WorldClass

21 сентября 2024, 03:42
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

ШЕФ // СанПиН vs Бизнес

18.11.2010 14:41
С 15 августа 2010 года вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Согласно этим правилам, на прилегающей дворовой территории будет исключено размещение торговых киосков и павильонов, которые, кстати, многим ранее - в 2006 году - запрещено возводить и на многих улицах Воронежа. Куда «испаряться» представителям среднего и малого бизнеса области, и каковы возможные последствия принятия закона? Гром грянул Постановление о принятии СанПиН 2.1.2.

С 15 августа 2010 года вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Согласно этим правилам, на прилегающей дворовой территории будет исключено размещение торговых киосков и павильонов, которые, кстати, многим ранее – в 2006 году – запрещено возводить и на многих улицах Воронежа. Куда «испаряться» представителям среднего и малого бизнеса области, и каковы возможные последствия принятия закона?

Гром грянул

Постановление о принятии СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» зарегистрировано в Минюсте и подписано Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Геннадием Онищенко. Вероятно, новые правила были созданы для упорядочения «дворовой» жизни горожан и благоустройства в жилом секторе. Но давайте посмотрим, к чему эти требования могут привести в переложении на нашу российскую действительность?

Так, пункт 2.10 постановления гласит: «На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок общественных организаций».

Такие меры в документе называются красивым словосочетанием «функциональное зонирование».

«Отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений. А для торговых точек должна быть определена «своя» территория, - почти дословно приводит выдержку из постановления заместитель начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Александр Шукелайть.

У предпринимателей среднего звена всегда существовала проблема выхода на рынок «по-крупному», то есть реализовывать продукцию с прилавков своих или арендованных торговых площадей. Почему? – Покрыть затраты на обустройство магазина под силу далеко не каждому производителю мяса, молока или хлеба. «Входной билет» в супермаркет часто не по карману производителю среднего звена, который не имеет возможности конкурировать с лидерами отрасли по ассортименту предлагаемой продукции и ценовому предложению. Так, «Воронежский мясокомбинат», «Калачеевский», «Аннинский» - у всех на слуху. Благодаря своим мощностям продукцию этих предприятий можно купить почти во всех торговых сетях: супер-, гипер-, минимаркетах и дискаунтерах. Но в том же Аннинском районе есть переработчики мясной продукции «поскромнее», которые держатся на рынке во многом за счет «своих» покупателей и «своих» торговых точек – киосков и павильонов.

«Не стоит забывать, что Россия – не Запад, где кредитование составляет не выше 3-5 процентов в год. У нас же оно пока упало до 12 процентов годовых, но по-прежнему является обременительным для представителей мелкого и среднего бизнеса, - рассказывает заместитель председателя Воронежского регионального союза предпринимателей «ОПОРА», председатель комитета по предпринимательству и развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты Воронежской области Илья Ерихонов. - При этом не стоит забывать, что ни один магазин не окупится даже за год. То есть предприниматели в любом случае вынуждены брать долгосрочные кредиты сроком на 3-5 лет. Поэтому без дотаций со стороны государства удержаться на рынке невозможно».

Итак, развитие промышленности и производства у нас в стране тормозится, в том числе из-за недостаточного количества мест санкционированной торговли. Примечательно, что ранее главами районов Воронежа выносился на обсуждение вопрос о создании во дворах жилых домов мини-рынков. Но теперь постановление Геннадия Онищенко обрубило это начинание на корню.

Нашла коса на камень

Согласно санитарным правилам, как уже было сказано, ликвидации подлежат не только павильоны, торгующие хлебом, молоком и сигаретами, но и мастерские по ремонту обуви, изготовлению ключей, киоски, торгующие прессой, цветами, мороженым и многие другие.

Если владельцы павильонов не найдут средства, чтобы арендовать площадь в торговом центре, где они в таком случае окажутся? Наверное, на улице – в том смысле, что без работы. А ведь совсем недавно федеральные новости с легким оттенком радости сообщали о сокращении безработицы в России «почти на 2 процента».

Отступать предпринимателям на уличную территорию? – Тоже не получится - и здесь сплошные законодательные препоны. Напомним, что в 2006 году Воронежская городская Дума приняла решение № 271-II «Об утверждении положения о порядке установки и эксплуатации павильонов и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж». Этот нормативный акт предписывал запретить продление разрешающей документации на эксплуатацию и установку киосков и павильонов, противоречащих своим местоположением схемам благоустройства. Под «запрещение» первоначально попали 26 улиц города. Однако из-за кризиса и страха надвигающейся безработицы список пришлось сократить до 8 улиц (площадь Ленина, проспект Революции, Московский проспект, улицы 20-летия Октября, Кирова, Кольцовская, Плехановская, Пушкинская).

«С одной стороны представители среднего звена в бизнесе скованы 271 решением, с другой – новыми санитарными требованиями. К чему это приведет? Как шагреневая кожа сократится число торговых мест, что повлечет за собой подорожание стоимости их размещения и увеличение коррупционной составляющей. В результате рост неофициальной части расходов на покупку места будет способствовать взвинчиванию цен непосредственно на саму продукцию, - говорит Илья Ерихонов. – Я считаю, что новые СанПиН – не что иное, как лоббирование интересов крупных торговых центров».

Представители Роспотребнадзора придерживаются несколько иной точки зрения. Мнение Александра Шукелайть больше затрагивает морально-этическую сторону вопроса: «Дворовая территории с детскими площадками и местами отдыха людей должна отделяться от торговой зоны. Почему молодежь должна наблюдать, как продаются пиво, сигареты, а также за вытекающими отсюда безобразиями? Продавцы киосков и павильонов целый день сидят на рабочем месте. Куда они ходят в туалет? Ведь эти торговые точки не оборудованы внутренней системой канализации. Плюс ко всему владельцы киосков часто выносят «свои» отходы на контейнерные площадки, увеличивая тем самым объемы мусора, и при этом не платят за его вывоз»…

Пока «авоська» не порвалась

Недавно, подходя к дому, по привычке остановилась у киоска, торгующего водой известной фирмы. После того, как тара была наполнена кристально чистой водицей, продавец деликатно сунула мне в лицо лист бумаги: «Вот - подписи собираем, чтобы павильон наш не убрали. Вы «за» или «против»?

Мое имя дополнило число жильцов района, кто надеется, – авось это поможет уцелеть киоску. Ведь удобно – и питьевая вода под боком, и детская площадка чувствует себя вольготно, и даже мусорные контейнеры… Продавец воды вместе с напарницей живут в соседнем доме и ходят по нужде в свои, квартирные туалеты, а не в ближайший подъезд. Поэтому, на наш взгляд, нужен дифференцированный подход к вопросу «адаптации» к реалиям нашей жизни новых санитарных правил. А пока его нет, даже миллиард подписей простых горожан – пыль по сравнению с одним распоряжением, но Главного санитарного врача РФ.

Как будут реализовываться санитарные требования? – По истечению срока договора владельцам киосков, павильонов и ларьков он продлеваться больше не будет, заявки на установку новых киосков приниматься тоже не станут. Компенсации предпринимателям, деятельность которых в одночасье стала барьером для функционального зонирования, не предусмотрены. Правда, утвержден список мест – в Тьмутаракани – для размещения торговых точек. А заявлений от жителей жилых домов с требованием немедленного исполнения закона уже сегодня хоть отбавляй, уведомили нас в Управлении Роспотребнадзора по Воронежской области.

Понятно, что новые санитарные правила корректирующими назвать трудно. Остается ждать и наблюдать, как «предпринимательская чистка» аукнется для всего бизнес-сообщества и всколыхнет устоявшиеся правила игры на рынке.

Светлана Калюжная
ШЕФ, №7, ноябрь 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0