WorldClass

21 сентября 2024, 05:42
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // Индульгенция для нелегалов

11.11.2010 18:11
Почти за четыре месяца действия Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» региональным управлением Федеральной миграционной службы выдано больше 700 патентов для жителей стран СНГ. Две трети из них получили граждане Узбекистана, остальное — таджики, азербайджанцы, армяне, украинцы и киргизы. Однако речь все же идет о малой легальной части гастарбайтеров в области.

Почти за четыре месяца действия Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» региональным управлением Федеральной миграционной службы выдано больше 700 патентов для жителей стран СНГ. Две трети из них получили граждане Узбекистана, остальное — таджики, азербайджанцы, армяне, украинцы и киргизы. Однако речь все же идет о малой легальной части гастарбайтеров в области.

По закону, вступившему в силу с 1 июля, граждане стран, с которыми у России безвизовые границы, могут получить патент для работы у физлиц, имеющих российское гражданство. Проще говоря, теперь можно законно нанять запатентованного иностранца для обустройства собственной дачи. Процедура получения бумаги та же, что и разрешения на работу. Патент выдается лично иностранцу на основании документа, удостоверяющего его личность, со сроком действия от одного до трех месяцев. Правда, срок может неоднократно продлеваться, для чего приезжему необходимо ежемесячно платить по 1 тыс. рублей в то отделение управления ФМС, где он зарегистрирован. В противном случае патент становится недействительным, а иностранец в 15-дневный срок должен выехать из России.

По официальной идеологии Закон «О правовом положении...» предназначен для выведения из тени значительной части нелегально работающих в нашей стране гастарбайтеров. Однако мнения о результатах введения в силу нормативного акта разделились. Одни полагают, что он действительно может позволить легализовать деятельность иностранных граждан, даровав им весь пакет трудовых прав, а заодно и пополнить бюджет того населенного пункта, где зарегистрирован мигрант. Другие — что теперь люди, преступившие закон у себя на родине, получат право находиться в России легально. «Федеральным законом российское государство предоставило мигрантам определенные преференции. Одна из них — упрощение порядка оформления документов для приезжих, которые будут работать у физических лиц по их личным нуждам. В целом документ — большой успех в миграционном законодательстве», — считает начальник отдела по вопросам трудовой миграции регионального управления ФМС Юрий Лиманский.

По закону мигранты могут работать лишь в границах того субъекта Федерации, где выдан патент. Соответственно, гастарбайтер привязан к определенной территории, однако то, где трудится мигрант после оформления документов, в управлении ФМС не фиксируется. По словам Лиманского, вскоре должен вступить в силу приказ ФМС России о том, что иностранный работник, имея патент, должен предоставлять сведения о видах осуществляемой им трудовой деятельности.

В управлении ФМС уверяют, что каждый иностранный гражданин все же проверяется на факты юридического привлечения к ответственности у себя на родине и уже здесь, в России. В Воронеже после такой проверки отказано уже двум иностранцам, готовится отказ третьему. Дактилоскопирование и фотографирование трудовых мигрантов планируется проводить только с 2013 года. Пока же патент, в отличие от разрешения на работу, можно получить даже без медицинского заключения. Впрочем, в органах законодательной власти такой недочет уже заметили.

«Патенты действительно облегчили жизнь мигрантам. Деньги заплатил, и все. Никаких очередей, не надо собирать кучу бумаг, умолять, ходить, просить, чтобы получить разрешение на работу. А получить его, прямо скажу, совсем не просто, особенно при условии, что ежегодно квота на количество иностранных работников уменьшается», — поделился своим мнением с корреспондентом «ВК» председатель узбекского культурного центра «Ватан» Нишон Гулмирзоев.

Система получения разрешения на работу и впрямь нудная. Юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю приходится обращаться в службу занятости до 1 мая текущего года с заявкой на использование труда иностранного работника на следующий год. Затем служба занятости рассматривает заявление, после чего передает его областной межведомственной комиссии на утверждение. Далее заявка на выделение квоты направляется в правительство РФ. А там уже решают, сколько мигрантов будет законно трудиться в России в следующем году.

С тем, что патенты облегчили жизнь безвизовым мигрантам, согласен и председатель региональной общественной организации «Среднеазиатская община» Максат Реджипов. Открытые границы уже предполагают массовый въезд мигрантов в страну, но отсутствие квот на работу ставит людей практически в безвыходное положение. «Я даже предлагал крайние меры — ввести визу на въезд. А что делать мигранту, если он уже здесь? Если официально работать нельзя, конечно, он идет в криминал либо на работу к частнику, чем тоже нарушает закон. А теперь иностранный гражданин может спокойно работать на российского гражданина, одновременно находясь под защитой закона, — говорит Реджипов. — Преимуществом является то, что человек с патентом может находиться на территории России до года без регистрации совершенно легально. Другой вопрос, что преимущество вызвало новую проблему — при выезде из страны. После года пребывания здесь мигранты в обязательном порядке должны вернуться на родину. И на границе, на КПП, в аэропортах люди не могут доказать, что находились в России легально, от них требуют регистрацию, что зачастую приводит к вымогательству».

Максат Реджипов отрицает то, чего боятся некоторые противники патентов: фактическую легализацию нахождения в России иностранных преступников. «За свое пребывание здесь преступники платят на более высоком уровне», — поясняет он. А патент призван существенно помочь обычным малообразованным людям хотя бы потому, что сокращается количество звеньев между работодателями и мигрантами. Если раньше квоту возможно было получить через посредника, то сегодня патент получается лично. С посредниками, как сказал Реджипов, в действительности проблем больше, чем с милицией: они зачастую забирают документы у нелегалов, контролируя их действия.

Председатель «Ватана» замечает: «Я открыто говорю: патент — не полное решение миграционной проблемы. Пока нелегалов и их работодателей будут прикрывать участковые, тысячи людей не выйдут из тени. Какая им разница, кому отдать тысячу рублей — государству или милиционеру, — если они знают, что проверки миграционной службы не будет, — объясняет быт мигрантов Нишон Гулмирзоев. — Посредники между юридическими и частным лицами все так же возят сюда иностранцев группами. А мигранты потом могут годами работать в вакууме на охраняемой территории. Там патенты у единиц, для отвода глаз. Вот с чем надо бороться».

В миграционной службе области сравнительно небольшое количество выданных патентов объясняют тем, что пока иностранные граждане не в полной мере информированы о нововведении. Хотя и после масштабной рекламы закона их число увеличилось незначительно. К тому же скоро количество выданных патентов должно сократиться: зимой иностранцы возвращаются на родину — количество строек, основное место их работы, резко уменьшается. Например, от 15—18 тыс. среднеазиатских мигрантов у нас останется примерно половина. Новый поток приезжих будет в феврале-марте.

Примечательно, что, по свидетельству Максата Реджипова, последние два года наш город и наша область для визитеров из стран СНГ уже не так интересны. Сейчас Азия работает в Сочи, а к нам едут в большей мере те, кому не впервой трудиться в Воронеже.

Виолетта Токарева
Воронежский курьер, №126, 11 ноября 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0