Воронеж. 29.11.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Несмотря на то что последствия экономического кризиса в области в 2010 году еще не преодолены, налоговой службе Воронежской области удалось показать весьма неплохие результаты, а ее опыт борьбы с предприятиями-должниками перенимается другими регионами. О своих проблемах, методах работы и достижениях рассказал «Абирегу» руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Сергей Дуканов.
- Сергей Сергеевич, что изменилось в работе УФНС Воронежской области за время вашего пребывания здесь с 2006 года?
- Была поставлена задача прекратить рост задолженности и добиться ее снижения. На 2006 год этот показатель составлял более 27 млрд рублей. В настоящий момент – 15,2 млрд рублей. То есть мы добились очень серьезного сокращения задолженности – это именно тот результат, к которому мы стремились.
Официальная средняя заработная плата в Воронежской области в 2006 году была менее 5 тыс. рублей, а сегодня – почти 13 тыс. рублей. Это тоже значимый результат, связанный не только с ростом благосостояния, но и с тем фактом, что работодатели начали показывать более высокие цифры зарплат. И в этом есть безусловная заслуга налоговых органов.
К нашим достижениям можно также отнести работу с банкротствами. В 2006 году я не мог привести ни единого примера, когда нам удалось взыскать хотя бы 1 рубль с предприятия-банкрота. Причем самое удивительное, что это были довольно мощные предприятия, обладающие большим производственным потенциалом, имеющие в собственности крупные объекты коммерческой недвижимости (производственные здания, склады и т. п.), а кредиторы не могли получить ни копейки.
Подобная ситуация была не только в Воронежской области, но и во всей Российской Федерации. В конечном счете каждый регион пошел своим путем, но наш опыт оказался довольно прогрессивным, потому что вот уже в течение двух лет к нам приезжают гости из других областей, чтобы взять на вооружение наши достижения в плане работы с банкротствами. Нам удалось убедить городские и областные власти в необходимости бороться с данной проблемой, и теперь картина совершенно другая. Никто уже не предлагает банкротить предприятия. Да и со старыми банкротствами тоже все встало на свои места: есть понимание, что это следствие неупорядоченной и неэффективной деятельности муниципалитетов, вороватой политики менеджмента, когда главным было выкачать из предприятий все что можно, а затем обанкротить.
- А что можно сказать о наиболее крупных предприятиях-банкротах, например, конкретно о МУП «Водоканал Воронежа», ЗАО «Декоративные культуры»?
- В 2006 году мы даже думать не могли о том, чтобы получить хоть какие-то деньги в погашение долгов от МУП «Водоканал Воронежа» и МУП ПУ «Воронежводоканал». И когда удалось в этом году, уже при новой администрации, взглянуть на эту проблему с других позиций, то большинство вопросов было решено в кратчайшие сроки и предыдущие долги были погашены. Правда, я не считаю, что данная проблема полностью решена, так как до 1 сентября область должна была найти инвесторов, которые погасят и кредит, и текущие платежи по налогам, а также возьмут в аренду или акционируют указанные предприятия. Со своей стороны, мы делаем все, чтобы не допустить повторного банкротства.
Что касается «Декоративных культур», то ситуация здесь очень простая: наш долг в несколько млн рублей был выкуплен некоей московской компанией. Закон позволяет это делать, но процедура выкупа должна осуществляться в порядке, утвержденном правительством РФ. В частности, если есть несколько претендентов, то должно быть прописано, кто имеет преимущественное право выкупа. На тот момент такого порядка не было. Он утвержден только 20.10.2010. В случае с «Декоративными культурами» таких претендентов оказалось сразу шесть. Победил один, но возникает вопрос: каковы были критерии отбора? И несмотря на то что суд уже вынес свое решение, я считаю, что нарушения присутствуют. Суд не вправе был действовать по своему усмотрению, и мы опротестовываем это решение. Как руководитель налогового органа я полностью удовлетворен тем фактом, что долги погашены, и по большому счету мне все равно кем они погашены. Но как государственный служащий, который руководствуется принципами законности в своей работе, я соглашаюсь с доводами своего руководства, которое мне говорит: «Есть закон и есть порядок, которые никто не вправе нарушать». Поэтому я с чистой совестью подаю исковое заявление в суд. 345 га земель были проданы по очень низкой цене – порядка 22 млн рублей, поэтому я считаю, что в данном случае ущемлены интересы Российской Федерации. И если бы налоговые органы присутствовали на общем собрании, то, конечно, такое решение не пропустили бы. Более того, на наш взгляд, нет признаков несостоятельности этого ФГУПа и оно может спокойно рассчитаться по своим долгам, реализовав всего лишь часть своего имущества. А оставшееся имущество может быть выставлено на аукцион и принести в федеральную казну достаточно приличную сумму денег – речь может идти о сотнях миллионов рублей.
- В данном случае вы действуете в пределах своих прав и полномочий. А вы обращались в правительство области по данному вопросу?
- К сожалению, мы общались только на уровне отдельных руководителей подразделений. Я свою позицию высказывал достаточно принципиально, говоря о том, что стоимость данной земли намного выше. Я предупреждал о возможности ее выкупа какой-то частной компанией и последующей реализации в нашей области инвестору, который будет вынужден заплатить сумму, уже на порядок большую. И тогда возникает вопрос: что мешало области или федерации самим выставить земли и имущество ФГУП «Декоративные культуры» на торги, чтобы получить доход в казну? Почему эта дельта в сотни миллионов рублей пройдет мимо государства? Хотя еще раз повторюсь, что, формально рассуждая, мы полностью удовлетворены фактом погашения долгов.
- Вы предупреждаете заранее потенциальных банкротов о последствиях?
- Работая с предприятиями, соответствующими признакам несостоятельности, мы стараемся заранее предупредить менеджмент компании о том, что процедура банкротства ухудшит ее финансовое положение. Мы имели контакты с Бутурлиновским ЛВЗ, Семилукским огнеупорным заводом, «Рудгормашем» и некоторыми другими, предупреждая их об ухудшающемся финансовом состоянии. Если это не помогает, то мы предупреждаем собственников: «Обратите внимание: ваши управленцы не ведают, что творят, и их действия в ближайшие месяцы могут привести к потере значительной части собственности». Далее мы обращаемся к городу или району и, наконец, в качестве последней инстанции апеллируем к губернатору, прося о соответствующих властных указаниях. Гордеев обычно реагирует довольно жестко и в полной мере поддерживает налоговые органы в части соблюдения закона. Любое предприятие должно работать и быть рентабельным, а всякие попытки отдельных людей обогатиться незаконным путем за счет государства должны пресекаться.
- Какова сейчас задолженность по налогам воронежских предприятий? Насколько она снизилась по сравнению с 2009 годом, когда 700 предприятий имели задолженность 9 млрд рублей?
- Действительно, в 2009 году в процедуре банкротства было около 600 предприятий. На сегодня их количество сократилось до 550 и за ними числится по-прежнему довольно большая налоговая задолженность – около 7 млрд рублей.
2009 год по сравнению с 2008-м оказался очень проблемным и к тому же еще характеризовался довольно низкой деловой активностью в нашей области и по России в целом. Но тем не менее этот год для нас оказался относительно успешным. Мы не добрали всего 1-3% до показателя 2008 года, то есть практически сохранили тот же уровень. Во многом это объяснялось тем, что мы активизировали работу по взысканию старых задолженностей, по прекращению процедур банкротства. От предприятий-банкротов мы дополнительно получили в 2009 году около 700 млн рублей (в 2008 году – около 300 млн).
Кроме того, мы смогли получить 1,5 млрд рублей от контрольной работы. Это на 500 млн больше, чем в предыдущем году. Мы проверяли налогоплательщиков за докризисные периоды, выявляли нарушения и доначисляли соответствующие суммы налогов. Таким образом, в 2009 году удалось получить прирост почти на 1 миллиард рублей только от проведения проверочных налоговых мероприятий. Для того чтобы не иметь кассовых разрывов и избежать недополучения средств, мы вынуждены были применить самые серьезные санкции к нарушителям сроков уплаты налогов. Работа была жесткая, но она себя оправдала. Если бы мы не изменили свои подходы в работе, свою тактику и достаточно либерально реализовывали свои полномочия, как в докризисное время, то, конечно, потеряли бы 15-20% поступлений. Я считаю, что нами была выбрана правильная стратегия.
В 2010 году мы сохранили все эти принципы в своей работе. Продолжали жестко работать с неплательщиками налогов и за 9 месяцев взыскали уже более 4 млрд рублей, за это же время получили с предприятий-банкротов более 1 млрд рублей, по контрольной работе – 1,5 млрд, а ведь год еще не закончен. Плюс к этому в 2010 году стали проявляться результаты улучшения экономической ситуации в стране и области. Поэтому сейчас мы имеем рост налоговых поступлений приблизительно на 26%.
- Какая сфера экономики в нашем регионе дает наибольший рост в 2010 году?
- На сегодня оптовая и розничная торговля являются доминирующим сектором. Кроме того, в этом году началось улучшение финансовых показателей в строительной сфере, химической промышленности. Хорошие результаты в финансовом секторе, в частности, у Сбербанка, который показал неплохую прибыль.
За 9 месяцев 2010 года в консолидированный бюджет РФ мы получили свыше 33 млрд рублей, из них более 27 млрд рублей в консолидированный бюджет области. Прирост поступлений составил 6,9 млрд рублей, в том числе в область 5,1 млрд рублей. В общих поступлениях по направлениям работы налоговых органов поступило 5,9 млрд рублей, то есть более 17% от общих поступлений.
Показатели хорошие, темпы высокие, и налоговые поступления продолжаются. В экономике вырос индекс промышленного производства, увеличился оборот организаций (+21%), улучшились показатели занятости населения. Но пока что мы не вышли на темпы роста, которые были в 2008 году, то есть последствия экономического кризиса в области еще не преодолены. Новых рабочих мест, новых производств все еще не так много, как хотелось бы.
- На сегодня один из самых высоких показателей посткризисного роста – в торговом секторе. Увеличились ли пропорционально налоговые поступления?
- Такая пропорция должна существовать, ведь налог, как правило, берется с оборота. В 2010 году рост налогов в этом секторе составил 8% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, хотя увеличение оборота – на 22%. Возможно, поступления налогов идут с определенной временной задержкой и по итогам года ситуация выровняется. Но в этом году мы уже поставили задачу – проверять торговые предприятия, потому что нам кажется, что налоговые сборы от них не соответствуют нашим ожиданиям. Вообще-то, макроэкономические показатели области в той или иной сфере экономики являются для нас своего рода индикатором и основанием заглянуть в первичную документацию предприятий, осуществляющих такого рода деятельность. Кстати, в прошлом году темпы налоговых поступлений в торговом секторе были даже выше, чем рост товарооборота. Я думаю, что по итогам 2010 года будут и доначисления, и серьезные взыскания.
- Продолжается ли борьба с фирмами-однодневками?
- Обычно мы боролись с фирмами-однодневками проверками адресов, самих собственников и руководителей. Начиная с этого года мы пробуем другой способ – боремся с теми, кто эти фирмы использует. К примеру, мы вычислили автоматизированными средствами 348 организаций, которые подпадают под определение фирмы-однодневки. Признаками являются малая численность работников (либо их отсутствие), большие обороты (свыше 5 млн рублей в квартал) и отсутствие основных средств. Выяснилось, что через эти организации в 2009 году прошло 82 млрд рублей, из них значительная часть миновала Воронежскую область. То есть фирмы обслуживают плательщиков как в нашем регионе, так и за его пределами. По основным воронежским плательщикам мы посмотрели, какая сумма прошла, какой был экономический результат, сколько платилось с этого налогов и т. д. Как только появляются основания для подозрения организации в использовании схемы с фирмой-однодневкой, мы организуем выездную проверку. За первое полугодие 2010 года налоговые органы взыскали дополнительно уже 153 млн рублей. Как правило, речь идет о налоге на прибыль и НДС. Соответственно, мы выявили часть контрагентов, которые, являясь госструктурами (в частности, муниципалитетами), пользовались услугами фирм-однодневок. Есть областные структуры, которые заказывали услуги у нормального, сильного плательщика, но использующего схему с фирмами-однодневками при реализации государственного контракта. Мы направили соответствующие сведения в адрес руководителей территориальных органов федеральной исполнительной власти, губернатора области, а также главного федерального инспектора и Счетной палаты, сообщили цифры и факты по бюджетным потерям.
- И какова реакция на эти сведения?
- Пока никакой значимой реакции ни со стороны Счетной палаты, ни со стороны области не последовало. Правда, сам губернатор уже обратил внимание на эту проблему, и я думаю, что он даст поручения соответствующим структурам для принятия действенных мер. Наша позиция проста: по закону никто не вправе ограничивать фирму-однодневку в участии в конкурсах и тендерах, но всегда можно сделать так, чтобы эта фирма не смогла там победить. Просто надо выставлять определенные условия для участников по наличию, например, каких-то средств производства, определенной квалификации штатных сотрудников, опыта работы на рынке и др.
Но наша главная задача – это предоставление информации для заинтересованных компаний. Например, недавно департамент аграрной политики проводил тендер по закупке автомобилей и обратился к нам с просьбой дать информацию по одному из участников тендера, чтобы подтвердить или опровергнуть факт нахождения этого предприятия по указанному адресу. Мы организовали проверку, в результате которой выяснилось, что данное юрлицо в указанном офисе отсутствует. Это административное правонарушение является препятствием для законного участия в тендере. Ведь большинство фирм-однодневок абсолютно виртуальны, их задача - получить контракт, провести торг с реальным исполнителем работ и заключить с ним формальный договор. Мы провели определенную работу и выяснили, что в Воронеже и области до 40% тендеров по закупке товаров и услуг (работ) уходит иногородним компаниям. Это государственные и муниципальные контракты. Я считаю, что расходование государственных средств, влекущее за собой в лучшем случае увод налоговых поступлений из нашей области в какие-то другие регионы, никак не оправдано.