WorldClass

21 сентября 2024, 05:38
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Коммуна // Кризис в СМИ начался не вчера

01.11.2010 14:14
Серьёзной журналистике повсюду и во все времена приходилось и приходится непросто В конце сентября состоялась рабочая встреча губернатора Алексея Гордеева с деканом факультета журналистики ВГУ, доктором филологических наук, профессором Владимиром Тулуповым. На встрече речь шла о состоянии дел на факультете, взаимодействии факультета с Союзом журналистов и шире - о месте и роли качественной журналистики в жизни современного общества. Своими взглядами на современное состояние журналистики ученый делится и с читателями «Коммуны».

Серьёзной журналистике повсюду и во все времена приходилось и приходится непросто

В конце сентября состоялась рабочая встреча губернатора Алексея Гордеева с деканом факультета журналистики ВГУ, доктором филологических наук, профессором Владимиром Тулуповым. На встрече речь шла о состоянии дел на факультете, взаимодействии факультета с Союзом журналистов и шире – о месте и роли качественной журналистики в жизни современного общества. Своими взглядами на современное состояние журналистики ученый делится и с читателями «Коммуны».

Кризис в... умах

Общемировой кризис, естественно, отразился и на прессе. Какие-то газеты и журналы канули в Лету, приказав оставшимся долго жить, а те, что остались на плаву, вынуждены подтянуть пояса – сокращать штаты, уменьшать объёмы, периодичность и др.

Но на самом деле кризис в журналистике – по крайней мере, в нашем Отечестве – начался далеко не вчера, и он, перефразируя героя известного произведения, прежде всего в головах… В чьих?

Можно начать с журналистов. С той части, которая охотно и добровольно занимается прямолинейной пропагандой – либо политической, либо коммерческой: «джинсой», «гламуром» и т.п. Можно говорить и о тех, кто ответствен за информационную политику, но понимает её так, что впору констатировать нарушение законодательства, запрещающего цензуру.

Можно сказать и о аудитории, охотно раскупающей «жёлтую» прессу или трепетно внимающей кухонным скандалам на «самом первом» телеканале или НТВ.

Думающий читатель (зритель, слушатель) уходит в блоги, минуя профессиональные медиа и сознательно предпочитая информирование «из уст в уста». Организуются новые сообщества, которые, по мнению экспертов, даже «важнее политических партий (не говоря уже о традиционных медиа) как минимум потому, что привлекают людей не пропагандой идей, не карьерными возможностями, а соучастием, соэмоцией, содействием».

Где больше журналистики?

Каналов информации становится всё больше, и, казалось бы, это очевидное благо. Но на деле всё сложнее…

Казалось бы, Интернет как канал информации просто идеален: круглосуточная доступность, оперативность, неограниченность электронного пространства, огромная степень свободы пользователя, наконец, правда, не во всех случаях, – моментальная обратная связь… Но есть опасность, что уже в ближайшее время он захлебнётся в информации и количестве пользователей, перестанет быть дешёвым, высокоскоростным (в часы пик – в рабочее дневное время или вечером – пользоваться Интернетом станет просто неудобно).

И ещё один барьер: «мировая паутина» захватывает буквально всё, включая недостоверную и бесполезную информацию, дезориентирующую человека.

У ТВ также очевидны достоинства (оперативность, круглосуточность вещания, «картинка», звук, движение…), но и «телеящик» раздражает всеядностью, изобилием рекламы, появляющейся в самый неподходящий момент.

Говорят, радио особенно ценится в молодёжной среде, активной и постоянно перемещающейся; оно привлекает прямыми эфирами, музыкой, шумами… Но и здесь очевидны «минусы»: фоновое восприятие, технические помехи и т.д. и т.п.

Бумажную прессу некоторые горячие головы уже начали хоронить: мол, она и не оперативна, и доставляется поздно, и подписка дорогая… Но всё же народ традиционно больше доверяет печатному слову, особенно статьям с детальной аналитической проработкой, различными комментариями, информационной графикой. Интернет, телевидение, радио – это средства, каналы самой разнообразной информации, а не только и даже не столько журналистской информации. А газеты и журналы, за исключением откровенного «глянца», – это по преимуществу журналистика.

Пресса – с детства

Правда, читать стали меньше, в том числе газеты и журналы... И можно ли вернуть российского читателя? Как, например, это сделали в Финляндии, где культуру чтения закладывают в школах. И сегодня 96 процентов финских подростков читают газеты (из них 59 процентов обращаются к прессе несколько раз в неделю; и если в возрасте от 13 до 15 лет девять из десяти подростков просматривают периодические издания, то в возрасте от 17 до 19 газеты читают все).

Знакомство с ежедневной прессой не только расширяет кругозор детей, помогает решению проблем в жизни, но и способствует усвоению школьных дисциплин. Редакции, заботясь о своих будущих регулярных читателях, обеспечивают школы подшивками своих газет и при содействии Ассоциации финской прессы оказывают помощь в издании специализированных пособий для учителей по применению газеты в учебном процессе.

Вот и в России давно надо было бы включить медиа-образование в качестве хотя бы факультативного предмета в школьные программы. Эта дисциплина не помешала бы бакалаврам и магистрам всех направлений: ведь к СМИ обращается каждый человек и каждый профессионал.

А пока констатируем печальный факт: серьёзные СМИ и аудитория порой не всегда могут говорить на одном языке. Эффективный диалог предполагает единое культурное пространство, но когда общество излишне атомизировано, когда отсутствуют некие общие коды, позволяющие понимать контекст, подтекст, вызывать общие ассоциации, восприятие затрудняется. И продолжается отток аудитории, точнее, нет её притока. Не отсюда ли сознательное облегчение содержания многих СМИ, упрощение языка и др.?..

Привычка к чтению складывалась веками. То, что через 60 лет после реализации программы ликвидации безграмотности в СССР был настоящий книжно-журнально-газетный бум (вспомним о рекордных тиражах книг, толстых журналов, общественно-политических газет рубежа 80-90-х годов), – связано не только с перестроечной ситуацией, но и с тем, что в стране были реальные серьёзные читатели.

Вряд ли подобное может повториться в мировой истории, но опыт «самой читающей страны» следует изучать и использовать те формы, которые могут быть применены в новых условиях. И начать нужно с возрождения детских, юношеских и молодёжных СМИ.

Приоритет социальной журналистики

Государство обязано поддерживать серьезную журналистику, создавая условия для ее развития (демократичное законодательство, антимонопольная политика и др.). При этом важно разделять социальную и каталогизированную прессу.

Первая нуждается в государственной поддержке, второй же, ориентированной прежде всего на рекламодателя, такая поддержка не нужна – она по определению должна быть успешной в коммерческом отношении. Пока же экономическая свобода общественно-политических СМИ страдает от монополий. Например, взвинчивание почтой тарифов на доставку уже сделало многие газеты и журналы недоступными для массового читателя.

То же касается и полиграфических услуг, цен на электроэнергию, аренду и др. Не случайно, видимо, что из 35,5 тысячи зарегистрированных газет и еженедельников реально на рынке России присутствуют лишь 15 тысяч.

Ещё одна беда: государственные СМИ стремительно превращаются в пресс-бюллетени разного уровня администраций, в своеобразные госкорпоративные издания. Модным стало изречение «кто платит, тот заказывает музыку», но власти предержащие не понимают, что платят не они, а читатели-налогоплательщики. Возможно, они это и понимают, но в условиях отсутствия общественного контроля сознательно преувеличивают свою посредническую роль.

Серьёзной журналистике повсюду и во все времена приходилось и приходится непросто, ведь власть сопротивляется контролю и добровольно не инициирует создание эффективной системы общественного контроля. Значит, предстоит нелёгкий процесс борьбы, в котором крайне важна роль прецедентов в отстаивании прав журналистов.

Каким видится Союз журналистов

Профессиональное сообщество должно стремиться к тому, чтобы СМИ воспринимались как равноправный элемент гражданского общества, как инструмент общественного мнения, которое лишь и может быть «четвёртой властью». Ведь без общественного мнения СМИ беззащитны, а на его поддержку они могут рассчитывать лишь в том случае, когда и журналисты будут воспринимать журналистику не только как ремесло, но как служение, как общественную миссию.

Союз журналистов может – и должен! – консолидировать действия редакций в борьбе с монополистами: будь то монополия на истину или монополия на бумажное или полиграфическое производство…

В Воронежской области предстоят выборы председателя региональной журналистской организации. Какие главные задачи предстоит ему решать? Мне видятся три: сохранение и развитие журналистики как профессии; консолидация профессионального сообщества в городе и области; повышение профессионального мастерства действующих и молодых журналистов.

Важно сохранять преемственность российской журналистики, воронежской журналистики в частности.

И, конечно, развиваться. Для чего – привлекать к деятельности местного Союза все лучшие профессиональные силы, расширяя её состав, содействуя профессиональной творческой деятельности наших корреспондентов и редакторов.

Через выпуск своей газеты и собственного сайта Воронежская региональная организация могла бы способствовать формированию культуры честной и свободной журналистики, базирующейся на общепризнанных принципах профессионального поведения и этики. Через свободные дискуссии (в том числе в Доме журналистов, в пресс-клубе факультета журналистики ВГУ) она могла бы участвовать в совершенствовании российского законодательства о СМИ.

Влиять на ситуацию таким образом, чтобы в области создавались необходимые условия для эффективного функционирования местных СМИ разных форм собственности, для укрепления и развития материально-финансовой базы редакций, для обеспечения их профессионально-творческой независимости.

При этом необходимо всячески поддерживать независимость и противодействовать любым попыткам установления прямой или косвенной цензуры, защищая права и свободы журналистов, их экономические и профессионально-творческие интересы, авторские и смежные права, честь, достоинство и деловую репутацию.

Владимир Тулупов,
декан факультета журналистики Воронежского госуниверситета
Коммуна, №161, 30.10.10 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0