Воронеж. 28.09.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – О том, что Михаил Вязовой готовит к изданию фотоальбом, доцент ВГУ и издатель Владимир Мальцев рассказал мне еще в прошлом году. И вот, наконец, сейчас дошла информация: свершилось…
– Алло, Михаил Петрович, хочу к вам подойти - альбом посмотреть.
– Приходи. Там и твоя фотография есть!
Но до моей фотографии дело дошло не скоро. Когда я взяла в руки фотоальбом, интерес к собственной персоне улетучился, потому что сразу возникла куча вопросов к автору.
Оказалось, что вышедший в свет фолиант «Воронеж и воронежцы» – это только первая часть запланированного издания. Вторая пока имеет рабочее название «Воронеж в лицах» и выйдет не раньше, чем к новогодним праздникам. А на днях выходит второй тираж первой части… В этих двух альбомах будут представлены фотографии Михаила Вязового за 30 лет работы!
– Как появилась идея издания?
– Ну, с тех пор, как 40 лет назад приехал в Воронеж из Чечни, я ни разу не издавал авторских фотоальбомов. Хотя иллюстрировать приходилось много различных книг о Воронеже, были и наборы открыток…
– Приехал из Чечни?
– Ну да. Я родился в Астрахани. А когда в Поволжье начался голод, отец сел в товарный поезд и поехал на Кавказ – «на разведку». Устроился в Гудермесе конюхом, нашел там жилье – землянку, а потом вернулся за семьей. Мне тогда было семь месяцев. В этой землянке мы жили до 56-го года – тогда отец уже работал лесником и мы смогли построить дом. Так что все детство и сознательная молодость, в которой и Институт искусств, и первый опыт работы в газете, прошли в Чечне. В Воронеж приехал с семьей жены. Служил в армии и женился на дочери командира части, которому на «дембель» одним из вариантов предложили Воронеж.
Сегодня Михаил Вязовой с благодарностью говорит о настойчивости издателя – Владимира Мальцева. Он то и дело «стимулировал» фотохудожника разговорами о необходимости авторского альбома, сам же написал и вступительную статью к изданию. А еще одной из причин Михаил Петрович называет ту, что «книги о Воронеже издаются, а люди остаются за кадром». По его словам, подобный фотоальбом издавался 30 лет назад. Автор представленных в нем снимков – Евгений Хмелевцев, которого Михаил Вязовой считает своим учителем. Именно к нему, интеллигентному человеку, капитану 2 ранга, собравшему в фотоклубе творческих людей, приходил на занятия переехавший в Воронеж Вязовой. Название того альбома нынешний зрелый фотохудожник, сам преподающий мастерство фотографии, и взял для первой части своего фотоальбома: чтобы продолжить тему – но уже на другом временном витке. В этой книге Михаил Вязовой обозначил несколько разделов: «Город, в котором мы живем», «Праздники», «Культура и искусство», «Вечерний Воронеж», «Детство», «Юность», «Свадьбы», «Семьи»…Во второй части будут фигурировать другие темы: «Город воинской славы», «Гражданское общество», «Экономика и бизнес», «Улица полна неожиданностей»…
– Альбом, конечно, авторский, - говорит Вязовой, – но он был бы слишком субъективным, если б в нем были исключительно мои работы. Поэтому около 15 сюжетных снимков, подходящих по темам (всего их в первой части более тысячи), мне любезно предоставили такие фотохудожники, как М. Рогозин, В. Битюцких, Н. Стребков и А. Самородов.
Есть в этом авторском издании и одна ну очень знаменитая и самая «ветеранская» фотография, которая висит и на стене в кабинете Вязового в «Коммуне». Называется она «Жених» и публиковалась в отечественной и зарубежной прессе 20 раз! Тогда никто не знал, что попавший в историю классики художественной фотографии спешащий на свидание парень с букетом, Саша Агулов, станет тренером по боксу. На той девушке, к которой спешил, он-таки женился, а его дочери сегодня столько же лет, сколько «жениху» на снимке. Кстати, 35-летие фотографии, по признанию автора, он и «фотомодель» отмечали в ресторане.
Заодно был повод вспомнить, как молодой фотокор Михаил Вязовой из Воронежа получал за эту работу в посольстве Чехии в Москве одну из престижных международных премий. Сам конкурс проходил в 1977 году в Праге, и на нем были представлены фотоработы художников из стран социалистического содружества. Только автор «Жениха» по понятным причинам на конкурсе не присутствовал. Как и еще семь соотечественников-фотохудожников, которые тоже приехали за наградами в посольство. И только один из них так же, как и Вязовой, оказался не столичным жителем – из Новосибирска. Рассказывая сегодня о церемонии вручения медали и диплома, Михаил Петрович так оценил мероприятие: «Все, конечно, было торжественно. Только вот фуршет по русским меркам – слабенький. Сосиски с пивом и овощи. Поэтому по окончании все мы поехали в редакцию «Советского фото» и там уж отмечали всю ночь… Диплом цел до сих пор. А вот медаль, покрытую серебром, «увел» кто-то из коллекционеров с выставки во Дворце Карла Маркса в середине 80-х…»
Когда я уже заканчивала интервьюировать героя, в кабинет, как всегда стремительно, ворвался известный воронежский журналист и педагог Эдуард Ефремов. И прямо с порога заявил: «Миша, прекрасная книга! Она лучше, чем ты!» Друзья заразительно рассмеялись и с азартом начали листать альбом, вспоминая совместные командировки, запечатленные у обоих на километрах фотопленки. И кто знает, что еще осталось на тех «километрах». Потому что фотохудожник – как та воронежская «улица» из второй части фотоальбома, которая «полна неожиданностей».