет мы не сократили ни одного почтового отделения в области. Напротив, мы увеличиваем их количество. Это не значит, что у нас нет кадровых проблем в почтовой службе.
Проблемы, безусловно, существуют. Они связаны, как это часто бывает, с несовершенством законодательства, в котором есть формулировки, предполагающие многочисленные трактовки, в том числе и в Законе о почтовой связи. Например, такая формулировка: органы местной власти оказывают содействие в предоставлении помещений для почтовых отделений. Однако сами понимаете, что значит «оказывать содействие». В сельских территориях у нас достаточно тесная связь с муниципальными властями.
Что же касается городов, особенно Тамбова, то тут, конечно, вся недвижимость высоколиквидна и сдаётся в аренду только на коммерческих условиях. Потянуть нам сейчас аренду новых помещений не представляется возможным. Почта, как известно, много лет была убыточным предприятием, а сейчас мы балансируем на грани безубыточного производства. С этим и связана проблематика размещения почтовых отделений связи в областном центре, в том числе и в том, откуда к вам обратились читатели. Однако и в этих весьма непростых условиях мы совсем недавно — примерно полтора года назад — открыли дополнительное отделение связи в северном районе города, на пересечении улиц Рылеева и Магистральной. Так что, возможно, стоит просто пройти несколько десятков метров, чтобы избежать стояния в очередях?
— Не секрет, что зарплата почтальона невелика. Но коллективы почтовых отделений достаточно стабильны. Каким образом удаётся избежать «текучки» в отрасли?
— Пусть не покажется пафосной моя фраза, но почта — это не совсем профессия. Это сама жизнь. Люди сюда приходят, осознавая, что профессия почтальона — не самый квалифицированный труд, но, поверьте, он и не самый безопасный. Сложности начинаются иногда просто с доступа в квартиры, не говоря уже о домах в частном секторе. Но ссылаться на это неконструктивно: с нас никто не снимает функции качественного обслуживания. Тем более, что это ещё и финансовая ответственность.
Хочу сказать и о том, что зарплаты наших сотрудников складываются как из окладной части, так и из премиальных выплат. Так что для тех, кто желает заработать, возможности есть. Да, конечно, нужно приложить усилия, но положения о премировании у нас все достаточно прозрачны, доведены до всех под роспись, так что дело за конкретной работой.
Возвращаясь к вашему вопросу, повторюсь: да, зарплаты у нас не самые высокие. Но люди, работающие в почтовых отделениях, преданны своей профессии. Почта — гарант стабильности и соблюдения трудового законодательства. Есть социальный пакет, программа добровольного страхования. Все почтальоны застрахованы от несчастных случаев и тому подобных вещей, потому что у нас есть страхование жизни и здоровья каждого из работающих. Регулярно предоставляются ежегодные отпуска, зарплаты, несмотря на возникающие трудности, из месяца в месяц выплачиваются как часы. На таком огромном предприятии, как почта России, это очень важно. Так что здесь достаточно положительных сторон.
Регион-курьер — «скорая помощь» в быту
— Один из механизмов повышения заработной платы сотрудников почты — введение новых услуг. У вас есть о чём сказать в этом плане?
— Безусловно. Жизнь постоянно диктует нам новые сферы приложения усилий. Совсем недавно мы ввели в массовое пользование такую услугу, как регион-курьер. Это отправление и доставка товарных вложений — всего, чего угодно. В первую очередь — доставка на дом тех товаров, которые продаются на почте. Доставят и заказную корреспонденцию. Достаточно позвонить в почтовое отделение, и вам привезут всё, что требуется, вплоть до продуктов питания из супермаркета.
— Насколько я понимаю, вам, человеку с прекрасным гуманитарным образованием, пришлось освоить профессии, мягко говоря, не самые типичные для молодой интеллектуалки. Какие внутренние ресурсы вам пришлось мобилизовать, чтобы не выпустить ситуацию из-под контроля?
— Когда становишься руководителем, поневоле постигаешь глубинную суть слогана старых времён: «Москва за нами». И пусть за твоей спиной не судьба столицы, но — судьбы множества людей. И тут никто не будет спрашивать, какое у тебя образование или что для тебя предпочтительней — «светская» беседа о курьёзных ошибках в почтовых отправлениях или пререкания с представителями подрядчиков, которые дипломатической лексики предпочитают не придерживаться. Действительно, свою профессиональную карьеру я начала, окончив ин-яз нашего Державинского университета. В настоящий момент я получаю своё чётвертое образование. Пришлось и экономику, и менеджмент изучать, учиться в рамках президентской программы, являющейся аналогом высшего образования в сфере управления. Знаете, исходя из своего опыта, я могу утверждать: пластическую хирургию сейчас я, наверное, не смогла бы освоить, равно как и классическую — слишком велика ответственность за жизнь человека. Вдруг по незнанию что-то не то удалю. Всё остальное — было бы желание.
Тем и горжусь…
— Судя по всему, Вы — очень увлечённый работой человек?
— Мне очень нравится работать здесь. Даже с учётом того, что приходится преодолевать многочисленные трудности. А может, именно потому, что приходится их преодолевать. Как руководитель пятитысячного коллектива могу сказать: содержание сети — это огромные проблемы. Начиная от бытовых и хозяйственных и заканчивая какими-то личными проблемами и трагедиями. Протекают круши, сыплются потолки, ветшают стены, прорываются системы водоснабжения и водоотведения… У нас 667 отдельно стоящих зданий, которые при самом богатом воображении трудно назвать новостройками. И личные беды сотрудников никого в коллективе не оставляют равнодушными — у нас работают очень отзывчивые люди.
Помимо того, есть и стремление набраться такого опыта, чтобы идти самой вперёд и вести за собой людей. Я всегда говорю: если мы воплотим в жизнь мечту поэта-классика и создадим вокруг город-сад, мы решим проблему изобретения вечного двигателя, потому что постоянное отсутствие денег и необходимость столь же постоянных финансовых вложений в отрасль заставляют искать варианты неординарных решений. Все легко и просто, когда есть деньги. Когда есть государственное финансирование или инвестиции. А попробуйте развивать производство без денег. Невозможно, по логике вещей. Но знаете? Получается, и очень часто. Тем и горжусь…
Записала Вера Степанова
АиФ - Тамбов, №38, 22 - 28 сентября 2010 г.