Печальное лето закончилось удивительным сообщением: Воронежская область заняла второе место в России по динамике эффективности деятельности региональной исполнительной власти в 2009 году. В этом стоит разобраться.
Шило из мешка с пиаром торчало в самом заповедном месте — на совещании в областном правительстве. Шеф департамента эконом-развития области Максим Янцов в августе доложил: в 2009 году 21,2% населения Воронежской области (480 тысяч человек) имели доходы ниже прожиточного минимума, что на 1,8% превышает показатель 2008 года. Главная тому причина, понятное дело, — мировой экономический кризис. Это из-за него упали реальные доходы населения нашей области в 2009 году. Сопоставлять фантастический рывок со дна на поверхность «динамики эффективности деятельности региональной исполнительной власти» с падением реальных доходов населения и ростом нищеты никто на совещании не стал.
Легки на подъем
Есть у нас региональная исполнительная власть. И у нее есть деятельность. А у деятельности — эффективность. Которая во всем цивилизованном мире оценивается по уровню жизни населения. И вот, значит, Воронежская область, которая в последние годы находилась где-то в арьергарде регионов страны, совершила фантастический рывок и стала второй по «динамике эффективности»: то есть уровень жизни растет здесь почти самыми быстрыми темпами в России.
Хотелось бы понимать это так: сразу после прихода нового губернатора в Воронежской области начался резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства. Инвесторы, прежде бежавшие из региона, встали в очередь, желая вкладывать деньги только здесь. А уровень доходов местного населения растет не по дням, а по часам, и оно, подобно московскому, уже кривится на зарплаты ниже тыщи баксов, а потому в дворниках и на стройках теперь трудятся приезжие, на родине которых власть неэффективна и коррумпирована.
Тут надо вот что отметить: падать легко, а подниматься трудно. Свалиться в самый низ таблицы по уровню жизни можно всего за один губернаторский срок, а вот обратно пробиваться надо кропотливым трудом, отвоевывая каждую ступеньку у конкурентов.
Простой пример. Друг однажды написал из Германии, какой там скандал возник: «У нас тут жуткое дело! По сравнению с прошлым годом Германия опустилась на одну позицию, уступив свое 15-е место в списке из 159 стран Гонконгу. Скандал поднимается просто страшный! Пророчат, что Германию ждут еще более позорные времена: мы можем пропустить вперед Францию и США! Все, мол, гипс снимают, клиент уезжает! А ведь Германия находится в «благородной двадцатке» — списке наименее коррумпированных государств...»
В танке они не горели, эти немцы, жизни не знают. Вот России, например, все равно, на каком мы месте — на 147-м или на 163-м. Воронежская область где-то между Эфиопией и Берегом Слоновой Кости; место то же, что и в целом у России. Плюс-минус. А по сравнению с соседями по Черноземью — минус.
Взлет посредством снижения
Минрегион своим докладом о «динамике эффективности деятельности» лишний раз доказал, что кропотливая работа нам ни к чему; главное — сделать приятное хорошим людям. А уж ответственность за сказанное — второе дело. Или сто шестьдесят третье: за язык власть в России не ловят и отвечать «за базар» не требуют. Хотя какие-то обоснования Минрегион должен же был привести: что за чудо-рывок, в чем он выражается? Так вот, в докладе сказано, что Воронежская область добилась взлета «снижением неэффективных расходов в сферах госуправления (с 3,2% до 2,4%) и ЖКХ (с 37 до 6%)».
Про расходы в госуправлении нам неведомо: ни о каких минусах пресс-службы нам не докладывают; только о плюсах. А вот снижение в шесть раз «неэффективных расходов» в ЖКХ вызывает изумление: ведь сам губернатор в «рекордном» 2009 году бурно возмущался бешеным ростом платежей в воронежском ЖКХ и даже грозил виновным уголовными делами. И энергетические монстры, не боясь греха и социального бумеранга, открыто объявляли о неуемном росте своих доходов — и это в самом эпицентре экономического кризиса! Какое ж тут снижение, когда один сплошной оголтелый рост, который пришлось даже скрадывать, размазав плату за отопление на теплые времена года.
И совсем было бы плохо у Минре-гиона с доказательствами бурного роста воронежской «эффективности», но одну фишку он все же нашел: «Как оказалось, в области наметился рост удовлетворенности населения деятельностью главы региона (с 23% до 70%)». Правда, эта фишка тоже дутая: после девяти лет правления Кулакова население было бы радо кому угодно, а уж такого пламенного трибуна, как Гордеев, оно действительно приняло с восторгом и в воздух чепчики бросало. С тех пор желания бросать чепчики заметно поубавилось, однако прежние цифры можно еще долго использовать для пиара — столь же масштабного, как и рост платежей в ЖКХ.
Туда-сюда перелетая...
Еще из доклада: «В сфере экономики и госуправления Воронежская область заняла шестую (из 83 возможных) позицию среди регионов РФ».
То есть экономика наша уже перелетела с последних на первые места, но тут главный вопрос: а население это заметило?
Институт общественного мнения «Квалитас» этим летом провел среди воронежцев опрос. И большинство жителей отрицательно оценили комфортность жизни в нашей области по сравнению с другими субъектами РФ.
36,9% воронежцев уверены, что в российской экономике дела сегодня плохи. Лишь 4,1% оценили ее позитивно.
66,8% горожан считают, что за последние месяцы состояние российской экономики практически не изменилось, и перемен к лучшему ждать не придется.
19,7% респондентов полагают, что состояние экономики ухудшилось, и только 7% — что улучшилось.
То есть, население воронежское фантастического рывка почему-то не заметило.
И последнее. Эффективную деятельность пиарщиков воронежского правительства мы уже наблюдали не раз. Например: можно ли выдать коррупцию за рост благосостояния трудящихся? Оказывается, можно.
Вот майское сообщение: «В Воронежской области остатки вкладов населения на счетах Сбербанка РФ и коммерческих банков заметно выросли и на 1.04.2010 составили 120,3 млрд рублей, сообщает Воронежстат со ссылкой на данные ГУ Центробанка РФ по Воронежской области».
То есть население богатеет. Однако еще в апреле самый, пожалуй, компетентный в этой сфере человек, глава местного Управления налоговой службы Сергей Дуканов, заявил:
«С одной стороны, хорошо, что у нас выросли вклады населения. Ведь в свя-. зи с кризисом наблюдался некий отток капитала из банковской сферы. Теперь деньги начали активно возвращаться обратно на депозиты... Но существенный минус, который мы видим, заключается в том, что накопления в банках... ложатся на группку лиц, процент которой близок к одному-двум максимум. Соответственно, нельзя говорить, что есть накопление капитала у жителей губернии. Есть накопления у определенных людей».
Почти как в советском анекдоте: все во имя человека, и мы знаем его имя.
Так что, когда они в очередной раз начнут радостно докладывать с трибун, что мешки денег населения в банках становятся все толще, — это они не за нас радуются. А за себя. И когда с последних мест рейтинга область наша вдруг взлетает на первые, это тоже все о нем — о пиаре без границ. И без тормозов.
Александр Ягодкин
Inside, №10, октябрь, 2010.