Воронежская лесотехническая академия отмечает 80-летие
Правда, в этом году праздник выдался не очень веселым. Минувшим летом от пожаров пострадало свыше 18 тыс. га воронежского леса, из которых 12 га верховым огнем было уничтожено полностью. Гибель леса в таких масштабах произошла в нашей области впервые.
В августе губернатор Алексей Гордеев поручил специалистам подготовить областную целевую программу по восстановлению утраченных лесов на ближайшие пять лет. Для разработки концепции данной программы была создана рабочая группа под руководством ректора Воронежской лесотехнической академии Владимира Бугакова, в состав которой вошли специалисты областного управления по экологии и природопользованию, управления лесного хозяйства, института лесной генетики и селекции, ученые лесотехнической академии...
Решающий фактор выживания
— Владимир Михайлович, прежде чем перейти к деятельности возглавляемой вами рабочей группы, хотелось бы, чтобы вы рассказали о значении леса для человека.
— Без преувеличения могу сказать, что лес для современного человека является решающим фактором его выживания. Он исстари давал пищу, кров и защиту от врагов. А теперь, когда человек активно разрушает механизм саморегуляции всей биосферы, от леса уже зависит сохранение ее функциональности, соответственно, выживание всего живого на Земле.
На территории России находится 22% всех лесов нашей планеты. Поэтому мировому сообществу не безразлично, как мы ведем хозяйство в наших лесах, как их используем, сохраняем и восстанавливаем.
Если обратиться к истории отечественного лесного хозяйства, то она в этом плане не внушает оптимизма. На Руси леса всегда нещадно вырубались. Лишь в конце 40-х годов XX века, благодаря четкой политике государства и хорошему финансированию, баланс между лесопользованием и лесовосстановлением склонился в пользу последнего. Как бы мы ни относились к социалистической форме хозяйствования, но за всю историю России только в этот период площади и запасы российских лесов не сокращались, а увеличивались.
Начиная с 80-х годов прошлого века отечественное лесное хозяйство переживает тяжелые времена. Целый ряд непродуманных реформ его обескровил. Фактически упразднена лесная охрана. В разы сокращен штат работников лесного хозяйства. Руководят ведомством непрофессионалы, закрыты почти все заводы, выпускающие лесохозяйственную технику, нет лесной противопожарной службы и т.д. Все это сразу отразилось на природе. Леса катастрофически быстро истреблялись браконьерами, вредителями и пожарами.
Варварское отношение
— Как вы считаете, если бы со стороны государства и граждан не было бы такого безобразного отношения к нашему природному богатству, то потери от лесных пожаров были бы меньшими?
— Скорее всего, так. Если говорить о причинах, которые привели к гибели такого количества лесных насаждений, то их три.
Во-первых, это небывалая засуха, которой никогда не было ни в Воронежской области, ни в России. У нас преимущественно хвойные леса. Хвоя насыщена эфирными маслами и мгновенно вспыхивает.
Вторая причина, на мой взгляд, - это моральный уровень нашего населения. Это безобразное отношение к нашему национальному богатству — лесу. Зайдите в любой пригородный зеленый массив — везде кучи мусора, кострища через каждые 15 метров. Люди за собой ничего не убирают. Леса постепенно стали превращаться в свалки. Наши студенты каждую весну буквально сотнями выходят на очистку леса. Но убрать за всеми невозможно, и пока мы будем столь безответственны, так и будем утопать в мусоре.
Даже в эти летние месяцы, когда жара стояла сорокоградусная, люди все равно жгли костры и жарили шашлыки, невзирая ни на какие предупреждения.
И третья причина — это тот Лесной кодекс РФ, который был принят в 2007 году. Он оказался совершенно нежизнеспособным. Насколько я понимаю, кодекс был списан с подобных документов Германии, Чехии, Финляндии. В принципе они неплохие, но —«рыночные». К сожалению, составляли наш кодекс не специалисты лесного хозяйства, а специалисты Министерства экономического развития и торговли. Он, в частности, предполагает то, что все леса должны сдаваться в аренду, а государство получать за это арендную плату.
Для Сибири, Дальнего Востока такой Кодекс, может быть, и хорош, но для нашей малолесной зоны он явно не подходит. Мы лес не рубим, мы его выращиваем, а это очень затратно. У нас нет сплошных рубок, где можно заработать.
В свое время была ликвидирована авиаохрана. Представьте себе: арендатор взял 1000 га леса — сможет ли он содержать свой собственный самолет? Нет, конечно, он просто разорится на этом. Это должна быть государственная система...
Вот, на наш взгляд, три основные причины нынешней экологической беды.
Что делать?
— Владимир Михайлович, сотрудниками возглавляемой вами рабочей группы проведена серьезная работа по подготовке целевой программы по восстановлению воронежских лесов. Что в первую очередь необходимо сделать?
— Во-первых, огромные площади были поражены огнем, поэтому необходимо провести лесопатологическое обследование. Все деревья ослаблены, и сейчас начнутся массовые заболевания. Жуки-короеды, вирусы, грибки будут атаковать леса.
Во-вторых, после пожаров осталось много такой древесины, которая может пойти в дело, в производство. Ее нужно спилить в самое ближайшее время, до морозов. Если мы этого не сделаем, она станет сухостоем и будет пригодна лишь на дрова, а дрова в Воронеже никому не нужны. Эти миллионы кубометров можно будет пустить в топку.
Но прежде чем пилить, ее нужно посчитать, чтобы не было воровства, а средства, полученные от реализации древесины, можно было бы направить на лесовосстановительные работы.
В-третьих, сейчас нам необходимо заложить питомники, которых в Воронежской области почти не осталось. В этом году на гари сажать ничего нельзя, а через год-полтора потребуются миллионы саженцев. К примеру, только для восстановления нашего учебного лесхоза нужно 12 млн. саженцев. Поэтому мы сейчас укрупняем свои питомники: из двух делаем четыре, увеличиваем площади практически в два раза. Много саженцев придется покупать, а для этого необходимы немалые средства. Сейчас нужно произвести разбор горельников, утилизировать мертвые деревья, подготовить площади и через год начать массовые посадки.
К нам обращаются многие жители Воронежа: интересуются, когда приезжать на посадки. И мы обязательно воспользуемся их предложениями, их благородным порывом, тем более что за год мы не управимся, высаживать деревья нам предстоит еще года три.
Новый подход
— Насколько я понимаю, работа над целевой областной программой по восстановлению лесов идет полным ходом?
— Да, времени у нас немного. До 15 октября мы должны уже представить проект данной программы в совет по лесным отношениям при губернаторе. Потом финансисты еще должны просчитать средства, необходимые на лесовосстановительные работы и заложить их в бюджет 2011 года. Можно сказать, что документ рождался в горячих спорах. Ведь с учетом сложившейся ситуации пришлось разрабатывать новые подходы к планам лесоустройства. В частности, будет предусмотрено то, что сажать лес нужно на большем расстоянии от населенных пунктов, чередовать хвойные и лиственные породы деревьев, а также делать в лесу просеки, чтобы в случае чрезвычайных ситуаций там могла проехать спецтехника.
Встретим праздник работой
— Владимир Михайлович, круглую дату со дня основания вуза отмечать собираетесь?
— На учебном совете мы решили, что банкетов не будет. В день юбилея всем тысячным коллективом мы выезжаем в наше учебное лесничество на Кожевенный кордон. Пригласим духовой оркестр, наварим полевой каши, в общем, отметим праздник как полагается, но еще и ударно поработаем на восстановлении наших лесных угодий.
Наши студенты и преподаватели активно участвовали в тушении пожаров, а сейчас ежедневно по 50 человек, старшекурсников, выезжают на расчистку горельников. Этой работой мы намерены заняться и в день нашего юбилея — дружно, под музыку..
Сегодня мне хотелось бы поздравить весь коллектив нашей академии — преподавателей, студентов, сотрудников — с 80-летием вуза. Желаю всем здоровья, благополучия, успехов во всех начинаниях и, конечно, простого человеческого счастья.
Людмила Санина
Берег, №109, 1 октября 2010 г.