WorldClass

21 сентября 2024, 09:50
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Новости СМИ // Кулачный бой - не Куликовская битва

04.10.2010 14:56
Воронежская область — центр российского Черноземья, прямая наследница цветущей Малороссии. Ее теплые дородные земли и недра, развитое машиностроение, сверхточная и нефтеперерабатывающая промышленность, строительство и обширные инвестиции в новые проекты дают достаточное количество рекламодателей прошедшим финансовую нестабильность отраслевым и частным СМИ региона.

Воронежская область — центр российского Черноземья, прямая наследница цветущей Малороссии. Ее теплые дородные земли и недра, развитое машиностроение, сверхточная и нефтеперерабатывающая промышленность, строительство и обширные инвестиции в новые проекты дают достаточное количество рекламодателей прошедшим финансовую нестабильность отраслевым и частным СМИ региона. Однако ровный и умиротворенный среднерусский характер, стремящийся к полному покою и благополучию, с завистью и недовольством поглядывает на немногие государственные издания, регулярно поддерживаемые из областного бюджета. Но пресс-служба нового губернатора уже научилась не только кормить своих подопечных, но и охранять их кормушку от посягательств.

В Воронежской области проживает 2 млн 280 тыс. человек. Из них городское население составляет 63%, сельское —37%. Доля экономически активного населения с высшим образованием достигает 50%. По состоянию на 22 сентября 2010 года, в Воронежской области зарегистрировано 465 СМИ. Из 341 печатного СМИ газет — 215, журналов — 113, иных изданий — 13. Электронных СМИ — 125, из них телепрограмм — 51, радиопрограмм — 52, периодических электронных СМИ — 6, информационных агентств — 16. В 2009 г. управлением Роскомнадзора Воронежской области было зарегистрировано 48 СМИ, а снято с учета — 84.

Печатные СМИ

Ситуация на рынке печатных СМИ Воронежской области выглядит как поле после славной кулачной драки: кто-то еще машет кулаками, кто-то отползает в сторону, чтобы не затоптали, а кто-то, едва переводя дух, потирает ушибленные места. И все же нужно признать, что первых значительно больше — в целом печатные СМИ региона в кризис выстояли. Кардинальных перемен на карте СМИ Воронежской области не было. Часть изданий — в основном отраслевых журналов — перестала выходить во время кризиса. Пострадали специализированные и деловые издания. Но сейчас многие из них уже восстанавливаются, и считать, что они совсем исчезли, не стоит. К примеру, в кризис перестал выходить журнал De Facto, выделявшийся статьями и интервью. Но сейчас журнал возродился — вышло уже два новых номера. То же самое произошло и с узкоспециализированным журналом «Империя недвижимости», который, сделав ребрендинг, стал просто деловым изданием. За текущий год появились новые газеты — «Время культуры» и «Воронежская панорама». Стала ярким явлением, но быстро закрылась газета «Время Ч».

Намного хуже обстоят дела у федеральной прессы. По экономическим причинам закрылась региональная вкладка «Новой газеты», «Коммерсантъ в Черноземье» перешел с пятиразового выпуска в неделю на двухразовый. За счет больших тиражей и читательских рейтингов региональных вкладок, «МК» и «АиФ» в Черноземье получили контракты на информационное сопровождение деятельности администрации Воронежской области, которые помогли их отделениям в регионе остаться на плаву.

Собственно говоря, именно такие контракты, не говоря уже о прямом финансировании СМИ из бюджета области, и составляют основной конфликт, который водоразделом проходит в сфере печатных изданий региона. После смены губернатора, с приходом новой команды в пресс-службу, прямое финансирование получают только государственные СМИ — ТК «Губерния», областные газеты «Молодой Коммунар» и «Воронежский курьер», муниципальная газета «Берег», а также большинство заведомо убыточных районных изданий. А право на участие в аукционах на получение госконтрактов в области имеют только СМИ, которые поднимают социально значимые проблемы и нацелены на широкую аудиторию, то есть имеют большой тираж или подписку. Именно этими условиями, позволяющими участвовать в аукционах даже федеральным изданиям, пресс-служба губернатора и настраивает частные информационные СМИ против себя.

Главные редактора региона отмечают, что Управление теперь более профессионально работает со СМИ: стало легче обратиться за комментариями и получать дополнительную информацию. Новостной блок на официальном портале правительства теперь работает в режиме онлайн, как информагентство. Вся эта усиленная работа со СМИ, которой не было раньше, и воспринимается независимыми СМИ как попытка влияния администрации губернатора на СМИ региона. Наиболее яркий пример — старейшая газета области «Коммуна», ставшая частной в результате приватизации. Она является оппозиционной, чего и не скрывает на своих страницах. Впрочем, это не противоречит имеющимся у газеты госконтрактам, в которых прописывается только информирование о работе областного правительства, а не лояльность к нему. Отраслевые, глянцевые и деловые издания, сохранившие тиражи и стабильные выходы, на госконтракты уже не рассчитывают. Их вынужденную независимость частично поддерживает местный рекламодатель, который, в условиях диверсифицированной экономики области, разнообразен, и после кризиса перешел к тем, кто остался на рынке и стабильно работает.

«Стабильность важна для рекламодателя, — комментирует ситуацию главный редактор журнала «IT ТЕРРА» Олег ФЕДОРОВ. — Если он заключает договор на год, а журнал пропадает, это ставит рекламодателя в сложную ситуацию и его мнение об издании резко ухудшается». Именно данный фактор заставил этот и другие журналы отказаться от подписки и, как следствие, возможности участвовать в государственных аукционах.

В кризис издание перешло с федеральных рекламодателей на местные и не испытывает от этого больших трудностей. По мнению г-на ФЕДОРОВА, на воронежском рынке уже ощущается недостаток хороших рекламных агентов. Журнал и сайт издания зарабатывают на PR-статьях и имиджевой рекламе, которые уже сместили прямые объявления как в печатных, так и в интернет-СМИ Воронежа.

Такая же ситуация и у лидера местного глянца — бесплатного рекламного издания «Пульс Воронеж», где местные рекламодатели составляют 95%. «Мы выстояли, потому что не демпинговали цену на рекламу, не понижали тираж, не меняли типографию, уровень печати и наполняемости. Мы не падали ни в чем. Единственное, что мы уменьшили — это количество страниц», — комментирует ситуацию главный редактор журнала Елена АЛЕХИНА.

В целом, как отмечают эксперты, сильным игрокам печатных СМИ помогла выжить не креативная составляющая изданий, а способность топменеджмента «ужиматься» в расходах, чувствовать рынок и предугадывать его изменения.

Электронные СМИ

В сфере интернет-СМИ Воронежской области происходит кардинальный передел рынка и перетекание рекламных бюджетов в новые СМИ. Как отмечает главный редактор ИА «ВоронежМедиа» Александр УСПЕНСКИЙ, 2010 год характеризует тенденция выхода на информационное поле интернета профессиональных СМИ. Ранее в Воронеже легко было сделать интернет-издание и зарабатывать на нем. «Сейчас я вижу тенденцию, которая убьет их, если не в этом году, то в следующем, — говорит г-н УСПЕНСКИЙ. — В интернет выходят газеты, радиостанции и телекомпании. Они «и там, и тут». В такие проекты заложен большой бюджет. Там фотовидеоматериалы и дополнительная информация, которая не публикуется в основном издании для привлечения читателей, или, наоборот, дублируется для дополнительного отъема денег у рекламодателя. На такие ресурсы работает огромный штат журналистов — все, что есть в основном СМИ плюс специальный штат, обслуживающий интернет-ресурс. Такие издания будут и в интернете первыми! А для тех, кто был только в Сети, не вылезая из кресел, это конец». ИА «Воронеж-Медиа» входит в холдинг «Воронеж-Медиа» и формирует новостные ленты четырех радиостанций: «Русского Радио», «Радио 7», «Добрых песен» и принадлежащей холдингу, единственной в Воронеже действительно местной радиостанции — «Борнео». На «Борнео» идут только местные новости. При минимальной доле официальной информации, его «новости всегда открытые и не зависят он желания власти города и области», — говорит г-н УСПЕНСКИЙ.

Особо выделяется радио «Маяк-24 Воронеж». Оно финансируется государством, что заставляет его давать большие интервью и диалоги с представителями власти, поднимать социальные темы. Специфика этого радио — разговорные передачи. Остальные радиостанции по контенту и новостям являются ретрансляторами московских.

ИА ABIREG.RU — молодой проект, запущенный в 2008 году. Его создали выходцы из «Коммерсанта» и «Интерфакса», привнесли в проект свой опыт и профессиональный уровень. Портал имеет около 20 тыс. просмотров в день. На рассылку подписано 6 тыс. пользователей. Для сайта пишут 10 человек, не считая внештатных авторов. Как отмечает руководитель ООО «Абирег», Дмитрий ОРИЩЕНКО, «у большинства ребят — годы работы в этом направлении и большие знакомства. Информация добывается по личным связям. Хорошим подспорьем являются арбитражные суды, которые поставляют информацию о делах. Даже если они не хотят ничего рассказывать, то по запросу они ее раскрывают. Мы этим пользуемся».

Несмотря на доминирующее положение в регионе печатных СМИ, уже намечена перспектива перехода читательской аудитории в интернет-пространство. Однако для рынка СМИ Воронежской области более вероятен другой сценарий развития, при котором печатные и интернет-СМИ образуют прочный тандем с закольцованным циклом потребления информации — пересылкой читателя из интернет-СМИ в печатное, и наоборот. Дополнительно, при определенных условиях, от этого выиграет и рекламодатель, что еще больше усилит позицию универсальных профессиональных изданий на рынке, где радио и ТВ так и не получили ни значительного влияния, ни успеха у аудитории.

Новости СМИ, №18, октябрь 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0