Термин «проактивность» уже давно стал популярным благодаря книгам по психологии и менеджменту. Многие бизнес-тренеры и консультанты используют это слово, говоря о неотъемлемых качествах успешного руководителя. Это вполне объяснимо, поскольку проактивность – это один из ключей к дверям успеха как в личной, так и профессиональной сферах. Ключ, позволяющий понять причины эффективности любой деятельности. Единственный вопрос – готовы ли сам человек открыть эти двери?
Что такое проактивность?
Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах.
Реактивные люди – это люди, действия которых продиктованы прежде всего реакцией на внешние обстоятельства. Эмоции этих людей в основном зависят от того, какой будет погода, настроение родных, близких, коллег по работе, обстановка на работе или дома. Как правило, у них нет точки внутренней опоры, и соответственно их достаточно легко вывести из состояния устойчивости.
Когда в тех или иных жизненных ситуациях вы автоматически реагируете на внешние условия – проявляется ваша реактивность. К примеру, вашу машину поцарапали на парковке или на вас накричал клиент, и у вас ухудшилось настроение. В этих случаях ваша реакция была мгновенной и не находилось под сознательным контролем.
Итак, основная идея Франкла гласит: в промежутке между любым внешним событием и вашей реакцией на него существует одна важная возможность – это свобода вашего выбора.
Таким образом, проактивные люди – это те, кто преимущественно сами выбирают реакцию на внешнее воздействие. Это те, кто старается минимизировать воздействие внешних факторов на достижение поставленных целей. Те, кто ставит перед собой цели и достигает их, уверенно опираясь на принципы, составляющие неотъемлемую часть характера.
Например, на увольнение с работы проактивный человек скажет себе: «Ну и что? Значит, будет предложение и лучше!» и с улыбкой пожелает удачи бывшему работодателю.
Структура проактивности
Понятие проактивности включает в себя два слагаемых: активность и ответственность.
-
Активность подразумевает деятельность в направлении поставленных целей. Причем деятельность активную.
-
Ответственность подразумевает осознание ответственности за те последствия, к которым ведут предпринимаемые вами действия. Многое из того, что происходит с вами в жизни – результат ваших действий.Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
Для того чтобы лучше разобраться в еще одном аспекте различия между проактивностью и реактивностью, предлагается разделить все события в жизни на 2 сферы. -
Сфера событий, на которые вы не способны никаким образом повлиять. Например: изменения курсов валют, политические решения, революции, войны, цены на бензин, газ, электричество (за исключением ситуаций, когда у вас есть такие полномочия) и так далее. Стивен Кови называет сферу таких событий «кругом забот».
-
Сфера событий, подвластных вашему непосредственному влиянию. Например, собственное образование, здоровье, отношения, карьера, задачи в рамках полномочий на работе и так далее. Аналогичное название – «круг влияния».

«Лакмусовой бумажкой» проактивности может стать ответ на вопрос – куда вы направляете свои усилия: на те сферы, где вы можете оказать свое влияние или же на те, на которые вы повлиять никак не сможете?
Проактивный человек всегда направляет свои усилия в зону своего влияния. В то время как реактивный, как правило, концентрируется на событиях, на которые он изменить не в силах. К примеру, менеджер по персоналу объясняет вышестоящему руководству причину долгого поиска сотрудников тем, что на рынке труда нет подходящих компании соискателей, в то время как банальный анализ объявлений на предмет заинтересованности потенциальным соискателем проведен не был. Это яркий пример реактивного поведения.
Другой пример. Проактивный руководитель не будет сильно беспокоиться о повышении цен на услуги связи операторами, а постарается найти способы оптимизации затрат. Например, за счет внедрения новых систем цифровой связи, которые позволят снизить затраты, а также поднять уровень обслуживания клиентов.
Концентрируясь на событиях в «круге влияния», вы ощущаете больше силы и уверенности, благодаря способности изменить ситуацию вокруг себя. Ощущение свободы за выбор направления движения в своей жизни является спутником проактивных людей. В то время как ощущение беспомощности, уныния и зависимости – удел реактивных.
Как это ни странно, но есть термины, схожие с проактивностью по значению. Например, такие как «локус-контроля» и «локализация контроля волевого усилия» из гештальт-терапии. А это еще раз подтверждает то, что истина одна, только подходов к ее интерпретации несколько.
В таблицах указаны основные черты, присущие проактивным и реактивным людям, и то, по каким высказываниям можно отличить одних от других.
Проактивность | Реактивность |
Активность и инициативность | Пассивность |
Изменение обстоятельств сообразно своим целям или выбор обстоятельств, благоприятствующих достижению целей | Прямая зависимость настроения, результата действий от внешних обстоятельств и факторов |
Принятие ответственности за последствия принятых решений | Избегание ответственности, перекладывание ее на других |
Стремление к целям, с опорой на принципы | Ориентир на эмоции |
Быть объектом действия | Быть субъектом действия |
Осознание свободы выбора реакции на любое событие | Прямая зависимость между событием и реакцией на нее |
Высказывания реактивных людей | Высказывания проактивных людей |
– Я хотел бы этим заняться, но у меня нет времени. |
– Как я могу выделить время для этой деятельности? |
– Я не знаю с чего начать. | – Где я могу получить необходимую информацию? |
– У меня нет необходимой информации. | – Как я могу узнать об этом больше? |
– Я раньше этим не занимался и ничего об этом не знаю. | – Как я могу приобрести необходимые мне связи? |
– У меня нет необходимых связей. | – Где я могу получить необходимые финансовые средства? |
– У меня нет денег, чтобы начать это дело. | Как я могу заручиться их поддержкой? |
– Они все равно не поддержат мое предложение. | – Как изменить или улучшить свое предложение, чтобы его поддержали? |
– Никому это не надо. | – Что я могу сделать сам для улучшения ситуации? |
Приведенные сравнения наглядно демонстрируют разницу между проактивностью и реактивностью. Реактивные люди в большинстве случаев ссылаются на невозможность выполнения чего-либо. Это выражается в виде отрицательных предложений, которые воспринимаются как данность.
Проактивные же люди в большей степени ориентируются на то, что возможно изменить в сложившейся ситуации. Эти люди задаются вопросом: «А какие действия необходимо предпринять?» Другими словами, проактивность – это фокусирование на своей способности изменить действительность.
Более подробно с описанием проактивности можно ознакомиться в книгах Стивена Кови. Проактивность, по мнению Кови, – один из 7 ключевых навыков любого успешного человека, не говоря уже о руководителях, результаты работы которых являются залогом достижений любой компании.
А вот теперь попробуйте мысленно соотнести образ руководителя с образами реактивных и проактивных людей, и вы увидите перспективы одного и второго подходов к решению управленческих задач. Выводы очевидны.
Евгений Христенко,
директор компании «АйТек»
Ссылки на исследования в области проактивности
• Стивен Кови. «7 навыков высокоэффективных людей».
• Радислав Гандапас. «Харизма лидера в бизнесе».
• Видеотренинги Владимира Герасичева.
• Ицхак Адизес. «Идеальный руководитель».
• Исследования понятий «локус-контроля» и «локализацией контроля волевого усилия» в гештальт-терапии.
• Песня «Пусть этот мир прогнется под нас».
• Поговорка «Тот, кто хочет, находит возможности, кто не хочет – оправдания».
Рекомендации к проактивной позиции
• Трезво взвешивайте свои силы и границы Вашей «сферы влияния». Старайтесь концентрировать свои усилия на том, где вы реально можете приложить свои усилия.
• Если начинаете обвинять обстоятельства в том, что вам что-то не удалось сделать, подумайте, может быть дело вовсе и не в обстоятельствах. Это не означает, что нужно постоянно заниматься самокритикой и самоуничижением. Ведь полученный плохой результат – это тоже опыт, который можно использовать для дальнейшего самообучения и саморазвития.
• Общаться с позиции «я выигрываю – он выигрывает».