13 ноября 2024, 09:43
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Inside // Рамонский треугольник, или Место, где бесследно исчезает земля

19.10.2010 11:28
Каждый участок земли в Рамонском районе Воронежской области, расположенный на берегу реки или вдоль трассы «Дон» и находящийся в государственной собственности, подобен кораблю в Бермудском треугольнике. В любой момент может исчезнуть, да так, что следов не останется. Рамонский район в этом отношении — самый что ни на есть фольклорный тихий омут, в котором, как говорится, черти водятся. Чертей тех, разумеется, никто никогда в глаза не видел, но каждый рамонский житель твердо знает, что они есть.

Каждый участок земли в Рамонском районе Воронежской области, расположенный на берегу реки или вдоль трассы «Дон» и находящийся в государственной собственности, подобен кораблю в Бермудском треугольнике. В любой момент может исчезнуть, да так, что следов не останется.

Рамонский район в этом отношении — самый что ни на есть фольклорный тихий омут, в котором, как говорится, черти водятся. Чертей тех, разумеется, никто никогда в глаза не видел, но каждый рамонский житель твердо знает, что они есть. Ходит, например, такая история, что один из их братии присмотрел как-то себе участок в 10 га в Подгоренском участковом лесничестве. Подготовил поддельное постановление администрации Яменского сельского поселения, по которому двое граждан якобы имели право на получение земельных участков в селе Ямное. Оформил планы этих участков — но так, чтобы участки ненароком захватывали часть лесного массива. Потом по суду добился расширения границ кадастрового квартала. В результате к территории Ямного добавились 10 га земель Гослесфонда.Дальше — лишь дело техники. «Отжатая» таким образом территория была поделена на несколько более мелких участков, которые, согласно бог весть откуда возникшим постановлениям, их «истинные» владельцы ждали аж с 1999 года. На основании постановлений были сделаны архивные выписки, которые, как известно, являются правоустанавливающими документами на оформление земли в частную собственность.

Само собой разумеется, что столь громоздкое и затратное мероприятие одному мракобесу вряд ли было под силу. Поговаривают, что участие в нем принимали и областные чиновники, и даже некоторые народные избранники прошлых созывов.

Пройдет пару лет, и эта история станет обычной рамонской легендой, наряду с теми, что придуманы про призрак принцессы Ольденбургской, защищающей якобы свой замок от всякого злонамеренного посягательства. А кто поумней под всем этим размашисто распишется: «Это их худые черти бермутят воду во пруду, это все придумал Черчилль в восемнадцатом году». И единственным, что спасет нас от уличения в сочинительстве, станут судебные архивы. Из них, пожалуй, «выписки» будет сделать гораздо труднее.

«11 друзей Оушена»

В Рамонском отделе регионального следственного управления следственного комитета (СУСК) при прокуратуре РФ по Воронежской области находится уголовное дело в отношении экс-главы администрации Ступинского сельского поселения Александра Ситникова. Господину Ситникову инкриминируется подделка документов при махинациях с землей.

Подробности этого дела публиковались в июле этого года в газете «Воронежский курьер». Из них следует, что осенью 2008 года ранее судимый житель Рамони Владимир Самойлов обратился к своему знакомому, главе Ступинского поселения Александру Ситникову с просьбой о помощи в оформлении в собственность участка на берегу реки Воронеж. Участок площадью 1 га относился к категории земель сельхозназначения.

Несколько позже территория была разбита на участки площадью в среднем по 15 соток и подготовлена к постановке на кадастровый учет. Дальше Самойлову требовалось найти подставных лиц, готовых предоставить паспортные данные для регистрации участков в собственность. Такие люди нашлись. Интересно, что в числе «друзей Оушена» оказались даже представители органов власти. Например, замначальника территориального отдела Роснедвижимости по Воронежской области Михаил Шнейдер, заместитель директора Рамонского филиала ФГУ «Земельная кадастровая палата» Ольга Рубцова, специалист канцелярии Рамонского районного суда Любовь Самойлова (супруга Владимира Самойлова), а также сотрудник местного РОВД Алексей Брыкин.

Тем временем по поручению главы в похозяйственные книги были внесены подложные записи о том, что люди из этого списка якобы несколько лет назад проживали на территории Ступинского поселения и имеют законное право на получение земельного участка. На основании записей в похозяйственных книгах из них были сделаны выписки, по которым участки в установленном порядке были поставлены на кадастровый учет и зарегистрированы в местном отделе ФРС.

Большая часть участков перешла в собственность Владимира Самойлова. Оставшиеся по документам принадлежат Рубцову, Шнейдеру, Брыкину и некому Ивану Кудаеву, по информации правоохранительных органов, имеющему не совсем законопослушное прошлое. Реальная стоимость приобретенной таким образом у государства земли оценивается не менее чем в 2 млн рублей.

Операция «Антиглава»

Народная легенда и случай из уголовной практики коррелируют между собой на уровне сиамских близнецов. Между тем глава администрации Рамонского района Виктор Логвинов верить в закономерности категорически отказывается. По его твердому убеждению, ступинское происшествие, повлекшее за собой возбуждение уголовного дела против главы поселения Александра Ситникова, — не более чем случайность.

Но как тогда объяснить, что в газетах объявлений время от времени всплывают предложения по продаже рамонской земли, еще вчера находящейся в федеральной или муниципальной собственности?

Интуиция командирует нас к выборам 2 марта 2008 года. Не к президентским и не к мэрским, а к еще более увлекательным — выборам депутатов Рамонского райсовета. Прежде всего стоит обратить внимание на то, что на должности депутатов районного совета в этот раз претендовало рекордное количество кандидатов — 142 человека на 25 мандатов. Второе, что с трудом укладывается в сознании, это тотальная скупка голосов и при этом беспрецедентная плата за голос — от 300 до 1000 рублей, что даже по городским меркам — Монблан. И наконец, обстоятельство, что 65% зарегистрированных кандидатов даже не проживали в районе, ставит контрольную точку в этом вопросе.

Вне всяких сомнений, что рамонские выборы-2008 были хорошо спланированной и организованной операцией, целью которой являлось получение контроля за рамонскими землями путем смещения прежнего главы района Владимира Астанина и утверждения на его должность своего человека. Согласно Уставу района, для этого достаточно было сформировать большинство в районном совете депутатов. Однако если первая часть операции «Антиглава» закончилась успешно — Владимир Астанин в итоге сложил с себя полномочия главы, то со второй частью произошли непредвиденные проблемы — Астанин был тут же назначен губернатором на должность руководителя Главного управления строительной политики Воронежской области. Таким образом, все, из-за чего затевался весь этот сыр-бор (а именно из-за земли и последующего на ней строительства) полетело в тартарары. В том объеме, по крайней мере, на который делался расчет.

В многообразии вновь открывшихся обстоятельств рамонского эксперимента до сих пор официально неясным остается нюанс, касающийся главных его заказчиков. В газете «Молодой коммунар» от 22 марта 2008 года предполагалось, что роль главного финансиста рамонской операции могла принадлежать Александру В. Сысоеву, а роль главного бухгалтера — Александру Болдыреву. Сами они свою причастность к выборам категорически опровергли. Других доказательств нет. Словом, снова — мистика и снова — черти.

Потому что «Сайлент Хилл»

Рамонский район — это один большой «Сайлент Хилл» производства «Коламбии Пикчерз». Кажется, что каждый его житель — это тайный хранитель единой для всех сакральной тайны, вроде тайны Ордена тамплиеров, и одновременно — участник бесконечного ритуального танца, имя которому — Земля. Чего стоит состав фигурантов по делу Ситникова: сотрудник РОВД, заместитель директора филиала ФГУ «Земельная кадастровая палата», геодезист-землеустроитель, глава поселения, специалист канцелярии суда… По некоторой информации инициатор схемы Владимир Самойлов также находится в приятельских отношениях с председателем Рамонского районного суда и начальником РОВД. Круговая порука в живом виде. Где тут искать концы?!

Руководитель Рамонского следственного отдела СУСК Андрей Рогозин, в ведении которого находится дело, вскользь подтвердил наличие этой проблемы:

— С точки зрения расследования дела по уводу земли из государственной собственности особой сложности не представляют. Однако нередко по сообщениям такого рода возникают проблемы в общении с административными структурами. Привести примеры, когда оказывалось какое-то давление, я не могу, но к чистоте мундира некоторых организаций претензии так или иначе возникали.

В одном ряду с коррупцией — фактическое отсутствие контроля над земельными отношениями. По мнению Андрея Рогозина, крайне необходимо, чтобы каждая административная структура, причастная к операциям с землей, жестко контролировала их законность в части своих полномочий. Прежде всего это касается местных органов власти в лице глав сельских и районных администраций. Как отметил собеседник, главная лазейка для злоумышленников — это существовавший до 2006 года закон, по которому право распоряжения землей было предоставлено главам сельских администраций. Если изготовить поддельное постановление сельского главы задним числом, внести его в архивную книгу и потом сделать выписку из похозяйственной книги, то в результате такой схемы можно получить участок земли гораздо дешевле его рыночной стоимости.

Требуется прецедент

В октябре 2010 года постановлением администрации Рамонского муниципального района была создана комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Создание комиссии, по словам Виктора Логвинова, предусматривалось в качестве превентивной меры, препятствующей дальнейшему незаконному уводу государственных земель в частные руки. Среди других мер, обозначенных Логвиновым редакции, оказалось предупреждение должностных лиц органов местного самоуправления района об ответственности за нарушение законодательства РФ.

Такое впечатление, будто должностные лица в Рамонском районе сами не знают об этом. Знают, конечно, но, видимо, не очень-то боятся. Потому что — «Сайлент Хилл». Потому что на сегодня в Рамони нет ни одного человека, наказанного за увод земли — дело в отношении Ситникова пока единственное, где был усмотрен состав преступления, да и оно еще не передано в суд.

Как это часто бывает, чтобы переломить ход игры, требуется прецедент. И не только касающийся наказания виновных, но, прежде всего, касающийся возвращения незаконно уведенной земли в государственную собственность. По словам Андрея Рогозина, это возможно: подобные иски в суд уполномочена готовить прокуратура.

В противном случае борьба с «землеотводчиками» так и будет безысходной борьбой «Дневного дозора» с «Ночным», бесконечной игрой света и тени на памятнике Сергею Ивановичу Мосину. Не исключено, что при этом потребуется подтянуть самую тяжелую артиллерию — региональные власти. В конце концов, кому как не им выбирать: земли или черти.

Евгений Крамченко
Inside, №10, октябрь, 2010.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0