WorldClass

21 сентября 2024, 03:42
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

De Facto // Недорогие гости

17.11.2010 16:37
Правда ли, что Воронеж сможет стать туристическим регионом? — Я ничего не слышал о Воронеже, — говорит главный редактор журнала National Geographic Traveler Александр ЖЕЛЕЗНЯК. — Возможно, в вашей области есть что посмотреть, но вы об этом скромно молчите. Вот недавно у меня выдалась пара свободных дней, и мне захотелось просто уехать на природу. Снять небольшой домик на реке. Я ничего не нашел.

Правда ли, что Воронеж сможет стать туристическим регионом?

— Я ничего не слышал о Воронеже, — говорит главный редактор журнала National Geographic Traveler Александр ЖЕЛЕЗНЯК. — Возможно, в вашей области есть что посмотреть, но вы об этом скромно молчите. Вот недавно у меня выдалась пара свободных дней, и мне захотелось просто уехать на природу. Снять небольшой домик на реке. Я ничего не нашел. Хотя Воронежская область не так далеко от Москвы…

Потенциал есть — представить нечего

По развитию туризма Воронежская область сегодня занимает лишь 46-ю позицию среди регионов России. Еще 20 лет назад гремевший на весь Союз Центр Черноземья сейчас с завистью смотрит на другие регионы, и даже на соседние Липецк и Белгород, которые туристическими никогда не были.

Между тем возможность попасть в первую десятку у нас есть. По мнению многих экспертов, Воронежская область обладает хорошим потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма.

Ложка меда

Давайте посмотрим, что наш регион может предложить туристам?

Природа. Воронежская область — самый южный север и самый северный юг. Мягкий климат раньше активно использовался для оздоровления людей. Те, кому противопоказано море, отдыхали в Воронежской области. 738 озер, 2408 прудов и 1343 реки позволяют принять большое количество желающих.

Многие жители северных регионов, отправляясь на юг на машинах, доезжают до Воронежской области и останавливаются. Для них мы — юг, и свой отпуск они проводят здесь. По рассказам риэлторов, в последние годы интерес к отдыху на воронежских просторах наметился и у некоторых состоятельных москвичей. Они покупают дома где-нибудь в Бобровском районе и отправляют свои семьи на все лето.

— Нам очень повезло с природой, нам есть что предложить людям, — говорит архитектор Станислав СОРОКИН. — За час можно доехать на Битюг на рыбалку или за два часа на Хопер. Можно по Дону пройтись на катере. Такого нет ни у кого! Есть крупные опасные реки, например Волга, а у нас — маленькие. Я вот думал, почему Дон — Тихий? Потому что он никогда не бывает с волной. И когда рыбачишь — тишина такая, что слышно разговор людей за 3 километра от тебя.

Уникальность нашего климата заключается еще и в разнообразии. Зимой у нас есть снежный покров, а в соседней Ростовской области — нет. Поэтому в зимнее время отдыхать у нас южанам — самое то.

Возможности поправить здоровье. Санатории им. Горького, Дзержинского и Цюрупы известны на всю страну и за ее пределами. Это действительно отличные места, где можно подтянуть здоровье и просто хорошо отдохнуть.

Культурное наследие. Литературное достояние Воронежа связано с именами Платонова, Бунина, Кольцова, Никитина. Почему бы не устраивать литературные туры для ценителей?! Ведь в Воронеже сохранились уникальные памятники — дома, где жили или останавливались великие писатели и поэты.

В области есть и вовсе уникальные места. Например, этнографический музей «Костенки», открывающий тайны эпохи каменного века — историю и культуру наших предшественников. Геологи всего мира считают своим долгом посетить музей хотя бы раз в жизни.

А сколько связано в Воронеже с именем Петра I! Петербуржцы очень обижаются на воронежцев, когда те называют свой город старшим братом. А ведь это исторически оправдано. Петр начал строить флот именно у нас.

Наконец, традиционные наживки для туристов — замок принцессы Ольденбургской, Дивногорье, Костомарово, Хреновской конезавод, усадьба Веневитинова и Графский заповедник.

Объекты паломничества и религиозных туров. В Воронежской области много храмов, церквей и монастырей. У них есть своя история. Многие расположены в живописных местах.

— В Воронеже потрясающее собрание церквей, которые стоят на берегу реки. Все это производит сильное впечатление, — восхищается историк моды Александр ВАСИЛЬЕВ. — Это нужно поддерживать и сохранять.

При должной организации и раскрутке храм Св. Митрофания мог бы соперничать по популярности с храмом Тихона Задонского.

И конечно, развлечения в Воронеже. Индустрия развлечений в столице региона пережила стремительный взлет в последние 5-10 лет и продолжает развиваться. Кафе и рестораны, ночные клубы, шопинг… В городе построены современные отели. Вот если бы еще нормально отремонтировать дороги… В любом случае в Воронеже сегодня есть где отдохнуть.

Подведем черту. Можно ли говорить, что у туристического Воронежа есть уникальные конкурентные преимущества? Вряд ли. Но то, что наш потенциал позволяет стать туристическим регионом как минимум «средней руки», — это, на наш взгляд, бесспорно. При наших возможностях каждый пятый прохожий на улице должен говорить на иностранном языке! Город должен быть полон туристами и за счет этого развиваться!

Однако…

Бочка дегтя

Развитие туризма De Facto находится на нулевом уровне, если не сказать в регрессивном состоянии. С каждым годом потенциал региона ослабевает. Об этом знают все. Вот несколько штрихов к некрасивому портрету.

Турбаз практически не осталось.

В советские годы в области работало до 150 турбаз. Сейчас их количество сократилось на 70%. Большинство либо разрушены, либо разворованы, либо перешли в непрофильные активы. Да и среди оставшихся отвечают современным представлениям о комфорте — единицы.

Места для туристов не благоустраиваются.

Возьмем паломничество.

— Наши воронежские туристы уезжают для омовения в Задонск, потому что там все благообразно. Там все чисто и ухожено, — говорит директор Федерации развития туризма Воронежской области Николай КОРЗОН. — Монастырь святителя Митрофана Воронежского и на 10% не пользуется такой популярностью у паломников и любителей религиозных туров.

Бренды не используются.

От «колыбели русского флота» осталась лишь Успенская церковь, заложенная Петром I, и пара-тройка памятников в скверах. На базе отдыха «Лесная сказка» установлен макет ботика Петра I.

Все? — да нет, что вы! Есть местечко на левом берегу, где останавливался и жил Петр. Правда, сейчас на этом месте пустырь… Очевидно, что это место имеет хорошие перспективы, его легко раскрутить. Надо восстановить дом царя и возить туда туристов. Но это не делается. Как и многое другое…

В свое время был разработан проект комплексного восстановления набережной и острова на Воронежском водохранилище, где также многое связано с именем Петра. Пока он не реализован.

И капля надежды

Тем не менее было бы неправильно считать, что для развития туризма ничего не делается. Сегодня разрабатывается концепция развития внутреннего и въездного туризма в области до 2016 года. Отдел туризма передан из управления культуры в департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области. Что еще? Вот сейчас на уровне региона прорабатывается вопрос об объединении туристического потенциала Воронежа с соседями.

— Были случаи, когда в воронежские фирмы звонили европейцы и просили туры, объединяющие Елец, Воронеж и Задонск, — рассказывает директор «ВКО-клуб путешествий», член комитета по развитию туриндустрии Торгово-промышленной палаты Воронежской области Антонина МАРЫШЕВА. — Надо развивать маршруты, которые задействовали бы соседние регионы: Липецк — Воронеж —

Курск — Тамбов — Белгород. Развитие таких маршрутов неизбежно. Сейчас даже понятие появилось — «Жемчужины Черноземья». Но для этого нам нужно самим собрать свои жемчужины.

Модель, когда в одной программе участвуют несколько городов, в России давно обкатана. Это, например, Золотое кольцо.

— Московским туроператорам сейчас очень интересны новые программы. Им надоело Золотое кольцо — они 300 лет туда возят. Сейчас они уже увидели Задонск и повезли туристов туда. Дальше нам нужно на эту нить нанизать свои жемчужины, — подтверждает бизнесмен, владелец ряда турбаз Игорь КОМАРОВ. — Воронежские Дивы, замок в Рамони и Костенки — это три кита нашей области, плюс Задонск и Елец. Цепочка объектов по одной трассе — это очень удобно.

Что ж, идея объединиться с другими регионами выглядит вполне современно. Лед пытаются «тронуть». И когда появится концепция, можно будет говорить о четкой стратегии развития туризма в регионе, которой пока нет.

Что мешает?

Рассмотрим основные проблемы, мешающие Воронежу реализовать свой туристический потенциал. Помимо очевидных причин, есть и другие, не лежащие на поверхности.

Очевидные причины

Причина 1. Отсутствие координации между участниками туристической отрасли

Туризм не может развиваться по схеме «лебедь, рак и щука», когда каждый участник отрасли идет в свою сторону. Необходим единый вектор. Все эксперты говорят об этом. Участники туристической отрасли должны видеть общую картину.

— Никто из бизнесменов не занимается туризмом в глобальном понятии этого слова, — рассуждает Игорь Комаров. — Все просто занимаются своим делом. Тот, кто строит гостиницы, отели — это тоже ступенечка в развитии туризма. И тот, кто базы отдыха пытается поднять, — это тоже шаг вперед. А вот соединить все воедино должны региональные власти и концепция развития туризма.

Грамотная концепция станет компасом для всей отрасли. Она определит приоритеты в развитии, предложит инвесторам варианты для вложения капиталов, закрепит обязательства государства и т.д.

— Должна быть система взаимодействия власти и бизнеса, — подтверждает Игорь ЧУРАКОВ (центр экотуризма «Лукодонье»). — У нас есть много энтузиастов, которые занимаются или мечтают заниматься строительством и эксплуатацией маломерных судов, разработкой пеших и конных маршрутов, исторической реконструкцией, экскурсиями по историческим достопримечательностям — чего только стоят одни меловые пещеры на Дону! Но ради пары-тройки экскурсий никто в Воронеж не поедет — обязательна координация с другими регионами ЦЧР и выстраивание сквозных маршрутов, что под силу только областной власти.

Например, бизнесу необходима помощь в продвижении региона, чтобы туристы захотели сюда приехать. Сами компании, даже крупные, едва ли потянут организацию выставок, презентаций и другие мероприятия по России и за рубежом. Раскрутить регион как место для туристов — задача прежде всего государственная.

Но пока компаса нет, все блуждают «на ощупь».

В развитии туризма мы отстали от многих регионов на 10-15 лет. К примеру, Липецкая область сейчас явно опережает Воронежскую. 10 лет назад Задонск был захолустной деревенькой — сейчас это Мекка туризма. В любой рабочий день автобусы стоят вереницей. Восстанавливаются монастыри. Есть поток туристов, значит, появятся гостиницы и кафе. Иными словами — развитая инфраструктура. А поспособствуют этому налоговые льготы.

— Любой участок, стена, колонна в Липецкой области бережно охраняются. Каждому объекту, которому необходимо развитие, находятся хозяева. А все почему — потому что есть четкий, понятный вектор развития, концепция. Область подводит к участку коммуникации. И предприниматели на этой удобренной почве начинают развиваться, — рассказывает Игорь Комаров. — В Воронеже вообще нет такой концепции, нет людей со стратегическим мышлением, которые занимались бы этим делом. Потому что каждый видит не дальше своего носа.

Причина 2. Отсутствие понимания, что именно нужно туристу

Что нужно туристу-иностранцу в России? Традиционность и русскость. Почему Воронеж проблемный в этом плане? Он был разрушен практически полностью во время войны. А о реставрации и реконструкции у нас особое представление.

— Приезжает в Воронеж министр туризма Швейцарии Вальтер Легель, — вспоминает Николай Корзон. — И спрашивает: а где русскость? Где традиционность? Пластик и в Швейцарии есть. Когда за границей мы приходим в индийский деревянный храм, пусть даже разрушенный до основания, никто не додумывается его реконструировать из пластика. И двери пластиковые на него поставить. А у нас можно.

Мы не видим себя со стороны, чтобы понять, чем мы отличаемся от других. Не знаем своей культуры и истории, не ценим своих традиций и не умеем о них рассказывать. Воронеж сегодня — обезличенный город.

Пожалуй, единственный на сегодня проект, предлагающий туристам узнать, что такое «русский дух», — центр отдыха «Лукодонье». Гостей привозят в уютные русские избы, поят парным молоком, показывают курочек и уточек… Надо отметить, что такое направление, как агротуризм, очень популярно в Европе. На него сегодня делают ставку и наши соседи-белгородцы.

Причина 3. Недостаточно развита инфраструктура

Как привлекли туриста в регион, не важно — монастырями, загадочной русской душой, пейзажами или замками. Важно, как мы туриста разместим, накормим и сумеем развлечь. Так вот — если в самом Воронеже с инфраструктурой все неплохо, то за пределами города явные проблемы.

— По дороге из Москвы в Воронеж невозможно остановиться чаю попить: только АЗС и забегаловки, — говорит Игорь Чураков. — В Америке кафе из легких конструкций стоят через каждые пять километров. Туризм без этого невозможен. Нужна инфраструктура, а для этого нужны согласованные действия власти и бизнеса.

Простой пример. Жемчужина Черноземья — Дивногорье. На площадке музея помещается всего 4 автобуса и стоят 20 пластиковых стульев. Пункт питания «Ромашка» — это половина вагончика с газированной водой и шоколадками. О каком потоке туристов, тем более иностранцев, мы мечтаем?

Вот еще пример. Когда Россия подала заявку на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года, Воронеж в число 14 городов не попал. В списке оказались Саранск, Краснодар. А Воронежа, который мощнее и крупнее этих городов, нет. Почему? По мнению ряда экспертов, причины здесь вовсе не спортивные. Мы просто не готовы принимать большие потоки зарубежных гостей.

Причина 4. Кадровый кризис в отрасли

Он накрыл всех — от управленцев до исполнителей.

— Одна из самых серьезных проблем для отрасли — это экскурсоводы, — приводит пример Антонина Марышева из ТПП. — Уникальные специалисты сохранились чудом, и скоро уйдут. Новые кадры не готовятся в том качестве, которое неободимо. Мы общались с высшей школой и получили ответ: не хотят молодые люди, им это неинтересно.

Причина неявная, но ключевая

В развитии туризма не заинтересованы сами жители Воронежской области.

Для начала — короткая история «не про нас». Лет 10 назад вьетнамский студент с другом решили открыть свою туристическую фирму, имея в кармане несколько сотен долларов. Они устроили для иностранцев велосипедные и пешие туры в глухие уголки страны. Предприниматели сумели убедить население окрестных деревень сотрудничать, предложив простую схему. Они обеспечивают поток туристов. А крестьяне должны обустроить дорожки, ко времени приезда группы приготовить национальные блюда, надеть костюмы. Нехитрая инфраструктура была реализована. В итоге туры по сей день пользуются огромной популярностью, а компания стала одной из самых известных туристических фирм во Вьетнаме со своей флотилией экзотических судов и отработанными маршрутами по всей стране.

Мы вспомнили эту историю вот почему. В развитых туристических странах каждый житель, даже не работающий в сфере туризма, делает все, чтобы гостям было комфортно и интересно. Приветливость к приезжим, внимание и забота там — часть культуры. А у нас большинству населения туристы просто не нужны.

— Однажды в Россоши я попросил в ресторане кусочек хлеба, подразумевая, что хлеб входит в рацион нормального человека, — вспоминает Николай Корзон. — Официантка восприняла это как личное оскорбление. А посмотрите, как подают пиццу в Риме. Да у официанта на лице написано: клиент — желанный гость, потому что за счет него живет и процветает пиццерия.

В город или деревню, где тебе не рады, никто не поедет. Это — аксиома. А мы, к сожалению, еще не стали гостеприимными. Лояльность и, не побоимся этого слова, любовь к туристу надо в себе воспитать.

Произойдет ли это в обозримом будущем? Мнения противоположные.

— Думаю, что если турпоток в Воронежскую область наладится, мы очень быстро переключимся на новою волну, — считает гендиректор компании «Интрансгаз» Игорь ТАТАРИНОВ. Он часто бывает в Европе и может сравнить отношение к туристам «у них» и «у нас». — Мы не так далеко расположены от курортов России — наш менталитет близок к южному. А там гостей встречать научились. И у нас быстро научатся, если поймут, что это выгодно. Мы вышли из системы социализма и уже полностью адаптировались к капитализму, научились изменяться и «ловить волну».

Игорь Комаров считает, что западный менталитет к нам еще не скоро придет: через 10 лет и более. По мнению бизнесмена, только следующее поколение начнет осознавать потребность в туристах, необходимость их приезда в страну и наш регион.

Все или ничего

Есть разные пути развития туризма. Например, модель частно-государственного партнерства, по которой существует весь туризм в Европе. К этой модели сейчас склоняет регионы правительство России, разработавшее федеральную целевую программу развития внутреннего въездного туризма на 2011-2016 годы. (Главная идея программы — если инвестор берется за создание туристско-рекреационной зоны и этот проект включается в реестр господдержки, то государство безвозмездно компенсирует 35% вложений. Объем финансирования из федерального бюджета — 332,5 млрд рублей.)

Но Воронежу нужно начинать не с этого.

Мы считаем, надо принципиально определиться: либо мы развиваем туризм по-серьезному, либо не развиваем совсем. Воронежский регион достаточно богат природой, историей и культурой — настолько, что окончательно «прождать» этот потенциал было бы просто жалко. Поэтому давайте либо сделаем хорошо, либо не будем делать вообще.

Если решим делать — наш журнал готов принять в этом участие. Мы съездили в Кострому, познакомились с ее опытом и расскажем, за счет каких управленческих решений этот регион стал центром туризма (см. стр. 12).

Комментарии

Яна Чернышева, владелица отеля «ЯР»: К туризму Воронеж еще не готов

— Если говорить о гостиничном секторе как о части туристской инфраструктуры, то с этим у нас все в порядке. Посмотрите на трассу Москва-Сочи. Домов, домиков и гостиниц для ночлега достаточно. Но при этом туалетов, нормальных сервисов техобслуживания и кафе — нет. Почему? Потому что именно на туризм у нас никто не настроен. Все средства размещения ориентированы на корпоративные заезды, банкеты, семинары, а это далеко не туризм. Туризма как такового у нас пока нет. В Воронеж ни один нормальный самолет не может прилететь. Наши туристические структуры еще не готовы к принятию большого потока туристов.

Алексей Зварич, директор агентства «Воронежинтур»: Мы просто опустили руки

— В Воронеже для развития въездного туризма давно ничего не делается. В международных выставках Воронежская область участвует по остаточному принципу — если остаются бюджетные места. Полиграфии никакой, презентаций нет. Мы сами напечатали буклет-презентацию Воронежской области, которую можем показать своим клиентам. Сами вложились в это. Получился красивейший продукт — видно, что можно показать людям. Почему чиновники этого не делают?

Раньше мы пытались сдвинуть эту машину с мертвой точки. Сейчас просто руки опустили.

Александр Васильев, историк моды: Воронежу нужно рассказывать о себе

— Воронеж имеет остов культурного наследия. Например, сокровища, которые хранятся в картинной галерее им. Крамского. Это великолепное здание XVIII века с удивительными экспонатами и очень небольшим количеством посетителей и денег. Нужно сделать рекламные щиты, надо разрешить видео- и фотосъемку для того, чтобы люди смогли публиковать это в своих блогах и социальных сетях. Нужно начинать рассказывать о себе.

Принимать гостей Воронеж еще не готов, потому что нечего показывать. Надо все отреставрировать. Воронежу надо больше выделять средств для сохранения архитектурного наследия. Почему Воронеж невозможно сравнить ни с одной из европейских провинций? Потому что в Европе берегут свое культурное наследие для привлечения туристов.

Из отчета компании Strategy Partners*

«Низкая инвестиционная и туристическая привлекательность многих российских регионов связана с тем, что эти регионы сегодня либо вообще не имеют стратегической концепции развития туризма, либо их стратегии характеризуются неглубоким уровнем проработки. Регионы стихийно осваивают территории, предназначенные для развития туристической деятельности. У руководства регионов отсутствует понимание потенциала туристических прибытий и их влияния на развитие экономики региона. Во многих случаях отсутствует стратегия, технико-экономическое обоснование, целостный и профессионально разработанный план, позволяющий инвесторам оценить привлекательность и риски инвестиций в территорию».

* Российский стратегический консультант, предоставляющий услуги в области стратегического планирования

Интересные факты о туризме

В национальном парке Руанды местное население занималось разведением скота. Экзотика африканской местности привлекала туристов, которые с удовольствием фотографировали животных. Когда встал вопрос, что развивать дальше: туризм или сельское хозяйство, у местных властей хватило ума пригласить европейских экспертов, которые провели анализ и дали рекомендации удерживать скот на прежнем уровне как декорацию, развивать местные промыслы и туристическую инфраструктуру. В итоге валютные поступления в казну Руанды увеличились в разы.

В Канаде каждый доллар, вложенный государством в экотуризм, дает 12 долларов в бюджет.

Агротуризм (а также экотуризм и событийный туризм) за последние 10 лет в Европе заслужил огромную популярность. Италия 10% дохода от сельского хозяйства имеет за счет агротуризма. Тур в Ботсвану, где есть только хижины и природа, стоит 5-7 тысяч евро, благодаря умелому позиционированию страны. Хорошей популярностью пользуется birdwatching или «бёрдинг» — наблюдение за птицами.

Ирина Лобанова
De Facto, ноябрь, 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0