11 января 2025, 07:34
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Курская правда // Инвестор - не благодетель, но...

09.11.2010 18:47
Было время, когда наши сельхозпредприятия в большинстве своем оказались без средств к существованию и могли просто приказать долго жить. Спасли их серьезные финансовые вливания инвесторов, изъявивших желание вкладывать свой капитал в сельское хозяйство. Одна из крупных инвестиционных компаний, обосновавшихся в Курской области, - компания «Разгуляй». Более 8 лет она работает во Льговском районе.

Было время, когда наши сельхозпредприятия в большинстве своем оказались без средств к существованию и могли просто приказать долго жить. Спасли их серьезные финансовые вливания инвесторов, изъявивших желание вкладывать свой капитал в сельское хозяйство. Одна из крупных инвестиционных компаний, обосновавшихся в Курской области, – компания «Разгуляй». Более 8 лет она работает во Льговском районе. Об успехах и проблемах, о выстраивании отношений с партнерами мы говорим с генеральным директором входящего в эту компанию ООО «Льговагроинвест» кандидатом сельскохозяйственных наук В. Сониным.

— Виктор Алексеевич, к сожалению, не все инвесторы зарекомендовали себя так положительно, как обещали. Недобрым словом, например, поминают тех, кто успел «оформить» значительные земельные массивы, которые так и продолжают оставаться залежами. Ваши земельные угодья сегодня тоже исчисляются десятками тысяч гектаров. В какой степени уже можно говорить о развитии растениеводства и что в этом плане вы намерены еще предпринять?

- «Льговагроинвест» работает на землях двух районов — Льговского и Хомутовского. За последнее время мы значительно расширились: у нас 24 тысячи гектаров земли. Главная наша культура, конечно же, сахарная свекла, размещающаяся почти на 5 тысячах гектаров. Основные плантации — во Льгове. В Хомутовке, к сожалению, в основном кислые почвы, мало благоприятные для этой культуры. Поэтому при составлении структуры севооборота учитываем все нюансы. Ввели в него сою. Эта культура, как и сахарная свекла, требует к себе повышенного внимания, в частности, глубокой вспашки. Урожайность ее пока оставляет желать лучшего. Но не это главное. Соя — не основная культура, а промежуточная, используемая в качестве хорошего предшественника и дающая нам возможность вести 4-польный севооборот. На хомутовских полях будем высевать бобовые культуры, в частности горох, чтобы сделать земли более плодородными. Планируем возделывать также многолетние травы, силосные культуры. В принципе мы уже научились получать высокие урожаи.

- И 2009 год завершили с прибылью?

- Увы, понесли убытки…

- Из-за низких цен на зерно?

- Это одна из причин. Вторая — мы ввели 8 тысяч гектаров залежных земель, на поднятие которых тоже потребовались затраты: заброшенная земля была слишком истощена. Существует еще и третья причина: у нас было посеяно всего 5 тысяч гектаров озимых. В этом году мы уже убирали их с площади 11 тысяч и практически столько же озимых посеяли вновь. Год рассчитываем закончить если уж не с прибылью, то по крайней мере без убытков — по нулям.

- Ваша основная задача сегодня…

- Достичь высокого плодородия пашни, а потом уже делать ставку на высокие урожаи. В принципе в нашей зоне 35-40 центнеров зерновых можно получать свободно. Нынешний год брать во внимание не стоит — он не типичный. Хотя даже и в нынешних условиях у нас поля в основном дали по 30 центнеров. Единственная подножка — низкая урожайность на введенных в севооборот залежах в 870 гектаров во льговском Кудинцево, где к тому же еще и песчаные земли: мы получили там по 7-8 центнеров. Да, в другое время мы бы просто запахали эти поля, но в этом году делать этого не стали — цена на зерно хорошая.

Всего намолотили более 28 тысяч тонн. Поскольку своих складов пока не хватает, храним зерно на хлебоприемном предприятии и значительную часть его — в полиэтиленовых мешках по 200 тонн, что в немалой степени сокращает затраты на хранение.

- А свекла как себя «показала»?

- Приходится довольствоваться 250 центнерами с гектара, хотя в прошлом году урожайность была на 100 центнеров выше. И валовка будет в пределах 110 тысяч тонн, хотя планировали мы получить 180 тысяч. Но это, я считаю, временная неудача. В планах — возделывать эту культуру на 5 тысячах гектаров и получать по 500 центнеров сырья с гектара.

- Руководители ряда хозяйств обеспокоены тем, что это весьма затратная культура и далеко не всегда цена реализации превышает себестоимость.

- Это проблема в основном мелких поставщиков. Если выращивать свеклу на 100 гектарах, используя импортную технику, соответствующие гербициды и удобрения, она действительно становится затратной. А если возделывать ее на 5 тысячах гектаров и по полной программе нагружать технику (у нас нагрузка на один комбайн — 1000-1200 гектаров), то затраты окупаются.

- Хомутовцы сетуют по поводу того, что вы не всю взятую у них землю обрабатываете.

- На сегодняшний день обрабатываем все 9 тысяч гектаров и даже частично земли другой компании — разумеется, с ее согласия.

- Виктор Алексеевич, как вы считаете: зачем этой компании земля, если она на ней не работает? Ведь ее могли бы купить, скажем, вы или какой-нибудь другой, действительно желающий заниматься развитием растениеводства инвестор…

- Сельскохозяйственный бизнес не всегда прибыльный. Глубоко ошибается тот, кто идет в сельское хозяйство, надеясь мгновенно получить большую прибыль. Для этого, кроме больших вложений, нужен еще полный цикл, включающий переработку. У компании «Разгуляй» есть определенные результаты, потому что она, например, имеет сахарные заводы, если говорить конкретно о растениеводстве. Если производитель не дает прибыли, ее может дать переработчик, и компания в целом будет прибыльной. Нельзя «узко» заниматься сельским хозяйством. Иначе постоянно будешь сталкиваться с тем, что есть урожай, но нет цены и наоборот. Нынешний год в силу именно вот этой «узости» может грозить разорением некоторым фермерским хозяйствам.

- Вы сказали о том, что собираетесь вводить в севооборот многолетние травы. Следует ли из этого вывод, что вы, наконец, намереваетесь заняться животноводством?

- Да. Во Льговском районе выделяется отделение «Борисовское», где будет размещено дойное стадо в 500 голов. Именно в целях развития животноводства мы берем еще 2,5 тысячи гектаров земли. Частично скот уже завезен.

- Вообще складывается впечатление, что большинство инвесторов не горит желанием развивать животноводство. И «Льговагроинвест» до последнего времени тоже не являлся здесь исключением...

- Любой инвестор стремится в первую очередь заниматься тем, что приносит ему прибыль, чтобы на эти средства развиваться. Наступил момент, когда мы можем заняться и животноводством. Тем более что во Льгове у компании есть свой молочный комбинат для переработки продукции и свой сахарный комбинат, то есть на корм имеется практически свой жом. Второй момент: в области все активнее ставится вопрос о развитии животноводства. Хозяйства, имеющие, скажем так, полный цикл, получают льготные кредиты, им выделяются субсидии. Несмотря на то, что подход этот в некоторой мере административный, по сути он верный: руководство страны и области думает о продовольственной базе. Да и руководство района во всех вопросах идет нам навстречу. В частности, часть земли в «Борисовском», где будет находиться наше молочное стадо, выделяется из фонда перераспределения. Ферма расположена в пойме реки Сейма с заливными лугами — просто не разумно было бы в таких условиях не заниматься животноводством. В принципе у компании «Разгуляй» в этом плане есть хороший опыт работы в своих хозяйствах в Белгородской и Ростовской областях, в которых в животноводческой отрасли внедрены новейшие технологии. «Льговагроинвест» тоже планирует активно развивать отрасль — будем увеличивать дойное стадо до тысячи голов.

- Льговскому району, видимо, повезло больше. А вот хомутовцы вашими действиями остались недовольны: «Забрали инвесторы СПК «Ярославское» и «Дубовицу», вырезали скот, оставили людей без работы»…

- Есть время разбрасывать камни и время их собирать. В Хомутовском районе (в Прилепах) мы сейчас тоже разводим дойное стадо — 250 голов. Ранее сделать это не могли, потому что проблема упиралась в помещения, которые оказались непригодными для содержания скота. Сейчас пока занимаемся их реконструкцией, на будущее ставится вопрос о строительстве современного молочного комплекса с молокопроводом. В перспективе также будут завезены высокопродуктивные племенные животные, что даст нам возможность получать в год от коровы по 6-7 тысяч килограммов молока. При цене 15-16 рублей за килограмм молока животноводство у нас, думаю, будет рентабельным.

- На сегодняшний день какая проблема для вас самая главная?

- Дефицит высокопрофессиональных кадров механизаторов. Чтобы работать на «Джон Дире», «Ньюхолонде», «Ропе», уже недостаточно, скажем так, вчерашнего багажа знаний. Поэтому хотелось бы, чтобы профессиональные училища выпускали высококвалифицированных механизаторов. Но, увы… Мы, подчеркиваю, по-прежнему ощущаем их недостаток, несмотря на то, что у наших механизаторов приличная зарплата — 30-40 тысяч рублей.

- Виктор Алексеевич, руководители муниципальных образований, да и население, придерживаются мнения, что инвестор «должен не просто извлекать прибыль из нашей земли, но и оказывать помощь в развитии социальной сферы, в том числе и в строительстве дорог, по которым возит свою продукцию». Вы это мнение разделяете?

- В принципе такая помощь заложена в нашем бюджете. Мы выделяем сельсоветам средства на ремонт крыш, починку водопровода, оказываем помощь в восстановлении храмов. В прошлом году в социальную сферу вложили 4 миллиона рублей. Но дело в том, что сегодня в селе состояние социальной сферы таково, что одним инвестором ее не закроешь. Что касается дорог — мы платим весьма приличный транспортный налог. А если они быстро изнашиваются, так претензии за качество работ надо предъявлять дорожной службе: мы же по этим дорогам ездим на автомобилях, для которых они предназначены, а не на танках.

И потом: с развалом колхозов, а затем и сельхозкооперативов многие селяне остались без работы. Мы им работу предоставили, платим неплохую зарплату (средняя — 17 тысяч рублей), с развитием животноводства еще появятся дополнительные рабочие места. Так что, я считаю, мы свои обязательства выполняем.

Что же касается «извлекаемой прибыли», то, повторяю, любой инвестор ставит перед собой такую задачу. Но одновременно он и возвращает к жизни землю, которая в противном случае оставалась бы мертвым капиталом. Согласен: инвесторы бывают разные. Но в одном я твердо убежден: для того, чтобы сложилось об инвесторе верное мнение, его нужно рассматривать под разными углами, а не только как благодетеля, способного решить все накопившиеся в селе проблемы.

Анна Белунова
Курская правда, №129, 9 ноября 2010 года

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0