Воронеж. 17.11.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – В Воронежской области с приходом нового губернатора была принята весьма амбициозная стратегия долгосрочного социально-экономического развития. Отметим, что основную роль по ее формированию сыграли уже ушедшие представители экономического блока и подчиненный им Институт регионального развития.
Ключевой идеей стратегии является рост качества жизни населения за счет создания благоприятной социальной, экономической и политической среды и опережающего роста экономики. Задачи обозначены как вхождение региона в тридцатку, а затем и в 15 регионов - лидеров по экономическому развитию.
Многое уже сделано. Область, занимавшая в 2007 году 68-ю позицию среди субъектов Российской Федерации, в 2009 году заняла 7-е место в номинации «Высший уровень инвестиционной привлекательности». В рейтинге Минрегионразвития наша область переместилась по достигнутому уровню эффективности - с 81-го в 2007 г. на 49-е место в 2009 г., заняв при этом по динамике эффективности второе место среди всех регионов России. Это является свидетельством большой работы, проделанной правительством области по созданию благоприятных и прозрачных условий ведения бизнеса на своей территории, гарантий безопасности вложенных средств. Степень доверия к областной власти в 2009 г. выросла до 69,8% против 18,6% в 2008 году. Соответственно, по этому показателю область поднялась с 79-го места среди субъектов РФ на 4-е.
Тем не менее по ВРП на душу населения регион находится в шестом десятке, отставание имеет место не только от сырьевых регионов, но и от аналогичных по профилю (Ставропольский край, ряд областей центра России). Доля Воронежской области в ВВП России за годы, предшествующие приходу нового губернатора сократилась с 0,99% в 1998 г. до 0,78% в 2008 г. Регион проигрывает в конкурентной борьбе с регионами-лидерами инвестиционного роста (Калуга, Липецк, Ленинградская область, Владимир, Ярославль, Ростов-на-Дону).
Низкая оценка эффективности деятельности региональной власти напрямую отражалась на развитии региона. Достаточно вспомнить попытки организации бизнеса «Каргиллом», строительные мучения «Бунге», которым пришлось строить завод вместо одного года почти четыре с половиной года.
В целях радикального изменения ситуации экономический блок принципиально реорганизовал работу с инвесторами. В первую очередь создали систему кураторов во всех заинтересованных департаментах. Было создано законодательное обеспечение функционирования ГУ «Агентство по привлечению инвестиций Воронежской области» как «службы одного окна» по работе с инвесторами. Была создана база инвестпроектов и контрактов. Вообще роль Агентства по привлечению инвестиций Воронежской области была не очень заметной, но очень значимой. Агентство подготовило документы более чем по 30 проектам. Кроме того оно осуществляло постоянное консультирование, сопровождение, подбор площадок. Достаточно сказать, что глава агентства Александр Спичак за последний год выступал на различных форумах с презентацией региона более 10 раз.
Итогом этой работы стало заключение соглашений на сумму более чем в 4 миллиарда рублей. Уже осуществляется строительство объектов «Сименс Высоковольные переключатели», «Техкорм», «Южной нефтегазовой компании». Все эти структуры очень положительно оценивают роль агентства для их бизнеса. Например, Александр Шолль, представляющий проект «Техкорм», реализуемый группой компаний «Нутреко» (Нидерланды), прокомментировал свое взаимодействие с Агентством по привлечению инвестиций Воронежской области следующим образом: «Мы рассматривали огромное количество разных площадок практически по всей центральной части России. А потом с нами начало взаимодействовать воронежское агентство по привлечению инвестиций. К нам в офис приезжал Спичак, которому удалось обаять наше руководство. Если бы не агентство, то, скажу прямо, нас бы в Воронежской области не было бы».
По проектам на сумму более 11 миллиардов рублей агентство продолжает работу. При этом помощь, которую оно оказывает для бизнеса, имеет и материальное воплощение. Например, консалтинг при написании бизнес-плана в соответствующих компаниях обходится в зависимости от размеров проекта от 100 тысяч рублей до «бесконечности». Агентство же оказывает подобную поддержку абсолютно бесплатно.
Впрочем, считать результаты всей этой деятельности сверхуспешными пока рано. Последнее, в принципе, понятно: работа с инвесторами требует значительных усилий и большего терпения. Даже создав благоприятную бизнес-среду и информационный фон, нужно много лет вести целенаправленную работу по привлечению, быть готовым к неудачам и не слишком радоваться подписанию рамочных соглашений и закладкам «первых камней». В конце концов, власть не сможет подменить инвестора и предпринимателя, она только создает условия для ведения бизнеса.
Еще одним направлением работы с инвесторами является улучшение позиций Воронежской области в различных рейтингах и оценках консалтинговых компаний. Здесь также значительную роль начало играть правительство Воронежской области и отвечающий за направление «продвижения» региона заместитель руководителя департамента экономического развития области Вадим Дмитриев.
Достаточно сказать, что мнение рейтинговых агентств о регионе поменялось кардинально. Так, управляющий партнер фирмы «Делойт энд Туш» Алексей Зеленов отметил, что «образ области улучшился практически по всем признакам, посмотрите на рейтинги удобства ведения бизнеса, например». Массимо Маркини из «Ай Эм Джи консалт» говорит, что «ситуация поменялась кардинально» и «раньше у людей были связаны руки». Член Совета «Деловой России» Александр Осипов отметил, что «была задана отличная динамика, гораздо выше среднероссийской, и в этом велика роль новой команды губернатора и созданных ими инструментов по работе с инвестициями».
Огромную роль в работе по продвижению имело и создание информационных поводов, повышение упоминаемости региона в прессе. При прежней администрации регион практически отсутствовал в медийном пространстве страны, а сейчас губернатор стабильно входит в число наиболее часто упоминаемых региональных лидеров. Регион активнейшим образом начал работать с торгпредставами России за границей.
Впрочем, выстраивание имиджа – это не менее кропотливый процесс, чем работа с инвесторами. За полтора года изменить позиционирование региона, которое складывалось все последнее десятилетие, было крайне сложно. Тем более что средств на изменение образа выделялось крайне мало. Так, бюджет 2009 года предусматривал на эти цели 8,8 миллиона рублей. Для сравнения: бюджет «продвижения» промышленного Красноярского края – 100 миллионов, а туристического Краснодарского края – более 280 миллионов.
Для того чтобы выполнить задачу вхождения хотя бы в тридцатку регионов-лидеров, необходимо привлечь за 5 лет около 500 миллиардов рублей инвестиций дополнительно к текущему уровню. Необходима активная работа, что требует активного использования всего имеющегося инструментария, поэтому все разговоры об отсутствии «целесообразности в сохранении инвестиционных подразделений в структуре облправительства» представляются просто вредными. Уже упоминавшийся нами Александр Осипов отметил, что «хотя и был значительный рост для создания однозначно положительного имиджа области в предпринимательской среде нужно и можно сделать еще очень многое».