В четверг с журналистами встретился Николай Назаров, директор Воронежской региональной генерации — филиала ОАО «Квадра» (бывшая ТГК-4), отапливающего большую часть Воронежа. Он рассказал о будущем ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, о подготовке к грядущему зимнему периоду, о сложностях энергосбережения и тарифообразования в России.
По словам Назарова, для выявления узких мест на теплотрассах работники филиала дважды их испытывали повышенной нагрузкой. В результате было выявлено 94 повреждения, заменено 10 км трубопровода. А в целом на всю кампанию по подготовке подразделений ВРГ к зиме израсходовано 340 млн рублей. Как сказал Назаров, даже при самой хорошей организации его филиалу нужно шесть-семь дней, чтобы все отапливаемые им объекты города получили энергию.
«В летний режим в трубопроводах циркулирует порядка 2 тыс. тонн воды, — пояснил Назаров. — А в зимний, когда заполняется отопительная система всех жилых домов, уровень поднимается до 30 тыс. тонн. Вся вода, которая циркулирует в системах отопления, специально подготовлена. У нас есть свои химические цеха, где из воды убираются кислород, железо, марганец, которые могут вызвать внутреннюю коррозию. Поэтому теплосети работают десятилетиями в отличие от сетей горячего водоснабжения». На конец недели тепло поступило примерно в 85% социальных объектов Воронежа и около 400 жилых домов, «включение идет по каждому району по отдельному графику». Энергия подается из четырех основных источников: ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и двух котельных, одна из которых располагается на улице Софьи Перовской, а другая — на Пешестрелецкой. Доля ВРГ на рынке тепловой энергии в Воронеже составляет порядка 60%.
«Каких-то проблемных потребителей мы не наблюдаем, тепло подается всем без ограничения, — отметил Николай Романович. — За исключением двух компаний — УК «Элит-дом» и ТСЖ «Иволга». Обе организации находятся в центре города, на улице Фридриха Энгельса, и у них есть нерешенные проблемы со своим застройщиком, тепло им не подается лишь по факту неготовности домов». Назаров дал понять, что не планирует применять к должникам крайние меры и ограничивать им подачу тепла. По его заверению, по текущей оплате за тепло у него больших претензий к потребителям нет. А задолженность прошлых периодов (около 500 млн рублей) делится на рабочую и, так сказать, не совсем. Например, ОАО «Городская управляющая компания», находящееся в процедуре банкротства, оставило ВРГ порядка 100 млн рублей убытков.
Что касается крупных промышленных должников, среди них Назаров выделил «Рудгормаш», «Амтел-Черноземье», станкозавод и «Тяжмехпресс». Вопросы по ним, судя по словам директора ВРГ, решаются в основном путем заключения договоров о реструктуризации долга, в крайних случаях доходит до обращения в суд. Назаров, к слову, рассчитывает на то, что после окончания перехода шинного завода под контроль холдинга «СИБУР» вопрос с задолженностью предприятия будет урегулирован.
Если долги — дело прошлого, то комплексная модернизация производственного оборудования филиала — и будущее, и уже настоящее. Назаров сообщил, что сейчас завершается реконструкция ТЭЦ-2, торжественный пуск которой запланирован на конец октября. Объем инвестиций в проект составил 4,67 млрд рублей. А новые мощности теплоэлектроцентрали рассчитаны, в частности, на новые участки жилой застройки Северного микрорайона. Впоследствии ТЭЦ-2 предстоит обслуживать объекты комплексной застройки на бывших участках агроуниверситета. Оборудование новой теплоцентрали, по словам директора ВРГ, будет давать объем тепла, соизмеримый с количеством вырабатываемой энергии всех других поставщиков в Северном. Интересно, что в следующем году «Квадра» планирует начать проектные работы для реконструкции ТЭЦ-1. По предварительной оценке, она может обойтись компании в 15 млрд рублей. Запуск фактически новой ТЭЦ-1 должен состояться в 2015 году.
Журналистов особенно волновала проблема энергосбережения, или почему мы платим за тепло, которым согреваются земля и воздух рядом с теплотрассами? «Нет вида энергии на земле, который бы мог передаваться без потерь, — сообщил Назаров. — Но, если мы имеем потери на уровне 9%, такой показатель считается хорошим. Если брать особенно продвинутые страны, они могут похвастаться 7 — 8%. Не меньше. Но что такое 10%? Представьте, если мы отапливаем более 3500 зданий, в том числе более 2000 жилых домов, то 10% — тепло, которое идет на 200 домов. Оно теряется. Потери исключить нельзя, их можно минимизировать. По городу к нашим источникам подключено трубопроводов в общей сложности на 900 км. В год же мы меняем 10 км, темпы, как вы понимаете, не очень. Поэтому стоит задача: минимизировать потери. Да, они в тарифе. Но включают их в тарифы только до определенного уровня после госэкспертиз».
Сам Назаров основой энергосбережения назвал установку поквартирных и общедомовых приборов учета тепла. И уже около 60% домов в зоне ответственности ВРГ оборудованы счетчиками. На этих объектах, как считает директор, вопрос обоснованности взимаемых платежей за тепло уже не стоит. «Реальный путь для части жителей города уменьшить платежи за коммунальные ресурсы — наличие приборов учета и хорошая подготовка домов к зиме», — резюмировал Николай Романович. В его формуле обращает на себя внимание тот факт, что просто поставить счетчики мало — дом не должен стоять без окон и дверей.
Корреспондент «ВК» поинтересовался у Назарова, как он оценивает опыт создания собственного расчетного центра, которым вслед за ВРГ решили воспользоваться многие управляющие компании. «Если откровенно, мне, как директору, расчетный центр создал много проблем, — признался управленец. — Но он снял много вопросов. В прошлом году были шараханья с перерасчетами, когда часть жилищных организаций призвали Муниципальный информационно-вычислительный центр остановить платежи населения. Я их предупреждал, что так они только наплодят долгов. Не послушали — теперь получают соответствующее решение суда. При наличии своего расчетного центра такая ситуация исключена. Уровень платы по счетам у нас больше 96%. Раньше такого не было. Кроме того, МИВЦ за свою работу забирает 1,8% от сумм, которые через него проходят (деньги эти, как я понял Назарова, практически платит население — А. Ц.). Наш расчетный центр — такое же подразделение ВРГ как бухгалтерия, турбинный цех или котельная».
Говоря о повышении тарифов за тепло в новом году, Назаров отметил, что продекларирован рост не более чем на 15% «Мы не заинтересованы в росте тарифа, — признался Николай Романович. — Понимаем: чем он устойчивее и меньше тем больше вероятность высокой собираемости платежей. Но у нас в составе затрат 70% составляет топливо(ВРГ работает на газе, угле и мазуте. —А. Ц.), цены на которое растут».
Андрей Цветков
Воронежский курьер, №113, 9 октября 2010 г.