Воронеж. 27.12.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Подводя итоги уходящего 2010 года, губернатор Белгородчины Евгений Савченко в интервью Агентству Бизнес Информации подробно остановился на ключевых для возглавляемой им области моментах: основных направлениях экономического развития региона (включая инновационные составляющие), инфраструктурном развитии территории (в частности, дорожном строительстве) и антикоррупционной деятельности областного правительства.
- Евгений Степанович, как известно, вами ставилась задача об удвоении ВВП к 2010 году. Естественно, это намечено на региональном уровне. Какого результата в этом направлении достигла Белгородчина? Удалось ли нам преодолеть кризис? Как сегодня развивается экономика? Можно ли привести для сравнения экономические показатели 2009 года и года текущего?
- Да, действительно, был такой лозунг – удвоение ВВП. И я хочу со всей ответственностью сказать вам - и мы об этом уже сообщали: что касается Белгородской области, то нам удалось удвоить валовый региональный продукт не к 2010 году, как предусматривалось указанием Президента, - мы это сделали в конце 2008 года. В канун кризиса мы эту задачу выполнили фактически на год раньше: за время кризиса не уронили свой региональный продукт, а наоборот, даже немножко прирастили. Что касается страны, то я таких данных не имею. Но на последнем заседании Центрального федерального округа, когда рассматривались вопросы промышленной политики, я проинформировал участников заседания, что нам удалось ВРП удвоить. Правда, как оказалось, и Центральный федеральный округ тоже удвоил ВВП, хотя об этом и не было никаких громких сообщений.
Что касается экономики текущего года. Мы и в прошлом году не «просели», а наоборот, у нас рост промышленного объема в прошлом году был по отношению к докризисному 2008 году 5 процентов. А в этом году по итогам 11 месяцев мы имеем 10% роста по отношению к прошлому, 2009 году. Не могу сказать, что мы преодолели кризис или он прошел – у меня такое впечатление, что у нас его и не было. Была несколько не востребована в 2009 году продукция некоторых наших предприятий: это касается прежде всего горно-металлургического комплекса, то есть продукции, которая в основном сориентирована на внешних потребителей, на экспорт – там были такие проблемы. Сегодня этих проблем нет. Сегодня работа нашего горно-металлургического комплекса, нашего экономического остова, идет, скажем так, на пределе его физических возможностей: конъюнктура очень хорошая - и внутреннего рынка, и внешнего рынка. Прибавили наши строители, мы имеем активный рост по торговому обороту - процентов 10, причем это не по количеству выручки, а по объему реализованной продукции. Выросли денежные доходы населения, причем существенно. По году эта цифра, наверное, будет зашкаливать за 10%, причем это реальный доход.
Существенно увеличилась прибыль предприятий - к уровню прошлого года более чем в два раза. Мы выполняем все показатели по выполнению бюджетов всех уровней, в первую очередь - областного. Сбор средств в консолидированный областной бюджет – где-то процентов на 30 выше, чем в прошлом году. В стране этот показатель немножко ниже, так что мы идем с опережением. Единственное, где мы имеем реальный недобор, реальный «провал» - это сельское хозяйство - в силу, конечно же, очевидных причин. А в целом, я считаю, то, что мы планировали в экономике нашей области год назад, на что рассчитывали, все полностью обеспечили. Есть ряд проблемных предприятий, но это проблемы из сферы не общей макроэкономической, а проблемы конкретного неумелого хозяйственного руководства теми или иными предприятиями. Они проходят финансовое оздоровление или банкротство, как сейчас принято говорить, мы за этим внимательно следим, чтобы сохранить активы этих предприятий, чтобы они работали при смене старого собственника на нового. Над этим мы работаем. В целом я могу оценить состояние нашей экономики на твердую «четверку».
- 9 декабря прошло итоговое заседание Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в ЦФО, темой которого стала промышленная политика. В рамках мероприятия была также открыта выставка, посвященная инновациям в промышленности. Поделитесь впечатлениями от увиденного. Какие вопросы обсуждались, какие предложения внесли вы?
- Наша страна потребляет сахара более пяти миллионов тонн в год. В текущем году мы произвели примерно 2,5 миллиона тонн. Сегодня сложилась очень хорошая рыночная конъюнктура на сахар. Выращиванием сахарной свеклы стало очень выгодно заниматься. Я предложил увеличить производство сахара на территории центрально-черноземных областей до четырех миллионов тонн в год. Именно в этих регионах заложен колоссальный агропродовольственный потенциал, который сегодня используется лишь на 35-40%. У нас есть 50 предприятий, можно оставить всего 30, довести их мощности переработки до 1 миллиона тонн свеклы в год, и проблем с производством не будет. При этом сырье займет всего 6,5-7% пашни. Для сравнения: в советские годы площадь посевов этой культуры достигала 25%. Оставшиеся 1,5 миллиона вполне могут произвести Краснодарский край, Мордовия и Нижегородская область Проект был принят к рассмотрению и надеюсь, что его реализуют.
Второй проект - дорожно-строительный. Для обеспечения безопасности дорожного движения можно выделить каждой области ЦФО по 30 миллиардов рублей в год. Эти деньги позволят вводить в эксплуатацию ежегодно не менее 300 километров современных четырехполосных скоростных дорог. Затраты окупятся увеличением производства регионального продукта. Ведь из-за плохого качества дорожного полотна наша страна ежегодно теряет 6% ВВП.
- Евгений Степанович, какие наиболее значимые проекты были реализованы в этом году в строительной отрасли? Каким требованиям должно отвечать современное строительство, в том числе дорожное? У жителей области появляется все больше личных автомобилей. В Белгороде и Старом Осколе реально стали заметны пробки в часы пик. Учитывается ли это в региональной градостроительной политике?
- Относительно дорог могу сказать, что если бы мы ничего не делали в белгородской агломерации, в Старом Осколе не расширяли бы выезды, въезды, то все бы уже давно стояли в единой пробке, особенно в Белгороде. Вы знаете, что нам удалось сделать самое главное - параллельно проспекту Богдана Хмельницкого ввести дорогу от «Спутника» до Ротонды, которая сняла очень многие проблемы. Сейчас мы сделали еще один выезд в сторону поселка Комсомольский. Думаю, что через год мы введем еще одну объездную дорогу - от Таврово через Соломино, через водохранилище до Разумного. И пойдем дальше - будем ее замыкать через Ближнюю Игуменку до трассы, которая идет на Корочу, Старый Оскол. Конечно, это очень дорогое удовольствие, особенно переход через водохранилище. Кстати, это старая дорога, она была там раньше, но тогда не было водохранилища. Город будет фактически закольцован.
То же самое в Старом Осколе: если бы не был сделан въезд в юго-западную зону, то этот город задыхался бы от пробок. В этом году нам удалось «прорваться» по улице Белгородской - фактически это объездная дорога города Губкина. Остается кусочек - два километра - там сдерживают работы проектное решение и болотистая местность. На будущий год это будет сделано. Мы планируем завершить дорогу Белгород - Старый Оскол. На протяжении всех 153 километров будут четыре полосы. Деньги для этого выделяются. Дорога стоит более 2 млрд рублей. Вопрос дорожного строительства для нас очень важен, и мы его решаем с некоторым опережением. А пробки - естественное явление, показатель растущего благосостояния населения. Я радуюсь, что количество автомобилей у нас увеличивается. 60-70% на наших дорогах - комфортабельные иномарки.
- В продолжение темы инноваций. Евгений Степанович, как вы оцениваете потенциал инновационного развития нашей области? Чем примечателен в этом отношении 2010 год? Что планируется сделать в 2011 году?
- Прежде всего, что такое инновационный потенциал? Это, с одной стороны, носители потенциала, умные люди. Есть они у нас? Есть. У нас прекрасные университеты, создается прекрасная научная база в этих университетах – Белгородском государственном университете, Белгородском технологическом университете, сельскохозяйственной академии, других высших учебных заведениях. Наш университет выиграл соответствующий статус и стал уже исследовательским университетом - единственный, первый в Центрально-Черноземной зоне, да из нестоличных тоже один из немногих. Это имеет большое значение для развития наукоемких технологий, в том числе нанотехнологий. Люди есть, для этих людей должны создаваться условия, условия для того, чтобы они реализовали свой замысел, свои научные проекты
В июне текущего года было подписано соглашение о сотрудничестве с государственной корпорацией «Роснанотех». В течение пяти лет в результате действия соглашения объем инновационной продукции Белгородчины должен составить до 10% совокупного объема валового регионального продукта.
Чтобы предотвратить интеллектуальную миграцию, так называемую «утечку мозгов», необходимо создавать достойную социальную среду для талантливых молодых людей, прежде всего, улучшать их жилищные условия. Совсем недавно мы вручили сертификаты на приобретение квартир старшему научному сотруднику научно-исследовательской лаборатории проблем разработки и внедрения ионно-плазменных технологий Марине Галкиной и директору Инновационного проектного офиса БГТУ имени Шухова Анне Бухало. В этом году на ІІІ Международном форуме по нанотехнологиям Марина стала лауреатом Российской молодежной премии в области наноиндустрии, Анна - обладателем Национальной премии в области инноваций им. Владимира Зворыкина. Важно создавать такие истории успеха. Это и репутация, и общественное мнение. У нас такая история уже создается. А значит, все остальные трудности мы преодолеем.
Что касается инноваций, то в ближайшее время будет изменено управление инновационным процессом на уровне правительства области. Есть идея создать корпорацию инновационного развития. Мы соберем все структуры управления под одну центральную управляющую компанию и создадим корпорацию с очень широкими полномочиями и возможностями.
- Евгений Степанович, вы уделяете большое внимание экологической безопасности населения области. Инициированный Вами масштабный проект «Зеленая столица» - прекрасное тому подтверждение. Совсем недавно прошло заседание правительства области, посвященное обсуждению вопроса формирования отдельного бюджета по обеспечению реализации этого проекта. В чем значимость принятия данного решения?
- Получены позитивные результаты. Проект предусматривает формирование такой среды, в которой человек чувствует себя не только комфортно и удобно, но и неловко с точки зрения причинения вреда, ущерба природе. Что касается результатов, то в 2010 году по такому направлению как облесение меловых склонов и эрозионно-опасных участков в области были высажены саженцы на площади 7500 гектаров. Это самый впечатляющий результат за последние 10 лет. В целом поставлена задача провести сплошное облесение на площади свыше 100 тысяч гектаров. То есть практически в полтора раза увеличить количество лесов.
- Евгений Степанович, 11 декабря 2010 года Президент Российской Федерации Медведев подписал Указ «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка». В частности, благодаря документу в регионах вводится практика постоянно действующих координационных советов по обеспечению правопорядка. Какие дополнительные возможности для нашей области предоставляет подписание данного документа? Какая работа в области обеспечения безопасности будет проводиться в будущем году?
- Я хотел бы немного поразмышлять на тему федерализма в этой связи. Вертикаль власти, естественно, должна быть. Когда взяли все правоохранительные структуры и выстроили жесткую вертикаль, это в свое время было правильным решением. Поводом для его принятия послужили события на Северном Кавказе, в частности, в Беслане. Но когда есть вертикаль, со временем появляются и ее издержки. Они связаны с отсутствием «горизонтали». Должен быть «крест», это самая гармоничная фигура. Когда произошла трагедия в Кущевской, стало ясно, что это издержки вертикали. Правоохранительные органы вышли из-под контроля власти на местах. Поэтому принято решение за счет создания координационных советов укрепить не только вертикальный контроль за работой правоохранительных органов, но и на региональном уровне дать полномочия власти контролировать эту деятельность. Проект распоряжения о координационном совете у нас уже имеется, на днях я его подпишу. Первое заседание проведем, наверное, в текущем году.
Что касается Белгородской области, то нам удавалось более или менее находить взаимопонимание с руководством милиции, прокуратуры и других федеральных структур. Но с себя ответственности мы не снимали. Я являюсь высшим должностным лицом области и должен отвечать за все происходящее в ней, в том числе и за безопасность.
- Евгений Степанович, в 2010 году продолжил работу Координационный совет по противодействию коррупции. Каковы итоги его работы? На какие направления необходимо обратить внимание в будущем году? Какова роль населения, гражданских институтов в предотвращении фактов проявления коррупции?
- В нынешнем году мы провели семь заседаний. Наверное, вы заметили, что мы проводим их не формально, а активно. Заслушивались все областные, федеральные структуры по их планам противодействия коррупции. Некоторые планы мы «заворачивали», некоторые критиковали. Наша задача заключается в том, чтобы в рамках действующего федерального законодательства (довольно-таки неполного) создать меньше возможностей для коррупции. На это как раз направлено и электронное правительство, меньше будет контактов просителей и чиновников, на это направлен и МФЦ, ведется достаточно мощная деятельность нашими правоохранительными органами. Мы усилили контроль за своими чиновниками всех уровней, требуем этого же от муниципалитетов, боремся с бытовой коррупцией. Я считаю, что нам удается держать под контролем это направление и с точки зрения экономической, и социальной. Думаю, что в ближайшее время будет дополнено и усилено федеральное законодательство.