Воронеж. 21.12.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – В 2011 году в Воронеже планируют провести первый Международный Платоновский фестиваль. Художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков, возглавивший дирекцию Платоновского фестиваля, рассказал «Абирегу» о последних новостях из жизни Камерного театра, о режиссерской работе и о подготовке к фестивалю.
- Вы известны в первую очередь как режиссер. Недавно поставили «Дядюшкин сон» в Рижском русском театре имени Михаила Чехова. Расскажите об этой работе…
- В Риге вышел спектакль в той же инсценировке, с тем же художником и названием, что и 11 лет назад в Камерном. Только в Риге была большая сцена открывшегося после реконструкции театра. Если сравнивать со сценой Камерного - это другое пространство, другие актерские индивидуальности, другая природа взаимоотношений между залом и сценой. В пространстве Камерного можно использовать одни выразительные средства, в большом зале - другие. Но при этом я не пересматривал старый спектакль. Насколько во мне были живы старые воспоминания, насколько естественными мне казались возникающие на репетициях мизансцены, настолько это повторилось. Работали приличный срок. Я не ставлю спектакли за 4 недели – не умею, вернее, умею, но то, что в результате получается, это не то, что может меня удовлетворить. В сумме - около двух месяцев делался этот спектакль. Насколько я знаю из прессы, он имеет успех.
- Спектакль «Электра и Орест», который уже почти год играют в Воронежском Камерном, выдвигается на соискание национальной театральной премии «Золотая маска». Как полагаете, чем он понравился и смог выделиться из сотен постановок, которые ежегодно рождаются в разных театрах России?
- Так совпало, что там есть легко формулируемый актуальный смысл - тема терроризма. Экспертный совет премии единогласно проголосовал за выдвижение нашего спектакля… Постановки Камерного театра номинировались на «Золотую маску» пять раз. Потом я задавался вопросом: чего им не хватило, чтобы оставить более глубокий внутренний след в тех людях, которые воспринимали их на фестивале. Наверное, какой-то концептуально внятной глубины. Возможно, неповторимость высказывания спектакля оставалась недостаточно проявленной. Дело в том, что я со своей стороны старался избегать навязчивой определенности, однозначности или морализаторства, видя в этом некую опасность. Возможно, я впадал в другую крайность – недосказанность. В итоге люди недостаточно много для себя в этом открывали…
- Михаил Владимирович, при том, что ваш театр любим зрителями и его внесли в список достопримечательностей Воронежа, вопрос с помещением для Воронежского Камерного, как и 18 лет назад, когда вы создавали свое детище, остается открытым… Правда, в СМИ прошла информация о грядущем переезде Камерного в помещение филармонии и переезде филармонии в Дом офицеров. Что известно по этому поводу?
- Я, как и многие в нашем городе, узнал об этом из газет. Идея отдать Дом офицеров нашей филармонии – перспективная. Реконструируя офицерский клуб в нормальный концертный зал, можно сделать значительный шаг вперед. Как плюс воспринимаются огромные площади офицерского клуба для коллективов филармонии. При этом я думаю, что в ближайшие полтора года нам можно не беспокоиться на счет переезда. Только когда я узнаю, что в филармонии и в Доме офицеров кипит работа, я начну прорабатывать идею освоения пространства нынешней филармонии. Эта идея очень заманчивая. Нам там, безусловно, будет хорошо. И это уже будет постоянный дом для театра. Мне бы очень хотелось, чтобы после меня в Воронеже остался Камерный театр не только как легенда, а как некий культурный институт, который, как принято у нас в стране, имел бы свою форму, место, здание, труппу и репертуар.
Сегодня Камерный театр является государственным учреждением. Область дает нам субсидии. Год назад мы первыми из государственных театров Воронежа перешли в форму автономного учреждения. Это достаточно комфортно, но есть и свои минусы. В частности, нам выделено на этот и на следующий год определенная сумма субсидий. А мы получили новый договор на аренду помещения. В следующем году мы должны будем заплатить за аренду на 300 тысяч рублей больше. Нам пришлось поднять цены на билеты, мы же должны эти 300 тысяч где-то взять. Другого выхода нет. Слава богу, у нас все хорошо со зрителем. В этом отношении, как мне кажется, нам грех жаловаться. Все, что мы делаем, находит интерес и отклик публики.
- Что за последнее время вас приятно удивило в театральной жизни Воронежа, России и мира?
- В Воронеже меня приятно удивило появление главного режиссера драмтеатра Владимира Петрова. Очевидно, что в город приехал профессионал. Как творческое явление он мне не очень близок, я смотрю на театр несколько иначе. Но я способен оценить его профессионализм. В результате его первой работы на сцене драмтеатра возник цельный, крепкий спектакль. И сейчас это большое благо для уважаемого Кольцовского театра. Найти дееспособного руководителя театра нелегко. При том, что желающих занять такое престижное место немало.
У нас переизбыток режиссеров, как и юристов. Я получаю по электронной почте вместе с рекламой, со спамом резюме от режиссеров, которые закончили какие-то курсы, институты культуры, где якобы учат режиссуре. Звучат их резюме примерно так: «Ставлю все, что хотите, гарантирую успех. Пожалуйста, дайте 50 тысяч рублей». Но я немного знаю, что такое режиссура. Это очень редко встречающаяся сумма определенных личных данных с очень серьезной, очень подробной системой обучения, которую давали когда-то в ГИТИСе и в ЛГИТМиКе и практически более нигде. В России есть четыре-пять человек, способных научить этой профессии. Не везде, где написано, что учат на режиссеров, делают именно это. И то, что знаменитая актерская кузница, Щукинское училище, стало выпускать заочников-режиссеров, это отголосок потока хозрасчетных отношений, которые к искусству не имеют прямого отношения. Людей, которые могут ответственно, с учетом правильного контекста места, интересов зрителей, театра и собственных творческих особенностей создать спектакль, потратив на это серьезные финансовые средства, немного. А еще меньше людей, которые могут заниматься строительством художественной программы и быть лидерами театров, которые способны непрерывно превращать театр в творческое пространство...
Возвращаясь к вопросу: в России порадовал юбилейный чеховский год. Россия отметила его, мне кажется, достойно. Это случилось во многом благодаря театральному сообществу. Если говорить шире, в мире тоже по поводу Чехова в этом году много думали и творили. Спектакли по произведениям Антона Павловича создавались в Германии, во Франции, Швеции, Польше, то есть можно говорить о некой паутине влияния русской культуры, которая распространялась благодаря всеми любимому Антону Чехову.
- Многие СМИ писали о грядущем в июне 2011 года Платоновском фестивале, о том, что в фестивальную программу будут включены лучшие театральные и музыкальные коллективы России и ближнего Зарубежья. Как обстоят дела с финансированием этого проекта?
- Фестиваль – это целое учреждение, сложный бюджет которого состоит из нескольких источников. Мы ждем решения Министерства культуры – включили ли фестиваль в федеральную целевую программу по развитию профессионального искусства. Мы ждем деньги от Фонда культурных инициатив Михаила Прохорова. Создаем попечительский совет фестиваля, который возглавит Алексей Васильевич Гордеев, губернатор Воронежской области. Я знаю, что желание войти в попечительский совет высказали Сбербанк в лице Александра Кирилловича Соловьева и ЮВЖД в лице Анатолия Ивановича Володько. Я надеюсь, что за этими капитанами воронежского бизнеса потянутся мощные силы. Если проводить аналогию с попечительскими советами Мариинского или Большого театров, бизнес-элита считает за честь попасть в этот круг избранных. Я надеюсь, что нам, в связи с Платоновским фестивалем, удастся создать нечто подобное. О программе фестиваля будет рассказано на специальной встрече со СМИ.
- Михаил Владимирович, наверное, опрометчиво рассчитывать на то, что фестиваль так или иначе коснется всех жителей Воронежа… Только ли для формирования положительного имиджа Платоновский форум нужен нашему городу?
- Вполне возможно, что история с фестивалем потянет за собой развитие экономической и социальной сферы Воронежа. Известно, что фестивальные города живут и развиваются за счет культурных форумов. В этой связи можно будет говорить о развитии туризма, о строительстве гостиниц и развитии сети общественного питания. Когда к нам поедут люди из Липецка, Белгорода, Тамбова, Старого Оскола и даже Харькова, чтобы посмотреть то, что у себя они увидеть не могут, зашевелится бизнес-сообщество… Надеюсь, что история с Платоновским фестивалем получит развитие, приобретет масштаб всероссийский и даже международный.