С банками и банкирами что-то не то. Сначала это было только подозрением, но сейчас — почти уверенность
Чтобы разъяснить ситуацию, мы с коллегами-экспертами провели собственное исследование: как же все-таки чувствует себя банковская система региона. Для этого по специальной методике опросили руководителей дюжины региональных банков и банковских филиалов (они все как один просили себя не называть в этой и последующих публикациях).
Конечно, 12 человек — это немного. Но ведь никто не отменял истину: чтобы попробовать суп на вкус, не нужно съедать всю кастрюлю. Нужно съесть всего-навсего одну ложку...
Итак, краткие выводы про нынешний вкус «банковского супа». Мнения расходятся. Но этот плюрализм держится внутри спектра мнений от «все гораздо хуже, чем самый негативный прогноз» до «кризис не прошел, а приобрел другие формы».
Мы беседовали с представителями и банков первой пятерки, и банков небольших. И их коллективное мнение никак нельзя назвать оптимистическим.
Опрошенные банкиры чаще всего сетовали на то, что их московские боссы так упорно навязывали им нереальные планы по росту объемов кредитования и приросту клиентской базы. Это «соцсоревнование» в конечном счете отозвалось системными сбоями.
При этом банкиры в один голос твердят: из них все чаще пытаются сделать «козлов отпущения» не только за их собственные просчеты, но и за ошибки центрального руководства. Отсюда — отставки, увольнения, скандалы с привлечением силовиков и прессы. «Никто из моих коллег, наверное, не находится на пороге святости, — признался один из наших собеседников. — Но делать нас крайними — просто нечестно. И неэффективно».
Вот важная деталь: все региональные банкиры жалуются на то, как московские (питерские, западносибирские и прочие) «папы» управляют своими филиалами только лишь с помощью мудрых повелений. И практической пользы от повелительных интонаций — почти ноль. Еще замечание: «повсеместно стало исчезать банковское творчество» (это цитата) и индивидуальный подход к клиенту.
А избалованный клиент по этому поводу стал напрягаться до невозможности. И хотя
в целом клиент за кредитами пошел более подготовленным (с обеспечением, с проработанными бизнес-планами), процесс глобальной банкобоязни — налицо.
Кредиты брать не хотят. Собственные средства тратить тоже опасаются. Похоже, у большинства предпринимателей нет мысли развивать бизнес — лишь бы не утратить его, лишь бы удержать его в руках. Клиенты замерли в ожидании лучших времен.
Но есть непререкаемая мудрость: «В ожидании лучших времен проходят лучшие годы»..
Региональные банкиры уже запутались: лучшие годы отечественной банковской системы то ли прошли, то ли и не наступали. Ведь если раньше кредиты брали (далее опять цитата) «дымные заводы, то сейчас лишь предприятия жизнеобеспечения — пищевка, энергетики торговля». На этом фоне банки выживают только из упрямства — да, может, еще по привычке.
Представьте себе: банк продает самый ликвидный товар — деньги. Но даже деньги в банках залеживаются. Парадокс, да и только.
Вот даже руководитель успешного регионального Сберегательного банка глубокоуважаемый Александр Соловьев в своей интернет конференции на сайте abireg.ru в ответах на вопросы признает: «предприятия... в кризисный период потеряли финансовую устойчивость и сегодня попросту лишены возможности наращивания кредитной массы». И далее: «ситуация действительно «давит» на экономику».
Хочется напомнить, что начиналась эта интернет-дискуссия с вопроса самого Соловьева: «Экономика Черноземья: временное затишье или продолжительная стагнация?». А поскольку банки — это двигатель экономики, то закономерные вопросы про стагнацию и затишье, по-моему, в полной мере можно отнести и к этим финансовым институтам.
А еще банкиры много говорили про дефолтную или преддефолтную часть кредитных портфелей. Оказалось, что для некоторых банков проблемные кредиты — это не только головная боль. Это тяжкая реальность в сочетании с тяжкой ближайшей и отдаленной перспективой.
И наконец (вероятно, в сердцах) один из банкиров вздохнул: «Коллапс вроде миновали. Но сейчас — тот же кризис, только в профиль...».
Валерий Мальцев
ИН, №38, октябрь, 2010 г.