Рабочие одного из крупнейших в стране машиностроительных предприятий обращаются к Президенту РФ.
«Тебе, государь, челом бьем...»
В конце октября на воронежском заводе «Рудгормаш» прошел митинг против продолжающегося рейдерского захвата предприятия. Восемь сотен рабочих собрались, чтобы принять обращения к Президенту России и Губернатору Воронежской области.
Вот отрывки из обращения:
«...В течение последних 5 лет вокруг завода идет активная война, предпринимаются все возможные действия по его захвату или, на худой конец, развалу...»
«...На нашем заводе работают более 1600 человек. Для большинства из нас с ним связана вся наша жизнь, жизнь наших семей. Развал предприятия, прекращение его деятельности - это социальная катастрофа для региона. Но и для России потеря такого предприятия - это сильнейший удар по экономике страны. Этого ни в коем случае нельзя допустить...»
- Наши рабочие занимают очень активную позицию в вопросе о судьбе предприятия, - сказал один из организаторов митинга Федор Волошин. -Мы не хотим, чтобы с нашим заводом случилось то же, что и со многими другими машиностроительными предприятиями в Воронеже и в стране в целом, когда атаки рейдеров заканчивались смертью предприятия, а пустые корпуса сдавались арендаторам под офисы. Сегодня мы собрались, чтобы обратить на ситуацию внимание лично Президента РФ и Губернатора Воронежской области.
- Естественно, очень непросто работать в ситуации постоянного рейдерского давления на завод, - добавил Вячеслав Зенин, директор по продажам УГМК «Рудгормаш». -Покупатели осторожничают - «разберетесь с проблемами, тогда договоримся, нам риски ни к чему». А если и соглашаются, то на условиях оплаты по факту. Все это необходимо прекратить как можно скорее. Для нас доброе имя - это в том числе производственный актив.
Флагман отечественного машиностроения
Что такое «Рудгормаш» для России?
По сути, это единственный сегодня в России успешный конкурент Западу по производству бурового, горно-обогатительного, транспортного оборудования и оборудования для нефтегазовой сферы. Машины, произведенные воронеж-цами, работают в десятках стран мира. И сегодня поставки в Индию, Вьетнам, на Украину составляют львиную долю заводского производства. Других подобных производств в стране нет. Потеряй сегодня Россия «Рудгормаш» - и эту нишу с удовольствием займут зарубежные производители.
Секрет такого успеха прост. Воронежцы делают машины с той же производительностью, что и на Западе, но значительно дешевле. «Иногда наши станки уступают зарубежным аналогам в дизайне и эргономике, - соглашается Вячеслав Зенин. -Но на это можно посмотреть и с другой стороны. Дизайн увеличивает цену, а многие наши клиенты хотят получить максимальную эффективность по минимальной цене. И тут «Рудгормаш» практически вне конкуренции. Плюс -долговечность. Станки западного производства работают ровно в рамках обещанного. Если сказано в инструкции, что машина проработает 5 лет, - она проработает ровно 5 лет. Официальный срок работы тяжелого бурового станка воронежского производства - 10 лет. На самом деле эта техника работает 30 лет и более - и остается в хорошем состоянии...»
Кто поставит точку?
Несколько позже, вернувшись из командировки, Президент ЗАО «УГМК-Рудгормаш», доктор технических наук, действительный член Академии горных наук, член Высшего горного совета России Анатолий Чекменев прокомментировал ситуацию следующим образом:
- Несмотря на все сложности многолетней «обороны», обстановка на заводе достаточно позитивная. Выплатили долги по зарплате - более шестидесяти двух миллионов рублей. Наши партнеры в тяжелые времена не только не отвернулись от нас, но и оказали реальную поддержку. Если в 2009 году на пике кризиса оборот составил порядка семисот миллионов рублей, то уже в 2010-м - за миллиард, а плановый объем на 2011 год (обеспеченный заказами) - под два миллиарда.
В сентябре 2010-го суды первой и второй инстанции признали уголовное дело, в рамках которого арестовывалось имущество завода, незаконным. Однако - парадокс. Уголовное дело закрыто, а имущество так и находится под арестом. И арест этот никто снимать не торопится. Очередная лазейка в законодательстве. В принципе снимать арест должен тот, кто его наложил, а именно следователь. Но нигде в законе не сказано, в течение какого срока это должно произойти. И мы снова в «зависшем» состоянии -ни взять кредит, ни партнерам объяснить, что происходит... Работать так очень тяжело.
Видимо, все-таки кто-то из первых лиц государства должен лично поставить точку в этой затянувшейся истории...
Сергей Владимиров
Комсомольская правда, 16 ноября 2010 г.