WorldClass

21 сентября 2024, 09:28
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Берег // Правильное размещение

08.10.2010 14:37
Нужны ли области новые гостиницы ? О том, что неплохо бы превратить Воронеж в туристический центр, в разные годы говорили, пожалуй, все региональные и городские руководители. Не так давно на эту же тему высказался и губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Действительно, в регионе хватает достопримечательностей, которые могли бы привлечь туристов. Но имеется ли для этого соответствующая инфраструктура? Говоря об инфраструктуре, следует понимать, что она включает в себя много компонентов.

Нужны ли области новые гостиницы ?

О том, что неплохо бы превратить Воронеж в туристический центр, в разные годы говорили, пожалуй, все региональные и городские руководители. Не так давно на эту же тему высказался и губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Действительно, в регионе хватает достопримечательностей, которые могли бы привлечь туристов. Но имеется ли для этого соответствующая инфраструктура?

Говоря об инфраструктуре, следует понимать, что она включает в себя много компонентов. На первый план, естественно, выходит вопрос «окультуривания» тех достопримечательностей, любоваться которыми станут потенциальные туристы. И в этом направлении работа уже начата: разрабатывается проект реконструкции Петровской набережной, проведен конкурс на изготовление самоходной модели корабля «Гото Предестинация», спроектированного в свое время Петром I. Позиционирование Воронежа как колыбели русского флота - ход верный. Однако этим инфраструктурные проблемы не исчерпываются. Например, вызывает вопрос готовности к наплыву иногородних и, может, даже иностранных гостей городских кафе, ресторанов и гостиниц. Но если предприятия общепита легко смогут справиться с любым количеством посетителей, то с отелями ситуация выглядит не столь оптимистичной.

«Полузакрытая» система

В советское время Воронеж считался городом стратегическим. Многочисленные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, заводы, обслуживающие военно-промышленную и космическую отрасли — все это не способствовало превращению столицы Черноземья в туристическую мекку. В то же время полностью «закрыть» Воронеж было нельзя — это вам не расположившийся за Полярным кругом Норильск. Отчасти поэтому здесь были созданы такие условия, при которых приезжим остаться в городе было проблематично. Времена эти прошли, а инфраструктура осталась прежней.

В 2008 году бывший губернатор Владимир Кулаков затеял в областном центре грандиозное мероприятие — Первый Воронежский инвестиционный форум. В ходе его проведения выяснилось, что гостей селить негде. Тем более гостей высокопоставленных и состоятельных, которым не предложишь комнату в общежитии.

— Гостиница «Брно» была заселена полностью, — рассказал один из бывших сотрудников обладминистрации, который занимался размещением гостей. — «Дон», «Россия», «Арт-Отель» и все другие также были забиты под завязку. Гостей понаприглашали уйму, а о том, куда их расселять, стали думать в последнюю очередь.

После форума в Воронеже заговорили о том, что в городе необходимо строить новые объекты гостеприимства.

Лидерство «де юре»

По данным Росстата, в 2009 году в Воронежской области функционировало 86 гостиниц и отелей с общим объемом номерного фонда в 2080 единиц. Соответственно, в регионе обеспеченность гостиничными номерами составляет 1,14 номера на 1000 жителей области. Если говорить о Воронеже, то здесь этот коэффициент будет приближаться к двум.

Много это или мало? Если брать средние цифры по России, то вполне достаточно. Среди крупных российских городов Воронеж находится в числе лидеров наряду с Екатеринбургом, Ростовом-на-Дону и Пермью. Показатели Москвы (3,8) и Санкт-Петербурга (4,2) брать за образец некорректно — столицы как-никак. А если посмотреть на иные крупные региональные центры, то можно вообще испытать гордость за собственный город: Самара — 1,1, Нижний Новгород - 0,9, Новосибирск, Уфа, Волгоград — 0,8.

И это не предел. Как сообщила корреспонденту «Берега» руководитель департамента по развитию предпринимательства Воронежской области Ирина Кокорева, сегодня в региональном правительстве разрабатывается проект концепции развития внутреннего и въездного туризма на территории области. Он подразумевает развитие туристической инфраструктуры, в том числе гостиниц и аналогичных объектов размещения.

— Например, в настоящее время поступает ряд предложений по строительству и модернизации гостиниц как от частных инвесторов, так и от крупных гостиничных сетей.

Модернизация коснется, прежде всего ГУ «Гостиница администрации Воронежской области», ранее носившего название «Брно». Месяц назад Фонд госимущества Воронежской области выставил на аукцион право аренды гостиницы 1984 года постройки на срок до 25 лет. Предполагается, что арендатор должен будет вложить в капитальный ремонт объекта до 250 миллионов рублей, часть из которых впоследствии компенсирует областной бюджет.

Однако модернизация — палка о двух концах. Например, в текущем году после трехлетней реконструкции в Москве открылась гостиница «Украина». Правда — уже под новым брендом Radisson Royal Hotel Moscow. Название, конечно, значения не имеет, интересно другое. В результате реставрации из 900 номеров категории «три звезды» получилось 505 фешенебельных номеров категории «пять звезд» и 38 апартаментов. Поэтому естественно, что имеются определенные опасения по поводу сокращения номерного фонда гостиницы «Брно», причем именно его доступного сегмента — эконом-класса.

Впрочем, если в Воронеже больше не будет проводиться столь помпезных мероприятий, как упомянутый инвестиционный форум, то данное сокращение может пройти незаметно. Опять же, согласно данным Росстата за прошлый год, коэффициент загрузки гостиниц (как Воронежа, так и районных центров) в регионе составил 37,8 процента.

Ждем сетевой экспансии?

Несмотря на это, воронежский гостиничный рынок (хоть немного окрепший, но еще недостаточно развитый) интересен для крупных сетевых игроков.

— Порядка 80 процентов номерного фонда в регионах — гостиницы советского типа, находящиеся в управлении муниципалитета, уровень сервиса в которых не соответствует европейским стандартам, — говорит директор AZIMUT Hotels Company Александр Гендельсман. — Но низкоконкурентный рынок регионов привлекает международных операторов. В итоге существующие гостинцы в условиях возросшей конкуренции будут вынуждены либо улучшать качество сервиса, либо снижать стоимость услуг, либо уйдут с рынка.

Снижение стоимости услуг — вопрос насущный. Например, сегодня провести сутки в номере класса «полулюкс» в средней гостинице областного центра будет стоить 4-5 тысяч рублей. В стоимость проживания также будет включен скромный завтрак. Для сравнения: номер в четырехзвездочном отеле Таиланда обойдется туристу всего в 150 долларов США. Правда, в «азиатском варианте» за эти деньги постояльцу обязательно предоставят бассейн, тренажерный зал и завтрак, сравнимый по выбору блюд разве что с отелями класса «люкс». А практически любой отель аналогичного класса в Турции и Египте предложит примерно то же самое, но уже не дороже 100 долларов.

Гостиничный бизнес, как и любой другой, реагирует на запросы рынка. И если сегодня спрос на качественные услуги в этом сегменте не столь велик, а предложение ограничено, то предпосылок для снижения цен нет. Это может стать серьезной преградой на пути формирования имиджа Воронежа как крупного туристического центра. Однако запрос общества начинает ощущаться уже сейчас. Например, активную конкуренцию отелям стали составлять владельцы частных квартир, сдаваемых в аренду на сутки. Стоимость проживания здесь практически не отличается от цены гостиничного номера, зато дополнительных плюсов значительно больше. Это и отсутствие необходимости в отчете об уходах-прибытии, и относительная приватность, и многое другое. В областном центре уже работает ряд фирм, которые могут предоставлять в аренду квартиры на любой, даже самый притязательный вкус. А следовательно, рынок есть, его нужно только развить в цивилизованном направлении.

Кстати

Даже показатели Москвы и Санкт-Петербурга - лидеров по числу номеров на тысячу человек населения - мизерные по сравнению с аналогичными данными европейских туристических центров. Здесь эта цифра равняется 13-35. В лидерах сегодня страны Восточной Европы, начавшие активно развивать туристическую отрасль после развала социалистического блока.

Юрий Бабаян
Берег, №112, 8 октября 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0