11 января 2025, 15:59
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономика и жизнь – Черноземье // Вредят ли слухи как маленькие диверсии губернаторам Черноземья?

27.09.2010 12:57
Чем меньше объективной и резонансной информации в региональных СМИ, тем больше вокруг первых лиц слухов, которые становятся доминирующим сегментом массовой коммуникации У слуха есть ряд чудесных качеств. Как отмечает авторитетный российский журналист Юлия Латынина, чем он бредовей, тем быстрей бежит от уха к уху. В качестве примера она приводит похожую на исторический факт легенду, согласной которой в 30-х годах НКВД распространил в Сочи слух, что из архангельского зоопарка сбежала анаконда, которая поселилась в лесу и насилует женщин.

Чем меньше объективной и резонансной информации в региональных СМИ, тем больше вокруг первых лиц слухов, которые становятся доминирующим сегментом массовой коммуникации

У слуха есть ряд чудесных качеств. Как отмечает авторитетный российский журналист Юлия Латынина, чем он бредовей, тем быстрей бежит от уха к уху. В качестве примера она приводит похожую на исторический факт легенду, согласной которой в 30-х годах НКВД распространил в Сочи слух, что из архангельского зоопарка сбежала анаконда, которая поселилась в лесу и насилует женщин. По скорости распространения слуха до Хабаровска судили об умонастроении народа.

При этом стоит отметить, что обычно слухи распространяются по каналам устной коммуникации, однако иногда их транслируют даже уважаемые серьезные СМИ. Так, на днях все ведущие индийские СМИ обновили старый московский слух, написав о том, что премьер-министр России Владимир Путин якобы уже разведен со своей супругой Людмилой и готовится к свадьбе с депутатом Госдумы Алиной Кабаевой. Есть свои характерные слухи и в Черноземье. Так, все лето и начало осени в Воронеже циркулировали слухи о том, что Алексей Гордеев собирается стать мэром Москвы, которые не прекращались вплоть до предварительной публикации списка кандидатов.

Какую роль играют слухи на региональном уровне, и стоит ли их недооценивать?

Слух, в отличие от факта, может быть противоречив. Та же Юлия Латынина напоминает, что в 1970-х годах сотрудников КГБ СССР инструктировали, как говорить про писателя-диссидента А. Солженицына: во-первых, следовало подчеркивать, что он антисемит, во-вторых, что он Солженицер. Считалось, что те, кто не отвернутся от русофилачерносотенца, отвернутся от еврея. Прослойка тех, кто заметит, что одно противоречит другому, предполагалась ничтожно малой и не влияла на статистический результат.

Одним из важнейших и на сегодняшний день во многом недооцениваемых способов формирования и управления массовыми настроениями и мнениями является целенаправленное распространение слухов. Как отмечает российский ученый и психолог Т. Евгеньева, управление с помощью слухов может быть не менее успешным, чем управление с помощью СМИ, а в ряде ситуаций, например, при недостатке доверия к официальным каналам массовой коммуникации, слухи могут успешно компенсировать этот недостаток. Особенно это характерно для регионов России, где контроль со стороны властей над СМИ достиг уровня советской цензуры. Кстати, для фактора региональной политической стабильности это не так уж плохо, однако эта медаль имеет и оборотную сторону. Она заключается в том, что усиливается роль и значение других каналов коммуникации, в частности, слухов.

Как известно, слух представляет собой стихийную форму передачи информации по каналам межличностного общения. Изучение психологических закономерностей формирования и распространения слухов играет важную роль в разработке способов управления массовым сознанием и поведением по двум причинам. Прежде всего, стоит отметить, что циркулирующие в регионе слухи являются одной из форм выражения общественного мнения и массовых настроений. Поэтому выявление возникающих в конкретной общности слухов может дать богатую информацию о господствующих в ней представлениях, ожиданиях, о степени доверия к существующей власти и официальным СМИ.

Кроме того, и это особенно важно, слухи являются одним из каналов формирования массовых настроений и мнений, управления поведением больших общностей. К примеру, в Курской и Тамбовской областях до недавнего времени слухи о возможном непереназначении губернаторов Александра Михайлова и Олега Бетина были доминирующими. То есть, и среди части элиты и населения было оформлено мнение, что, помимо переназначения, у Михайлова и Бетина могут быть и иные альтернативы.

Современные психологи обычно выделяют два фундаментальных условия возникновения слуха. Прежде всего, это интерес значительной части общества к определенной проблеме. Но сам по себе интерес не является достаточным условием для возникновения слуха. Второе необходимое условие — недостаток достоверной информации по соответствующей теме. Ощущение неудовлетворенного интереса может происходить как при отсутствии полной информации, так и в условиях, когда имеющаяся информация не представляется аудитории надежной. Подобное отношение может быть результатом недоверия как к конкретным источникам информации, так и к официальной информации и в целом к власти в условиях экономического и политического кризиса.

К числу дополнительных психологических факторов, способствующих более быстрому распространению слухов, относится состояние эмоционального напряжения у элиты и части населения, возникающее в периоды перемен и трансформаций. Такое состояние вызывает постоянное тревожное ожидание новостей и требует какой-либо эмоциональной разрядки. Кстати, подобное умонастроение может быть перманентным. Например, один из самых распространенных слухов в Орловской области – о том, что губернатор Александр Козлов уходит. По нашим наблюдениям, с февраля 2009 года отмечались четыре всплеска данного слуха. Вначале этот слух базировался на нежелании супруги губернатора переезжать из Москвы в Орел.

Важно отметить негативную составляющую этого вида распространения информации. Во-первых, слухи дезориентируют региональную деловую и политическую элиту, снижают уровень поддержки, оказываемой первому лицу области, и, как следствие, все это негативно отражается на развитии региона. Во-вторых, слухи способны формировать пугающее и настороженное настроение населения, которое в результате их воздействия оказывается психологически деморализованным и неспособным работать на созидание. В свое время Карл Маркс, описывая состояние французского массового сознания перед приходом к власти Луи Бонапарта, охарактеризовал подобное общественное настроение одной фразой: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

Маленькое зло лучше большого: кто заказывает региональные слухи?

В Воронежскую и Орловскую области пришли губернаторы-варяги Алексей Гордеев и Александр Козлов, которые изначально не имеют почвы для опоры и поддержки. И пройдет достаточно много времени (конечно, при наличии серьезных успехов в экономике и социальной сфере), прежде чем к этим губернаторам сформируется полное доверие, и их будут считать своими. До этого, скорее всего, население, в первую очередь деловая и политическая элита регионов, будет относиться к ним настороженно, в определенной мере враждебно. И как только финансово-промышленные кланы, не входящие в центры влияния губернаторов, почувствуют угрозу своим интересам, они начнут поиск адекватных ответов.

А выбор таких ответов невелик. Вряд ли кто-то из представителей деловой и политической элиты региона будет способен на открытое оппонирование доминирующему региональному политическому актору. Слишком трусливы и осторожны воронежская и орловская элиты. А это значит, что они будут действовать исподтишка, не обязательно координируя свои действия между собой. И основным инструментом их действий станут слухи, их трансляция и ретрансляция. А некоторые представители финансово-промышленных кланов способны и на креатив – формирование таких слухов.

Ученый-психолог Т. Евгеньева, представляя свою классификацию слухов, выделяет «слухпугало» и «слух-желание», в зависимости от типа вызываемой ими эмоциональной реакции. Слух-пугало – это наиболее распространенный страх или негативный прогноз. Такие слухи могут быть как просто пессимистическими, так и паническими, провоцирующими возникновение настоящей паники или ажиотажа. Так, некоторое время назад среди воронежского бизнес-сообщества самой волнующей новостью был слух о том, что губернатор Алексей Гордеев то ли отобрал, то ли отбирает бизнес у Николая Ольшанского и выдавливает его из области с сохранением за собой завода «Минудобрения» и всей инфраструктуры этого предприятия. Пугающее содержание слуха приводило деловую элиту в замешательство: «Если с Ольшанским так поступают, то с нами уж точно церемониться не будут!..»

Оборотной стороной пугающих слухов являются слухи-желания. Слух-желание – проявление самых важных для данной общности ожиданий или надежд. К примеру, самой обсуждаемой темой в Воронежской области, как и в Орловской, является слух о том, что губернатора переводят на другую работу и он наконец-то «свалит» из Воронежа. Почти по Фрейду, куда только не отправляли Алексея Гордеева: и послом в Германию и другие комфортные страны Запада, и, отчаявшись, часть региональной элиты с удовольствием смаковала «новость» о том, что Гордеева уж точно направляют послом в Монголию.

Важно подчеркнуть, что знание и правильное использование закономерностей распространения и развития слуха представляет собой один из скрытых рычагов управления массовым поведением. И это касается не только тех, кто находится у власти, но и тех, кто считает себя скрытым оппонентом действующей власти.

В этом контексте представляются весьма любопытными возможные последствия распространения слухов-желаний. В том случае, если подобные слухи не подтверждаются, массовые настроения неудовлетворенности еще более усиливаются, нарастает готовность к протестным действиям. Соответственно, целенаправленное распространение подобных слухов можно использовать как инструмент для дискредитации оппонента в конкретной политической деятельности.

Кроме того, слухи обычно выполняют одну из двух психологических функций: экспрессивную (выражение эмоций, распространенных среди определенной группы людей) или информативную (восполнение недостающей информации). Мотивом их распространения в обществе считается потребность в признании и одобрении со стороны окружающих. Передача полученной «по секрету» информации повышает социально-психологический статус личности: субъект таким образом подчеркивает свою «информированность», принадлежность к элите. Характерно, что в Воронежской и Орловской областях, по мнению региональных экспертов, разносчиками слухов являются некоторые чиновники, работающие в областных правительствах А. Гордеева и А. Козлова.

Маленькие диверсии: каким слухам верят элита и население?

По своему содержанию и ролевым функциям слухи могут серьезно различаться. Вместе с тем если говорить о слухах вокруг губернаторов, то они охватывают политическую, коммерческую и бытовую стороны их жизни. Кстати, небезынтересно, что в отношении Алексея Гордеева и Александра Козлова пока не фигурируют слухи об их «гусарских похождениях». Возможно, повода не давали, а может быть, просто у оппонирующих сторон еще не нашлось фантазий в данном сегменте.

Так или иначе, слухи о региональных политических акторах можно условно разделить на три части: бытовые, коммерческие и политические. К примеру, несмотря на сходство слухов в отношении воронежского и орловского губернаторов, в отношении Александра Козлова в большей мере превалируют бытовые слухи. Один из распространенных – Козлов каждую ночь ездит по городу Орлу, но зачем ездит – непонятно. Другой слух менее безобиден. Каждое областное совещание, которое проходит не в областном центре, завершается якобы обильным принятием напитков, причем не только безалкогольных. Более злой и не совсем похожий на правду состоит в том, что орловский губернатор часто сам садится за руль автомобиля не всегда в адекватном состоянии. А однажды его остановили сотрудники ГАИ и, не опознав в нем руководителя области, препроводили своего губернатора в отделение милиции. И после выяснения всех обстоятельств отпустили с миром. Конечно, анализируя этот слух, активно обсуждавшийся среди региональной элиты, трудно себе представить, что он является чем-то иным, кроме банального зловредного слуха.

Кстати, в отношении губернаторов, воронежского и орловского, имеет место быть не только кампания по трансляции и ретрансляции слухов, но и отдельные негативные «выстрелы» в официальных СМИ. Так, недавно издание «Совершенно секретно» опубликовало огромный сенсационный материал о занятиях агробизнесом семьи А. Гордеева, его жены Татьяны и сына Никиты, как в бытность его министром сельского хозяйства, так и в роли воронежского губернатора. Злая и не очень правдоподобная статья. Но она, как ни странно, вызвала меньший интерес, чем коммерческие слухи о недвижимости и доходах А. Гордеева.

Местная воронежская элита с удовольствием смакует слухи о том, что Алексею Гордееву принадлежит 30% всех сахарных заводов в России, что он владеет большой недвижимостью в Краснодарском крае и что в Сочи ему принадлежит целый отель. Об орловском губернаторе Александре Козлове коммерческих слухов не меньше. И то, что у него есть интересы в агрофирме «Мценская», и то, что на свадьбу одного из своих сыновей крупный орловский бизнесмен подарил сыну губернатора ключи от автомобиля «Бентли», что по местным меркам круче, чем подарок в виде самолета.

Среди политических слухов о губернаторах чаще всего доминируют темы конфликтов первых лиц с влиятельными региональными политическими акторами. Так, с нескрываемой радостью некоторые представители орловской элиты передавали друг другу о «ссоре» Александра Козлова с областным прокурором. В отношении А. Гордеева – что ссорится и не терпит рядом с собой любого человека, который может быть потенциально умнее него. Таким образом, слухи: бытовые, коммерческие, политические – как бы к ним не относились, в отношении губернаторов не могут быть ничем иным, кроме как маленькими диверсиями против позитивного тренда в развитии областей.

Вместе с тем мы выяснили, что объектами слухов среди всех лиц политического бомонда региона чаще всего становятся губернаторы. Это так. Но стоит ли самим губернаторам или их людям отказываться от использования слухов как формата и канала коммуникаций в политической работе? Конечно, нет. К примеру, КГБ СССР, не самое глупое учреждение в истории страны, на самом серьезном уровне относилось к этому фактору. Пока новый легитимный губернатор еще слаб, центры влияния (кланы) враждуют между собой. Как только первое лицо усиливается, в том числе посредством реализации значимых проектов, вражда между кланами затихает, и они начинают контакты и координацию между собой усилий, направленных на ослабление доминирующей политической силы. И на первом этапе распространение слухов – удачный образец реализации упомянутой стратегии. Вряд ли стоит давать слабину в этом направлении.

По мнению упоминавшейся нами Юлии Латыниной, слух – это идеальный прием политического дзюдо для тех, кто обещает противнику политический компромисс лишь затем, чтобы ловчей нанести удар. Она полагает, что средства массовой информации – как печатные, так и электронные – в России из средств информации превратились в средства пропаганды. И эту тенденцию вряд ли кто-нибудь будет отрицать. На фоне данного механизма управления региональным общественным мнением мало внимания привлекает механизм управления элитой посредством слухов. А между тем это иногда ни с чем не сравнимый ресурс влияния и воздействия.

Сергей Маркелов, региональный политический эксперт
Экономика и жизнь – Черноземье, №18, 25 сентября — 1 октября 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0