WorldClass

08 сентября 2024, 02:36
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

В липецкий театр пришла ненормативная лексика, а воронежский театр сам пошел в музей

01.02.2011 13:31
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Светская хроника - Все в этом мире движется и меняется - таковы законы бытия. Как последний мировой экономический кризис отразился на процессах, происходящих в области культуры, - это лежащая на поверхности тема кандидатской, а то и докторской диссертации. Дарю идею. Но то, что его социальные и политические последствия кардинально меняют базовые инфраструктуры жизни людей и целых народов - тоже лежащий на поверхности факт.

Воронеж. 01.02.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника - Все в этом мире движется и меняется – таковы законы бытия. Как последний мировой экономический кризис отразился на процессах, происходящих в области культуры, – это лежащая на поверхности тема кандидатской, а то и докторской диссертации. Дарю идею. Но то, что его социальные и политические последствия кардинально меняют базовые инфраструктуры жизни людей и целых народов – тоже лежащий на поверхности факт. И он, этот факт, - как вершина горы, «корни» которой - в глубоко залегающих пластах современного социума. Далеко ходить не будем. Черноземье в этом контексте - частный случай масштабного явления. Как говорится, «состояние экономики зависит от состояния здоровья общества и властной системы». Впрочем, у меня нет цели кого-то чему-то учить. Размышляю просто. А там, как говорится, «…решайте сами: иметь или не иметь»…

Итак, возьмем только два события культурной жизни начала 2011 года: состоявшуюся 18 января в Липецке премьеру закрытого показа или «доцензурного» проката скандального спектакля «Барабанта-Алимонда» (по мотивам рассказов Чехова «Жалобная книга», «Злоумышленник», «Радость» плюс несколько диалогов из «Вишневого сада») и «музейную» (в парадном зале областного художественного музея им. И.Н. Крамского) премьеру оперы Генделя «Орландо» Воронежского театра оперы и балета, состоявшуюся 28 января. Обе премьеры – некая интрига. Но, скажем прямо, интрига «в разные стороны».

В первом случае в спектакле ЛГАТД им. Л.Н. Толстого привычная классика и современность в виде отрывков из кинофильмов Тарковского, Феллини, Серебрянникова, братьев Люмьер и выпуска новостей на большом экране трансформируются друг в друга, создавая микс из имен чеховских персонажей и «медийных персон» нашего времени - например, министра МЧС Сергея Шойгу, который приглашен принять участие в ремонте железной дороги после вмешательства чеховского «злоумышленника».

Название пьесы режиссер Евгений Калакин тоже «выудил» из Чехова (это имя одного из героев чеховских рассказов, графа-мецената, «благотворителя» живописцев, писателей и артистов, о котором много говорят, но он так и не появляется), а накануне премьеры прокомментировал: «Всего одно предложение посвящено какому-то графу мифическому, которого звали Барабанта-Алимонда. Мне оно показалось очень театральным, цирковым…» Что, на мой взгляд, для данного спектакля очень символично. Потому что целый час на сцене творится сплошной цирк. Этому способствует обозначенный жанр: «изложение для театра». Если в практике существует «моноспектакль», то этот – «duos». Студенты ГИТИСа Сергей Денисов и Алевтина Коваленко находятся в диалоге не только друг с другом, но и со зрителем (что, собственно, не открытие), просят им аплодировать, раздают прессу… Сами же играют на сцене в паровозик, беседуют по-французски и запускают в детский надувной бассейн живую рыбу… В общем – перевоплощаются, как хотят (вернее, как хочет режиссер). Та самая ненормативная лексика тоже имеет место быть. Правда – с большого экрана, а не из уст актеров. Кстати, и литературной брани в спектакле отведено место.

Впрочем, «цензурная» версия тоже есть в репертуаре Липецкого драматического театра. И думаю, что она не делает постановку менее нестандартной и любопытной, хотя зрительский ажиотаж-то был вызван именно ненормативной лексикой, в которой многие липчане, присутствовавшие на закрытом показе, и увидели главную «изюмину». Потому что, как было написано в одной из рецензий, «неоднозначно, скандально и от этого необычайно интересно», то есть необычайно интересно, потому что скандально. Возможно, поэтому все билеты были раскуплены задолго до премьеры. Вот так экономический кризис в городе металлургов (билеты-то не дешевые) «застыл в изумлении» от «состояния здоровья общества».

Впрочем, радует, что исключения-таки никто не отменял - вот цитата с липецкого форума:

лена написал(a) 19.01 в 11:36:

ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ТЕАТРА!!!! ХОТЯ БЫ ТЕМ, ЧТО НЕ ПОХОЖ НА МЫЛО, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, А ТО В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ, ЧТО В ТЕАТРЕ, ЧТО ПО ПЕРВОМУ КАНАЛУ - ОДНО И ТО ЖЕ

Да здравствует случайный (или не случайный) интеллектуальный зритель, который не подвержен «базовым» изменениям! Кстати, организатор закрытых театральных показов в Липецке Юлия Чернявская выразила свое мнение, прозвучавшее для Липецка по меньшей мере обидно, а по большей – никто не заметил или сделали вид: «…Для липецкого зрителя язык спектакля – шок, в то же время для столичных театралов это – позавчерашний день. Можно сказать, что мы вернулись к опыту прошлого, но для Липецка – это совершенно иной, значительно более сложный и глубокий уровень театрального искусства». О как.

Но - перейдем к событию в другой российской провинции: опере Генделя «Орландо», прозвучавшей не на театральных подмостках, а в парадном зале на втором этаже Воронежского областного художественного музея им. И.Н.Крамского. Если в Липецкой драме главной декорацией был экран, то в Воронежском музее – сам Романовский зал с его шторами в стиле барокко, соответствующими и зданию музея, построенному в 1777-1779 гг. в том же стиле, и эпохе происходящего на сцене - знаменитая опера была написана в 1733 году для Лондонского королевского театра. Гордостью музея в том числе является уникальное собрание картин известных земляков, так вот как раз под работами Бучкури и Киселевой январским вечером расположился оркестр Воронежского театра оперы и балета, дирижер-постановщик которого Дмитрий Морозов заметил, что мощь музыкальных инструментов, равно как и сила голоса исполнителей, здесь не потребуется, так как все внимание переключается на тонкости исполнения и красоту самого звука. Это и понятно, ведь в зале более чем трехметровой высоты – великолепная акустика.

Как и в Липецке, спектакль в Воронеже нельзя назвать однозначным. Правда, под сводами музея не звучали матерные выражения, а вот уникальный эффект присутствия, созданный пятью актерами и двумя балетными парами в совокупности с особой атмосферой времени потрясли зрительскую аудиторию. Здесь, кстати, тоже был аншлаг. Режиссер-постановщик и автор идеи Жанна Чепела рассказала: «Насколько я знаю, аналогов нашему спектаклю в мире не существует. Обычно играют в музее спектакли в концертном варианте - без мизансцен, без костюмов и без грима». Так что провинция как-то невзначай вдруг «переплюнула» (извините за это выражение в «культурном» контексте) столицу: в Москве «Орландо» впервые прозвучала в зале филармонии как «проект к 250-летию со дня смерти великого композитора» в апреле 2009 года. И хотя «в международном звездном составе», но – лишь потому, что «собственной авторитетной традиции исполнения барочной оперы в России до сих пор не существует», - написала тогда «Российская газета».

По словам же солистов Воронежского театра, им было тесновато в музее, но зато безумно интересно. «Мужчина, первым вышедший после спектакля, однозначно выразил свои эмоции словами «Обязательно приду в следующий раз», - рассказала заместитель директора музея Ольга Рябчикова. Выступление актеров театра оперы и балета в музее Крамского в ближайшей перспективе больше не планировалось. Но поскольку на спектакле не присутствовали ни «главные персоны области», ни чиновники от культуры (по слухам, по уважительным причинам), есть надежда, что праздник повторится. А то, что это действительно был праздник культуры – самый фактический факт.

Так что еще один вывод, который вытекает из анализа происходящих в мире сдвигов, можно сформулировать так: большинство исключений часто являются общим правилом, которое лежит в основе большинства процессов самоорганизации людей.

orlando3

orlando4

orlando5

orlando6

orlando61

orlando62

orlando63

orlando64

orlando65

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0