Воронеж. 13.12.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – В 2010 году Семилуки попали в число 27 российских моногородов, которым правительство России выделило средства на диверсификацию экономики, чтобы уйти от зависимости от градообразующего предприятия – Семилукского огнеупорного завода. Как реализуется программа, какие инвестиционные проекты развиваются в районе, как оптимизируются расходы благодаря уникальной процедуре объединения сельских поселений и как происходит поиск инвесторов для огнеупорного завода, «Абирегу» рассказал глава администрации Семилукского района Михаил Ельчанинов:
- Семилуки – единственный из городов Воронежской области, попавший в 2010 году в программу развития поддержки моногородов. Расскажите, что было сделано районными властями и что в результате получил город?
- Сегодня на территории России, по данным Минрегионразвития, порядка 400 городов, подходящих под категорию моногорода. В условиях кризиса такие города попали под основной удар и оказались на грани выживания. Государство предложило свою помощь, причем основным принципом оказания поддержки стало стремление города к саморазвитию и собственный поиск путей выхода из кризиса. Войти в число 27 моногородов-счастливчиков, получивших господдержку, оказалось не так просто. Благодаря поддержке воронежского губернатора Алексея Гордеева это стало возможным. Чтобы попасть в эту программу, надо было подготовить соответствующую базу.
Совместно с правительством области, с департаментом экономического развития эта работа была начата около двух лет назад. Совместными усилиями родился комплексный инвестиционный план развития моногорода Семилуки. Изначально мы шли по пути комплексного плана развития монопрофильного образования района. Ведь наш район еще с советских времен держался на трех составляющих – это два огнеупорных завода (в поселке Латное и городе Семилуки) и добывающее глину Воронежское рудоуправление в поселке Стрелица. Но после всем известных перемен, произошедших в России, процесса приватизации, эти предприятия оказались обособленными друг от друга. При этом зависимость нашего муниципального района от промышленного производства – налицо. В Cемилуках проживает более 50% всего населения Семилукского района. И если брать уровень отгружаемой продукции в докризисный период, то до 76% валового объема приходилось на эти два предприятия.
Но наши планы по монопрофильному образованию муниципального района не реализовались, потому что программа господдержки касалась именно моногородов. Поэтому мы были вынуждены из этих трех составляющих оставить только город Семилуки. Все наши силы были брошены на создание комплексного инвестиционного плана – была проведена действительно титаническая работа.
- Расскажите об основных направлениях программы.
- В результате кризиса мы получили то, что наш огнеупорный завод первые три месяца не работал, численность работающих там снизилась с 2400 до 1600 человек. Снижение численности работающих произошло и на Латненском огнеупорном заводе, и в Воронежском рудоуправлении. Естественно, это нанесло большой удар по налоговым отчислениям, в первую очередь, для муниципального бюджета. Район оказался в непростой ситуации и должен был искать выход. В первую очередь, нам помогла программа, реализуемая на территории Воронежской области областным правительством, – это дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда. По итогам 2009 года по этой программе было освоено 12 млн рублей, в 2010 году мы уже выходим на уровень почти 22 млн рублей. Эти средства пошли в основном на создание временных рабочих мест – это и работа на самих предприятиях, и общественные работы, и работы по благоустройству территории и т.д. То есть практически была решена проблема занятости. Результатом того, что эти 20 млн рублей вошли на территорию района, была работа нашей администрации и управления областного центра занятости. Нам эта программа до сих пор помогает, и мы - одни из активных ее участников в области.
Для развития моногорода Семилуки из общего объема средств, которые будут направлены правительством в рамках программы поддержки (около 700 млн рублей), сегодня освоено 100 млн рублей. Из них 50 млн рублей было направлено на капитальный ремонт ветхого жилья, а оставшиеся 50 млн рублей пошли на улучшение ситуации на рынке труда. Малый бизнес дает городу 25% дохода. Поэтому была разработана программа поддержки малого предпринимательства на 2010-2012 годы, под которую правительство выделило почти 50 млн рублей. Эти деньги пойдут на гранты предпринимателям в пределах 300 тыс. рублей, организующим новые производства и рабочие места. Первый этап программы рассчитан на 60 грантов. Порядка 15 из них мы уже выделили. Это различные проекты, начиная от создания фитнес-клуба, производства тротуарной плитки и заканчивая овцеводством.
- Заявок достаточно? Нет какой-то пассивности среди предпринимателей?
- Желающих получить 300 тыс. рублей вполне достаточно. О деловой активности предпринимателей гораздо больше говорит их желание обучения, что, кстати, является одним из условий программы. Сегодня ВГУ проводит обучение предпринимателей (на это выделено 2,5 млн рублей), набрано 217 человек, и их посещаемость составляет 95-96%.
Создан и активно работает фонд поддержки малого и среднего бизнеса на территории района. Выделяются микрозаймы - это кредиты до миллиона рублей, под небольшие проценты, которые ниже, чем в наших коммерческих банках. Мы планируем, что по завершению этой программы район дополнительно получит порядка 140-150 рабочих мест - для предпринимательства это уже значительное количество.
- Можно ли считать, что с помощью этой программы поддержки Семилуки сделают все, чтобы снизить значение своего градообразующего предприятия для того, чтобы перестать быть моногородом? Не означает ли это, что огнеупорный завод перестанет существовать?
- Я бы поставил вопрос по-другому. Вообще, одна из главных задач, поставленных Минрегионразвития, – уйти от монопрофильности: должна быть диверсификация экономики и производства. В то же время другая задача – поддержать и модернизировать старое производство. Те шаги, которые были предприняты нашим губернатором Алексеем Гордеевым для спасения Семилукского огнеупорного завода и рабочего коллектива, были беспрецедентны. Завод в тот момент ждало только одно – банкротство. Собственник на тот момент не нес никакой социальной ответственности за свой бизнес, предприятие было просто брошено.
Наш огнеупорный завод для города – это не просто предприятие. Сам город Семилуки здесь появился только из-за того, что появился огнеупорный завод, и население остро переживает все, что связано с заводом.
- Многие специалисты говорят о том, что на самом деле технологии завода давно устарели. Несмотря на всю проделанную работу, по последним отчетам, завод на прибыльность так и не вышел. Не рассматриваете ли вы возможность создания нового бизнеса на базе завода?
- Завод уникален, и запас прочности у него велик. Несмотря на все кризисные явления, которые его коснулись, сегодня - все еще без модернизации производства - завод продолжает выпускать вполне конкурентоспособную продукцию. Хотя согласитесь, что нелегко конкурировать с Китаем и Украиной. Я согласен с тем, что нужно модернизировать производство, но в первую очередь нужно решить проблему с оборотными средствами, из-за отсутствия которых заказы выполняются с задержками.
Сегодня позиция областного правительства такова: мы должны найти достойного инвестора. Получить завод желающих много – даже просто для того, чтобы забрать 40 га в центре города. Но нам нужен инвестор, который будет гарантировать развитие производства и вложит достаточные для модернизации средства в завод. Пока таких нет.
- Каким вы видите город в случае исполнения этой программы в полном объеме?
- Семилуки – это не «спальный район», как, например, другие, примыкающие к таким областным центрам, как Новая Усмань или Рамонь. Мы должны развивать промышленность, на территории района может быть создан промышленный кластер. Если мы не будем развивать производство, давать рабочие места, муниципальный бюджет задохнется, а нам нужно выживать, поддерживать и развивать существующую инфраструктуру.
Приведу данные по консолидированному бюджету нашего района, которые говорят сами за себя: в 2007 г. - 359 млн рублей; 2008 г. – 576 млн рублей; 2009 г. – 740 млн рублей. В 2010 г. мы ожидаем порядка 830 млн рублей. Фактически 50% бюджета идет на социальную сферу - образование, здравоохранение и прочие направления социальной политики. Возвращаясь к вопросу, каким мы видим город в результате всех реализаций наших программ. Уверен, что мы должны оставить наше семилукское огнеупорное производство, которое является достаточно качественным на всей территории России и за рубежом в том числе. Но в то же время мы должны максимально продвинуться в плане диверсификации производства и реализации инвестиционных проектов.
На сегодняшний день на территории Семилукского района реализуются значимые проекты на 2010-2011 годы, и районом будет освоено порядка 4 млрд рублей, планируется создание порядка 800 рабочих мест. Так, продолжается реализация инвестиционного проекта «Воронежмясопром» (Группа «Черкизово») - первая очередь запущена в 2010 году. Строится завод плодоовощного пюре мощностью 25 тыс. т в год – ООО «Раздолье» (территория Губаревского сельского поселения). Там же в настоящий момент идет строительство завода по производству так называемых стеклянных шариков для дорожной разметки. Это уникальное производство, и в 2011 году планируется его пустить.
Очень значимый для района инвестиционный проект – производство алюминиевого профиля, компания АВВА ТРЕЙД (Семилукское сельское поселение), Там же, в Семилукском сельском поселении, началось первоначальное строительство завода по производству оборудования для первичной обработки зерна (компания «Севмашсервис», Курская область).
- Не хотите ли вы конкурировать с Масловской зоной? Ведь сейчас наблюдается тенденция выноса производства из областного центра.
- Мы совместно с Хохольским районом предлагаем создание Cемилукско-Хохольской промзоны, наподобие Масловской, и уже выходили с такой инициативой к областному правительству. Мы готовы к этому, и на наших территориях есть богатый набор для необходимого производствам сырья - это огнеупорные глины, керамические глины, песок. Вопрос заключается в создании необходимой инфраструктуры. Думаю, что в конечном итоге мы к этому придем.
- В 2010 году Семилукский район провел уникальный эксперимент по объединению поселений…
- У нас до 2009 года на территории района было 23 городских и сельских поселения, из которых порядка 8 насчитывали в своем составе менее 1000 жителей. Что такое сельское поселение? Там есть школа - если она есть (а у нас на тот момент было 2 поселения, где школ не было), клуб, фельдшерский пункт и администрация. Отмечу, что бюджет муниципального образования складывался таким образом, что собственные доходы бюджета поселений составляли порядка 600 тыс. рублей, а на зарплату администрациям этих поселений уходило примерно 1,2 млн руб в год. Мы пошли по такому пути, как объединение этих 8 населенных пунктов. Сейчас такое решение могут принять самостоятельно на местном уровне, а в то время это решалось всеобщим голосованием. Пришлось доказывать людям, что с уходом администрации из поселения объекты соцсферы не пострадают, а наоборот, будут развиваться в лучшую сторону из-за экономии на управлении.
Мы будем и дальше осуществлять процесс объединения, и управленческий аппарат будем сокращать. Сегодня реалии показывают, что другого пути у нас нет. При нормальном прагматичном подходе можно достичь решения главной задачи – поддержания качественных услуг соцсферы. Приведу пример: в селе Троицкое проживает около 300 человек, там очень не хотели объединяться - люди боялись, что их бросят. В конечном итоге мы их убедили. Что получило село? В прошлом году к ним был проведен газ и сделан капитальный ремонт полностью разбитой дороги, цена ремонта – 50 млн рублей. То есть основные проблемы для людей мы решили, хотя, конечно, проблем еще много.
Мы первые в области по объединению, из 23 поселений у нас осталось 15. Объединяться мы будем и дальше, другого пути нет. Экономия по сокращению управления на поселениях составила 6,5 млн рублей в год. А в качестве дотации область за этот пилотный проект нам дала 13,5 млн рублей. То есть цена вопроса составила 20 млн рублей - хорошие деньги для района.
- В декабре принято подводить итоги. Расскажите, что удалось сделать в уходящем году, а что нет?
- Год был на самом деле непростой, послекризисный. Ожидания, что этот год будет не намного легче предыдущего, оправдались –кризисные последствия имеют отголосок в этом году. Усугубило положение и небывалая засуха. Мы являемся одним из крупнейших районов в Воронежской области по посевным площадям (103 тыс. га пашни), и тот урон, который был нанесен, отразился на наших фермерах.
В нашем районе 238 фермеров, из них крупных – порядка 15 хозяйств. У нас есть крупные сельхозпредприятия, два агрохолдинга - банк «Авангард» и компания «Русское зерно». Убыток по этому году составил более 400 млн рублей, погибло 35% всех посевных площадей. Но все-таки наши земледельцы вышли с честью из этого положения. Мы собрали чуть более 80 тыс т зерна, это примерно 10% зерна всей области, урожайность составила 20 ц с га – один из лучших показателей в регионе.
Из действующих предприятий отмечу банк «Авангард» - по агрокультуре он один из лучших в районе. ЗАО «Землянское» входит в число лучших предприятий Воронежской области - оно одно из самых стабильных, прибыльных и крупных. Знаменитое крестьянско-фермерское хозяйство «Борть», так называемый бренд Семилукского района – производство пельменей, и другой продукции. Там сейчас решается вопрос по реализации на территории нашего района проекта по производству индюшатины. У всех на слуху «Семилукский пищевик», «Сытный край» (производство пельменей), Латненский элеватор, «Землянскмолоко» - всё это стабильные действующие предприятия.
Если говорить об итогах года, сегодня мы имеем 120% отгруженной продукции к 1 ноября прошлого года, что говорит о том, что район вышел из кризиса и встал на путь устойчивого развития.