Как известно, в современных экономических условиях банкротство - это неотъемлемая составляющая часть рыночной экономики. Поэтому не только государство, но и каждый субъект РФ должен заниматься регулированием процессов, происходящих в экономике, в том числе и через процедуру банкротства. В чем при этом состоит защита государственных интересов региона? С этого вопроса начался наш разговор с заместителем председателя комитета - начальником отдела по финансовому оздоровлению и банкротству комитета по экономике и развитию Курской области Николаем Константиновичем Рындиным.
— В том, во-первых, чтобы в результате проведения процедур банкротства сохранился имущественный комплекс организаций, как налогооблагаемая база с новым эффективным собственником, чтобы были созданы дополнительные рабочие места и сохранились социальные гарантии работникам.
На 1 сентября нынешнего года в процедурах банкротства находились 413 организаций, в том числе в процедуре наблюдения 66, конкурсного производства — 346 организаций и одна организация в процедуре внешнего управления. По отраслям производства это выглядит так:
Организации АПК-149, в том числе сельскохозяйственные — 134; пищевая и перерабатывающая промышленность — 26, промышленность — 24, транспорт и связь — 8, строительство — 30, строительство и эксплуатация дорог — 7, организации ЖКХ — 40, торговля — 28 и прочих — 101 организация.
- Можно ли предвидеть, что та или иная организация рискует попасть в число банкротов?
- Не только можно, но и необходимо. Для этого осуществляется ежеквартальный мониторинг финансового состояния организаций на основе представляемых администрациями районов балансов. Только по итогам прошлого года комитетом по экономике и развитию было проанализировано финансовое состояние 326 предприятий. 93 из них оказались платежеспособными, а 75 — убыточными и в отношении 7 из них возбуждены процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Надо отметить, что благодаря принятым мерам удалось предотвратить процедуру банкротства по 10 организациям.
По итогам 6 месяцев текущего года с убытком сработали 182 крупных и средних организации различных отраслей, что составляет 35,3 процента от общего количества. Эти организации также надо взять на особый контроль и администрациям районов, и отраслевым комитетам, и, естественно, комитету по экономике и развитию. Совершенно очевидно, что финансовое состояние убыточных организаций надо рассматривать первоначально на районных комиссиях по экономическим вопросам, проводить мониторинг их финансового состояния. И при необходимости принимать соответствующие меры.
- Ни для кого не секрет, что при проведении процедур банкротства в организациях области возникает целый ряд проблем, и одной из главных является то, что не погашается долг по заработной плате работникам.
— Да, это так. На начало сентября 57 организаций из 413, находящихся в банкротстве, имели реестровую задолженность по заработной плате перед работниками. Наиболее значительна она у ЗАО «Теткинский сахарный завод» — 9,5 миллиона рублей, ООО «Механический завод» Курчатовского района — 4,4 миллиона, ЗАО «Русь» Обоянского — 4,0 миллиона, ООО «Курский завод бытовой химии» — 3,6 миллиона, ООО Агрофирма «Глушковская Нива» — 1,7 миллиона рублей. В то же время, в первом полугодии был погашен долг по заработной плате в организациях-банкротах в сумме 25,3 миллиона рублей, в том числе 22,5 миллиона — это текущий долг по зарплате.
- Почему же эта проблема постоянно возникает?
- Эта проблема не возникает, она продолжается. Дело в том, что реестровый долг по зарплате перед работниками организаций-банкротов — это тот долг, который образуется до введения процедур банкротства — в конкретной организации. А причины — в неплатежеспособности и безграмотном менеджменте, которые зачастую и приводят к банкротству предприятия. Но надо признать и то, что, несмотря на привилегированную очередь погашения долгов по оплате труда перед остальными кредиторами, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» объективно не в состоянии гарантировать защиту прав работников в должной мере.
Например, в ходе процедуры банкротства ОАО «Сахарник» Пристенского района конкурсным управляющим не была погашена задолженность по заработной плате бывшим работникам в сумме 5,6 миллиона рублей, что привело к социальной напряженности в поселке Пристень. Окончательно задолженность была погашена новым собственником — ОАО «Группа «Разгуляй» при содействии администрации области уже после завершения процедуры конкурсного производства. Приходится постоянно держать этот вопрос на контроле. И во многом именно благодаря хорошо организованной и последовательной работе администраций районов, инспекторов по труду, арбитражных управляющих не имеют задолженности по заработной плате организации, находящиеся в банкротстве, в Конышевском, Льговском, Октябрьском, Поныровском, Черемисиновском и других районах.
Хотя здесь не все так просто. Бывает и так, что средств, получаемых от продажи имущества предприятия-должника, на погашение задолженности по заработной плате не хватает. Поэтому нельзя допускать, чтобы организация, оказавшаяся в процедуре банкротства, имела долг перед работниками по заработной плате. Особая роль здесь отводится Государственной инспекции труда в Курской области, службе судебных приставов. Меры, принятые этими и другими структурами, позволили погасить долг по зарплате в сумме 32,5 миллиона рублей. В то же время, по итогам первого полугодия службой судебных приставов направлено в адрес конкурсных управляющих 683 исполнительных документа о взыскании задолженности по заработной плате на сумму 14,4 миллиона рублей. И вовсе не факт, что этот долг удастся погасить. К тому же, если это не текущие платежи, то они будут погашаться только после четырех текущих очередей и капитализированных платежей, то есть фактически в пятую очередь.
- А можно ли в принципе не доводить до этого?
- Такая возможность есть. Надо активизировать работу по взысканию задолженности по заработной плате по исполнительным документам до введения процедуры конкурсного производства, а также в рамках процедуры наблюдения: когда на этом этапе органы управления должника имеют право на реализацию не более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, а средства направлять на погашение задолженности.
- Почему, на ваш взгляд, процедуры банкротства далеко не всегда дают желаемый результат?
- Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Но, тем не менее... Как показывает практика, многое зависит от позиции арбитражного управляющего, от того, насколько его подход к делу можно назвать государственным.
Успешно завершены процедуры на обувной фабрике, аккумуляторном заводе, ОГУП «Суджанское АТП» ОАО «Молоко» (город Курск) и в других организациях, где в качестве арбитражных управляющих работали Н.Польской, Е.Алексеев, В.Дацких). В то же время, только в нынешнем году управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в 17 случаях арбитражные управляющие были привлечены к административной ответственности. Как говорится, комментарии излишни. Поэтому, на наш взгляд, приоритетная задача руководителей саморегулируемых организаций (СРО) — качественно изменить деятельность членов своих организаций. Мотивация арбитражных управляющих должна быть направлена, прежде всего, на защиту закона и интересов должника, кредиторов и общества. Очевидно и то, что необходимо поднять уровень культуры арбитражного управляющего, чтобы на деле, а не только на словах, превыше всего ценилась деловая репутация, а СРО и арбитражные управляющие, на практике не забывали о гражданской и морально-нравственной ответственности перед обществом и государством.
Одна из острых проблем — неоправданное затягивание процедур банкротства, что осложняет решение многих вопросов, и в первую очередь удовлетворение требований кредиторов.
Сегодня в 150 организациях, а это 34 процента от общего количества организаций-банкротов, процедуры ведутся от 2,5 до 7 лет (!)
Так, в отношении ОАО «Теткинский комбинат хлебопродуктов» процедура банкротства была возбуждена 4 января 2003 года, через два месяца введена процедура внешнего управления. Однако стоимость его имущественного комплекса была утверждена только через пять лет — в 2008 году.
Не может не беспокоить и то, что наряду с организациями-банкротами в сфере АПК, ЖКХ, промышленности, транспорта и связи создаются новые организации, осуществляющие по профилю должников производственную деятельность. В результате сложных взаимоотношений с конкурсными управляющими новым организациям не удается решить имущественные вопросы, а после закрытия конкурсного производства отсутствуют сведения о новых собственниках имущественного комплекса. Такая ситуация сложилась в ОГУП «Горшеченская автоколонна №1776» (конкурсный управляющий А.Антюхов), СХПК «Новая жизнь» Курского района (конкурсный управляющий Е.Бутов).
Сложно идут процедуры конкурсного производства в ОАО «Завод «Кристалл» (Железногорск) и ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Курск». В ходе рассмотрения в арбитражном суде Курской области дела о банкротстве ОАО «Завод «Кристалл», где сменилось уже пять арбитражных управляющих, процедура конкурсного производства длится более трех с половиной лет. За это время конкурсными управляющими несколько раз проводилась переоценка имущественного комплекса. А порядок продажи имущественного комплекса организации-банкрота на собрании кредиторов до сих пор не утвержден.
Затягивание процедур банкротства в этих, да и в других организациях затрудняет поиск потенциальных покупателей, уменьшает перспективы создания новых производств и рабочих мест на базе имущественных комплексов. Кроме того, это влечет и значительный рост текущих затрат, растет социальная напряженность. К примеру, долг по заработной плате и выходным пособиям работникам ОАО «Завод «Кристалл» составляет 8 миллионов рублей, а работникам ОАО «ИПП «Курск» — более 10 миллионов.
Решение этой проблемы необходимо адресовать в первую очередь кредиторам организаций-должников.
- Приказом Минэкономразвития от 15 февраля нынешнего года утверждены порядок проведения торгов в электронной форме при продаже имущества предприятий-должников в ходе процедур банкротства, а также требования к электронным площадкам. Это перспективное дело. У нас в этом отношении уже что-то делается?
Пока нет, потому что большинство саморегулируемых организаций арбитражных управляющих еще не готовы выполнять требования данного приказа, так как организационно — техническая сторона требует больших денежных вложений. Для решения этой проблемы саморегулируемым организациям арбитражных управляющих, имеющим филиалы или представительства, работающим по доверенности в Курской области, целесообразно скооперироваться и возможно организовать такую площадку в Курске. Тем более, что сегодня в нашей области представляют интересы 23 таких филиала и представительства СРО.
- Помнится, несколько лет назад было много проблем с передачей объектов социальной значимости из организаций-должников муниципальным образованиям...
- Сегодня особой остроты в этом отношении уже нет. В абсолютном большинстве районов такие объекты переданы органам местного самоуправления практически в полном объеме. Правда, нерешенные вопросы с передачей объектов есть пока в Золотухинском, Пристенском, Суджанском и Тимском районах.
Особый резонанс вызывала эта проблема в тех организациях, где жилищный фонд на момент введения процедуры конкурсного производства не был передан органам местного самоуправления.
И здесь былой остроты теперь нет. Объекты жилищного фонда большинства организаций-банкротов переданы в муниципальную собственность, а жильцы квартир получили право на приватизацию жилья в соответствии с законодательством. Хотя по-прежнему проблема передачи социально значимых объектов, в том числе жилищного фонда, остается в СПК «Откормочный» и СХПК «Русское Поречное» Суджанского района, в отношении которых введена процедура конкурсного производства.
Остаются нерешенными вопросы оформления новыми собственниками движимого и недвижимого имущества организаций-банкротов. Сегодня из 3 087 объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в 111 организациях, новыми собственниками оформлено право собственности всего лишь на 460 объектов или на 15 процентов.
Наиболее предметно эта работа проводится в Золотухинском, Курском, Поныровском, Советском, Фатежском и ряде других районов.
К сожалению, в некоторых администрациях районов сведениями об имуществе вообще не располагают.
- Много вопросов у населения возникает по включенным в конкурсную массу водным объектам организаций-банкротов...
- Дело в том, что эти водные сооружения ранее находились на балансе колхозов, а сами водоемы вообще нигде не учитывались. Единого архива данных о подобных сооружениях не создано. Органы местного самоуправления во многих случаях отстранились от участия в рассмотрении проблем с водоемами. Очевидно, что это должно быть собственностью органов местного самоуправления, и нести ответственность должны сельсоветы. Тем более, что эти объекты имеют повышенную опасность, особенно весной при половодье.
Говоря о проблемах, возникающих в ходе антикризисного управления, отмечу, что для повышения эффективности проведения процедур банкротства администрация Курской области ежегодно проводит рабочие совещания с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, отраслевых комитетов, органов местного самоуправления и арбитражными управляющими. Такое совещание состоялось и в конце июля нынешнего года, на нем выработаны рекомендации по повышению результативности этой работы.
Беседовал Сергей Цветков
Курская правда, №108, 23 сентября 2010 года