Как воронежский бизнес использует инновации. И как не использует.
В книге «Инновационный путь России» рассказана потрясающе жизненная история. Текстильная компания долго не могла решить проблему поломки оборудования в процессе производства: в него попадала пряжа. Это существенно отражалось на цене продукта. Руководство мечтало о революционных инновациях. Когда в компанию пришел новый топ-менеджер и провел общее собрание, к нему нерешительно подошел пожилой рабочий, который всю жизнь проработал на фабрике. Он высказал мнение, как избавиться от поломок. Попробовали последовать его совету – получилось. Когда рабочего спросили, давно ли он додумался до этого, он ответил: «Тридцать два года назад».
Одно лишь слово
Сегодня инновации – это модно. Идея одна – мы внедряем новые технологии и разработки, за ними – будущее. Растиражированное слово – везде: на телевидении и билбордах, в журналах и на презентациях компаний, в устах президентов и глав районных центров. Давайте вернемся к реальности.
В ожидании чуда
А в реальности все просто: инновации можно разделить на две группы. В первую войдут все изобретения, которые в России воспринимаются как новшества и ноу-хау, а на Западе уже давно и успешно используются. Можно сказать, это псевдоинновации. Подобных изобретений у нас достаточно много.
- Инновации – это какое-то новшевство. А у нас новшевство – это то, что уже существует и работает в Японии, Америке и других странах, - говорит Владимир ЖУРАВЛЕВ, заместитель председателя Комитета по научно-техническому и инновационному развитию торгово-промышленной палаты Воронежской области. - Я считаю, что говорить об инновациях при сегодняшнем уровне развития промышленности, информационных технологий в нашем регионе – преждевременно.
Во вторую группу входят настоящие инновации. Это новые продукты, аналогов которым не существует в мире. Таких изобретений в разы меньше, нежели псевдоинноваций. Посмотрим, насколько они востребованы. Несколько примеров.
Направление первое. Инновации в строительстве.
Любой строитель знает: применение свайных фундаментов способствует сокращения объемов работ, снижает стоимость фундаментов, повышает производительность труда. В конечном итоге сокращаются сроки строительства. Руководитель инжиниринговой компании «Виброновации» Виктор ЕРМОЛЕНКО, учитывая основные направления развития свайного фундаментостроения, разработал новую технологическую систему вдавливания свай. Опустив технические подробности скажем, что по мнению разработчиков инновационного оборудования, новшевство может быть полезно в промышленном, энергетическом, гражданском и дорожном строительстве. Важность и полезность изобретения подтверждают и другие эксперты. В 2009 году Совет директоров промышленных предприятий Воронежа на заседании, посвященном развитию механизмов реализации научно-технических разработок и инновационных продуктов, называл проект Ермоленко лучшим из ста представленных. Строительный бизнес поддержал инновацию. Но только на словах, которые пока не перешли в дело.
- Эта история длится уже два года, - рассказывает Виктор Ермоленко, - Я предлагал изобретение всем строительным компаниям города. Все говорят: покажите, как работает оборудование и мы возможно заинтересуемся им. Но у нас пока изготовлена самый малый образец модельного ряда системы. Ее изготовление обошлось нам в 215 000 рублей. А для того, чтобы сделать полный образец, необходимо 6 000 000 рублей, и у нас нет таких денег. Строительные компании говорят, что таких средств на это оборудование у них тоже нет.
Сейчас разработчики пытаются вывести проект на международный уровень.
- Мне кажется, что 99 % российских инноваций не востребованы, - говорит Александр ИНЦЕРТОВ, патентный поверенный Торгово-промышленной палаты Воронежской области, - Никому ничего не надо! Ведь для продвижения инноваций нужны деньги, которые не выделяются талантливым изобретателям. И самый простой способ в таком случае – оформить заявку на международный патент и продать проект за границу. А потом наши компании, переплачивая в несколько раз, будут покупать эти изобретения за рубежом. Увы, это обычная практика.
С ним соглашается и сам изобретатель:
- Все тащат к нам оборудование из Швеции, Канады, Америки, пытаясь объяснить, что этого в России пока нет. А ведь многое из этого у нас есть, просто никто не хочет заниматься его развитием.
Направление второе. Инновации в ИТ.
- ИТ-отрасль развивается так же как остальная экономика, - говорит гендиректор ИТ-компании «Информация и управление» Михаил ГАЛЬПЕРИН. – Больше развивается торговля и услуги, чем производство (в нашем случае – разработка новых продуктов).
Давайте заглянем в самый инновационный сегмент ИТ-отрасли – разработка программного обеспечения. Мы увидим, как бизнес и государство относятся к инновациям, на примере продуктов воронежской компании.
Пример востребованных инноваций.
Для экономики России, завязанной на экспорт природных богатств, большое значение имеет оценка потенциала месторождений полезных ископаемых. Государство и бизнес хотят знать, какие вложения нужно сделать в разработку месторождения и какую прибыль можно с него получить. Сегодня эта задача решается с применением ИТ-технологий.
По заказу Министерства природных ресурсов была создана автоматизированная система, которая позволяет сделать прогноз – какую прибыль можно получить от добычи и продажи полезных ископаемых, если подвести к месторождению инфраструктуру (дороги, линии электропередач и т.д.). Причем прогноз делается для нескольких сценариев развития экономики – и, соответственно, разных мировых цен на полезные ископаемые, а также разной себестоимости их добычи. Инерционный сценарий, оптимистичный и пессимистичный. Методика расчета была разработана учеными всероссийского института геологии ВСЕГЕИ. А программные средства, которые выполняют расчеты и позволяют показывать результаты на электронных картах, создала воронежская ИТ-компания «Информация и управление». Программные средства были нужны потому, что методика расчетов – сложная. Провести их вручную крайне тяжело, так как при составлении прогноза нужно учитывать очень много факторов.
Этой системой были просчитаны целые федеральные округа – дальневосточный, сибирский и другие. И выяснилось, что ряд месторождений очень перспективны. (Речь шла о твердых минералах: золото мел, никель, уголь… Впрочем, методика применима к любым полезным ископаемым, в т.ч. к нефти и газу). Результаты прогноза были опубликованы, и сразу несколько месторождений были куплены частными компаниями. В частности, на Чукотке.
- Сейчас мы предлагаем использовать эту систему в Воронежской области, - рассказывает Михаил Гальперин. - Подходы можно применять для прогнозирования развития разных отраслей хозяйства, не обязательно полезных ископаемых. Методики расчетов и программные средства нетрудно адаптировать.
Прогнозы очень полезны, прежде всего, для привлечения инвесторов, которые будут вкладывать деньги. Например, прогноз потребления электроэнергии, тепла и других коммунальных услуг важен для инвесторов, просчитывающих отдачу от вложений в предприятия ЖКХ. Сегодня у бизнеса недостаточно информации, что будет с той или иной отраслью или рынком, но эту информацию инвесторам можно дать.
Пример инноваций, которые востребованы мало.
Компания «Информация и управление» создала автоматизированную систему управления промышленным предприятием. Ее инновационность в том, что она автоматизирует производство на цеховом уровне, а это сделать очень сложно.
- Автоматизация управления производством на цеховом уровне дает значительный эффект, который можно даже посчитать в рублях. Хотя часто результат от внедрения ИТ-систем трудно оценить в деньгах, - говорит Михаил Гальперин.
Из хаоса, который неизбежен при «ручном» управлении, выстраивается стройная цепочка управления рабочим процессом. На каждом рабочем месте минимизируется время для выполнения отдельных операций. Детали и комплектующие перестают производиться впрок. Благодаря этому уменьшаются складские запасы. Уменьшаются затраты на производство «избыточных» деталей и комплектующих, а затраты - это дополнительная зарплата рабочих, которую нужно платить, когда задание дается «на глазок». Уменьшаются сопутствующие расходы (например, на электроэнергию). Можно оптимизировать работу цеха: часто выясняется, что производственные мощности можно загрузить иначе, и, как следствие, уменьшить количество станков. Все это возможно рассчитывать, если использовать систему управления производственным процессом (до уровня рабочего места).
- Мы разговаривали с рядом владельцев и директоров заводов, где есть деньги. Интерес к автоматизации у них есть. Но внедрять систему они не спешат, - рассказывает Михаил. - Почему? Во-первых, эти предприятия занимают лидирующие позиции на рынке, они не стоят перед необходимостью бороться за каждый процент рентабельности. Во-вторых, рабочая сила относительно дешевая, можно все делать вручную. В результате немногие предприятия сегодня вкладываются в комплексную автоматизацию.
По мнению гендиректора компании «Информация и управление», инновации в производстве будут востребованы только, когда усилится конкуренция между предприятиями. Пока же инновации будут применять только там, где прогрессивный директор или владелец.
Не хочется и не можется
Давайте разберемся с причинами невостребованности большинства инноваций. Главных причин - три.
Причина 1. И без инноваций всё хорошо.
Лучшее, как говорится – враг хорошего. Зачем внедрять новые изобретения, технологии, оборудование, если и без этого бизнес вполне комфортно себя чувствует?
- Внедрение новых технологических и технических идей требует усилий, финансовых ресурсов, - говорит Юрий ТРЕЩЕВСКИЙ, заведующий кафедрой экономики и управления организациями ВГУ, доктор экономических наук, - Но для предприятий это внедрение сегодня не критично. В ряде случаев компаниям бывает достаточно использовать свой технический потенциал для того, чтобы нормально существовать на российском рынке. Ведь многие предприятия сейчас находятся в достаточно хороших конкурентных условиях.
Эксперт привел в пример российские компании «АвтоВАЗ» и «ГАЗ»:
- Понятно, что далеко не все удовлетворены соотношением цена-качество. Но эти предприятия находятся в исключительно комфортных условиях, потому что высокие таможенные пошлины охраняют их от конкуренции с японскими, корейскими и немецкими производителями. Снизили бы эти таможенные пошлины, - разбили бы рынок российских автомобилей в мгновение. Чтобы предприятия засуетились, нужно сделать максимальную конкурентную среду.
Причина 2. Бизнес в целом неохотно делает долгосрочные вложения
Не секрет, что в России многие бизнесмены живут сегодняшним днем. В этих условиях инновации бизнесу просто не нужны.
- Изобретений в Воронеже регистрируется очень много. Но сегодня у бизнеса нет мотивации, чтобы вкладывать средства в инновационные продукты, - говорит директор офиса коммерциализации инновационных проектов и разработок ВГТА Алексей ЖУРАВЛЕВ. – В советское время производства мотивировали кнутом: они обязаны были заключать хоздоговора с вузами, НИИ. У них просто не было вариантов. А сейчас у нас бизнес в основном частный, и обычно не долгосрочный. А следовательно, никакие вложения на перспективу ему просто не нужны. Вы посмотрите сейчас на акционеров и учредителей предприятий. Они меняются с такой периодичностью, что не успеваешь даже фамилии запоминать. О внедрении каких инноваций может идти речь?
А вот что пишут об этом авторы книги "Инновационный путь России". Заведующий отраслевой лабораторией Росатома при МИФИ Вадим Петрунин приводит пример из собственной практики: "Один предприниматель хотел профинансировать мою разработку в размере нескольких миллионов долларов. Узнав, что на реализацию проекта требуется от трех до пяти лет, он предложил значительно увеличить инвестиции с условием, что результат будет готов через два-три года. То есть российский бизнес пока не понимает того, что для воплощения научной идеи необходимо время и его нельзя ускорить только деньгами. Пока в России сырьевая экономика, процесс внедрения инноваций будет сдерживаться».
- Наш бизнес ни в материальном, ни в психологическом плане еще не созрел к внедрению инновационных продуктов, - подтверждает президент Торгово-Промышленной палаты Воронежской области Юрий ГОНЧАРОВ. - Вложение в инновации – это риски, которые сейчас полностью лежат на предпринимательстве. В этом смысле предприятиям крайне необходима поддержка государства, которое на начальном этапе эти самые бизнес-риски должно снижать. Поэтому правительство области разработало программу поддержки инновационной деятельности.
Причина 3. В обществе не созданы условия для принятия инноваций
Все привыкли: инновациям в России, а тем более в Воронеже не место. Все привыкли и приняли эти правила игры.
- Все дело в тех условиях жизни, в которых находится русский человек, - говорит декан факультета психологии бизнеса Высшей Школы Практической Психологии и Психологии Бизнеса Игорь ГАСПАРОВ, - Мы привыкли к тому, что инновации никому не нужны. Но если русский человек попадает в среду, в которой новшества востребованы, к примеру, приезжает в Америку, он ведет себя совершенно по-другому, принимая и развивая новые изобретения. А у нас инновации могут обернуться боком, и мы не хотим что-то менять. Нам легче всего идти по-накатанной.
Что на новенького?
Как видим, инновации в бизнесе востребованы мало. В таком случае откуда берется этот ажиотаж? De Facto ветер дует от государства. Давайте посмотрим на государственные приоритеты, пусть даже в краткосрочной исторической ретроспективе. Вот несколько лет назад на государственном уровне передовой идеей было создание и широкое использование электронного правительства. Когда же пришло время для результатов, вместо них обществу была предложена новая идея – развитие нанотехнологий. Совершили ли мы прорыв в нанотехнологиях? И здесь все по знакомой схеме: время подводить итоги – новая генеральная идея – внедрение инноваций. Может быть все дело в том, что государственные идеи и реальная экономика не всегда пересекаются? В таком случае не исключено, что в обозримом будущем у России появится новая государственная идея. А бизнес продолжит жить и работать «как привык».
Комментарий
Виктор МЕСНЯНКИН, генеральный директор Воронежской трикотажной мануфактуры.
Нет денег – нет инноваций
После кризиса у предприятий просто нет денег для внедрения инноваций. Снизились обороты компаний, нет собственных средств, которые можно было бы направить на развитие новшеств. Те, кто выжили в кризис, конечно же поняли, что надо вкладываться в производство, но никто не хочет быть врагом собственного бизнеса. Да, можно вложить любые деньги в инвестиции, набрать кредитов, обновить производство, но эти вложения окупятся лет через двадцать. А кредит надо отдавать уже в скором времени.
Вы видели, чтобы на Западе кто-то слепо вкладывался в рискованные инновационные проекты? Они по сто раз приезжают, по сто пятьдесят раз делают анализы, все просматривают, и только потом выделяют инвестиции. Тот, кто занимается бизнесом всерьез, просто так не бросается деньгами.
Анастасия Давыдкина
De Facto, октябрь 2010.