Центрально-Черноземный банк Сбербанка России нарастил объемы кредитования Центрально-Черноземный банк Сбербанка России нарастил объемы кредитования реального сектора экономики крупнейшей области в ЦЧР
При желании региональные эксперты, анализируя социально-экономическую ситуацию в Воронежской области, могут найти немало системных проблем. Однако это будет лишь часть правды, потому что нельзя не видеть позитивных событий и явлений, которые происходят в экономической и социальной сфере региона в последние полтора года. И это – в период преодоления последствий мирового экономического кризиса. Вместе с тем для интеллектуальной элиты региона, развитого общественного мнения очень важна сбалансированность и взвешенность оценок. Поэтому нам представляется весьма значимым мнение человека, который хорошо разбирается в экономических тенденциях, который всегда имеет свой собственный, независимый взгляд на ситуацию. Наш собеседник – заместитель председателя правления Сбербанка России, председатель Центрально-Черноземного банка и Общественной палаты Воронежской области Александр СОЛОВЬЕВ.
Почти 12 миллиардов инвестиций в развитие региона
– Александр Кириллович, некоторое время назад в нашем региональном деловом издании «Экономика и жизнь – Черноземье» была опубликована аналитическая статья «Джентльмены, пора начинать работать по-настоящему!», которая вызвала определенный резонанс как в нашей области, так и в других регионах ЦЧР. Ее основное содержание сводится к тому, что в Воронежской области очень много системных проблем. Насколько вы согласны с выводами автора этой статьи, и с чем можно было бы, на ваш взгляд, всерьез поспорить?
– Право на собственное мнение имеет каждый, однако я думаю, что при обсуждении системы управления областью крайне опасна как переоценка принимаемых мер, так и их недооценка. Мне кажется, автор не столь глубоко проанализировал ситуацию, которая складывается в регионе в этот период времени, и подошел к рассмотрению проблемы слишком амбициозно, с излишней категоричностью.
Не могу согласиться с выводами статьи, прежде всего, потому, что мы наблюдаем хорошие темпы развития экономики в Воронежской области в последние год-полтора. Далеко не всегда статистические данные могут в полной мере отражать ситуацию в определенный период. Особенно это касается инвестиционной деятельности, результативность которой становится очевидной лишь после прохождения начальной фазы инвестпроектов, то есть, как правило, через два-три года.
Только Центрально-Черноземный банк Сбербанка России за последний год принял ряд знаковых решений в части кредитования реального сектора экономики.
По итогам 2010 года объем выданных Сбербанком кредитов на реализацию крупнейших инвестиционных проектов в Воронежской области составил почти 12 миллиардов рублей, всего же остаток ссудной задолженности юрлиц превысил 80 млрд рублей.
Возможно, за категоричностью суждений автора статьи стоит желание быстрее увидеть позитивный результат, но объективную оценку деятельности власти невозможно дать без учета условий, в которых она работала. Начало работы нового губернатора и его команды совпало с самым сильным по влиянию на экономику мировым кризисом, серьезно осложнившим ситуацию в России. В результате этого кризиса даже финансово благополучные компании не имели средств на инвестиционную деятельность.
Развитие кризиса не позволило новой власти привлекать инвесторов в регион так активно, как этого хотелось бы. И тем не менее в области началась реализация крупнейших проектов в мясном и молочном животноводстве, в переработке. Причем все они связаны с внедрением передовых технологий.
К примеру, в нашем регионе в ближайшее время будет запущен завод по дражированию семян сахарной свеклы мощностью 400 тыс. посевных единиц в год. Завод оснащается итальянским оборудованием и будет крупнейшим в России. Появление этого производства позволит сельхозпредприятиям использовать семена отечественных производителей, что сократит зависимость отрасли от импорта.
Кроме того, появился ряд крупных ферм, откормочных комплексов. Среди них – молочнотоварная ферма на 4175 голов дойного стада в Бобровском районе, на которой будет установлено современное животноводческое оборудование с компьютерным управлением, высокотехнологичный мясоперерабатывающий завод мощностью 84 тысячи тонн свинины в год, уникальное для России племенное хозяйство по выращиванию мясного поголовья КРС. Хотел бы подчеркнуть, что эти абсолютно новые проекты были запущены в сложнейшее время. В то же время темпы прироста инвестиционной деятельности в АПК соседних областей складываются, за небольшим исключением, на основе завершения начатых до кризиса инвестпроектов.
– То есть, на ваш взгляд, позитивные тенденции в экономическом развитии произведут эффект чуть позже. Таким образом, получается, что если бы нынешняя власть начала работу в регионе в середине этого десятилетия, то Воронежская область была бы сегодня совершенно другой?
– История не терпит сослагательного наклонения, но я с вами согласен. Если бы сегодняшняя команда и губернатор начали работу шесть-семь лет назад, наша область имела бы другие экономические результаты.
Тем не менее, когда мы говорим о реализуемых сегодня инвестиционных проектах, важно понимать, что многие из них являются знаковыми. К примеру, создание первого в России производства по дешугаризации мелассы, позволяющего увеличить выход сахара из свекловичного сырья на 3% на Ольховатском сахарном заводе. Реализация проекта позволит осуществлять более глубокую переработку мелассы других заводов и уменьшить потери сырья. Оборудование также даст возможность производить бетаин для медицины.
По части мясного производства КРС Воронежская область уже сегодня занимает лидирующие позиции в ЦЧР. Заведены новые породы, сделаны вложения в племенное развитие. Серьезная работа проводится в регионе по повышению эффективности существующих хозяйств.
Оказание государственной поддержки, применение новых технологий в растениеводстве позволили сохранить подавляющее большинство хозяйств в устойчивом финансовом положении. И хотя в данных статистики вы могли этого не увидеть, по многим показателям экономика области выглядит вполне достойно.
Кадровый голод сегодня – это проблема для всей России
– Постоянная ротация кадров, очевидно, не позитивная оценка любой действующей региональной власти…
– На мой взгляд, ротация кадров является естественным позитивным явлением, а исправление ошибок при кадровых назначениях – это черта, характеризующая сильного руководителя. Поэтому я не согласен с рядом ваших замечаний. Более того, порой проще реализовать инвестиционные проекты, чем собрать высокоэффективно работающую команду.
На это требуются годы. Кадровый голод сегодня – это проблема для всей России, а для Воронежской области – в особенности. В регионе остро не хватает менеджеров высшего и среднего уровня. Это связано с тем, что в свое время работа по подготовке руководителей предприятий и менеджеров высшей сферы управления в области не велась. Решить этот вопрос только привлечением специалистов из других регионов невозможно. Что же касается местных кадров, то им часто не хватает профессионализма. Поэтому проводимые воронежским губернатором кадровые перестановки – это объективная необходимость. И если в ситуации даже дефицита кадров не удается сразу назначить на ключевые посты подходящих людей – их нужно менять. Современный руководитель не может быть просто «хорошим человеком». Профессионализм, глубокое понимание экономических процессов, видение перспектив развития основных отраслей экономики – без этих качеств невозможно себе представить эффективного управленца…
– И все же ваше мнение – команда губернатора Кулакова была сильнее нынешней команды Гордеева?
– Прежняя воронежская администрация работала в благоприятных условиях, но, в отличие от других областей Черноземья, которые активно развивались, мы делали крайне мало. Нельзя категорично утверждать, что предыдущие команда и губернатор сидели сложа руки. Они работали в меру способностей и понимания ситуации, но если сравнивать развитие Воронежской области с темпами роста того же периода у соседей, то мы, конечно, здорово проигрывали.
Для регионов важны краткосрочные и среднесрочные стратегии
– Александр Кириллович, есть мнение, что стратегия развития российского региона – не просто формальный документ, а некий четкий, продуманный, системный план, который дает ответы на вопрос о том, на основе каких преимуществ данный субъект Федерации может достигнуть лидерских позиций. Вы согласны с такой формулировкой?
– Я считаю, что документы долгосрочной перспективы свойственны периодам с устоявшейся экономикой, позволяющей на научной основе рассматривать те или иные направления развития региона. К сожалению, сегодня Россия находится в других условиях, поэтому, на мой взгляд, для регионов более важны краткосрочные и среднесрочные стратегии развития по конкретным направлениям, которые могли бы эффективно использовать потенциал нашей территории.
– Мы логично подошли к категории «стратегия малых дел», которая заключается в том, чтобы не педалировать значимость глобального, а осуществлять повседневную созидательную работу, которая через какое&то время должна дать отдачу.
– Я не суеверный человек, но не хочу сглазить: в Воронежской области реализуются довольно крупные проекты, и я уверен, что, несмотря на все сложности, они будут осуществлены.
Однако я соглашусь с тем подходом, что необходима реализация стратегии малых дел – и не только в экономике, но и в социальной сфере. Думаю, что темпы развития Воронежской области во многом будут зависеть не только от команды областного уровня, но и от усилий районного звена. Кстати, нельзя не видеть, что в настоящее время ведется планомерная работа по повышению ответственности на уровне администраций районов, смене людей, которые не отвечают требованиям времени, наведению порядка.
– Как, на ваш взгляд, сформировать ту информационную среду, в которой первое лицо региона может конструктивно воспринимать критику, не принимая ее на свой счет, а понимая ее как анализ проблем всей системы управления?
– Рецепт один: надо чаще встречаться и обсуждать все острые вопросы посредством прямого общения. Если же говорить о цели любой власти и СМИ, то она одна – сделать территорию проживания людей как можно более комфортной. Со своей стороны, СМИ могли бы вселять оптимизм, освещать и стараться максимально тиражировать примеры передовых практик, которые есть в регионе, вселять в людей уверенность в успехе.
Одной из форм участия населения в решении проблем региона является Общественная палата. Как ее председатель могу сказать, что мы занимаемся только конкретными делами, но стараемся не слишком афишировать свою работу.
– Не могу не спросить вас вот о чем. Центрально-Черноземный банк Сбербанка России в прошлом году многое сделал для развития областей, в которых он работает. Насколько вы удовлетворены результатами, которые достигла команда финансовокредитного учреждения?
– Несмотря на сделанное, я вижу и много проблем, которые еще предстоит решить. К примеру, в свое время мы увлеклись крупными проектами, но теперь видим, что несколько упустили возможности банка по развитию малого и среднего бизнеса. Постараемся в ближайшее время исправить эту ситуацию.
Подготовил Дмитрий НЕЧАЕВ
Экономика и жизнь – Черноземье, №2, 5 — 18 февраля 2011 г.