Белгород. 02.03.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Эксперты рынка сотового ритейла готовятся к большим изменениям. В последние несколько месяцев цены на телефоны постепенно снижались. Причем, по мнению наблюдателей, демпингом сознательно занималась сеть «Связной»: перед выходом на IPO компании было необходимо нарастить долю рынка, измеряющуюся в единицах продаж. Вслед за «Связным» политику в сторону снижения начали менять и другие крупные игроки – «Евросеть» и РТК, за которыми стоят ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МТС» соответственно. Больше всех пострадали мелкие локальные сети – в Черноземье на них приходится почти половина рынка. Последние сегодня работают чуть ли не себе в убыток. Однако, судя по всему, ситуация уже скоро может кардинально измениться: «Евросеть» заявляет о намерении выкупить почти четверть салонов «Связного», имеющего по оценкам экспертов, «короткие» долги в несколько миллиардов рублей. Проблемы могут вынудить «Связной» отказаться от демпинга, а вслед за ним и остальных участников рынка - региональные игроки уже готовятся менять ценники и повышать маржу своего бизнеса.
По данным экспертов, всего в регионах Черноземья насчитывается порядка 1,4 тыс. салонов сотовой связи. Так РТК – непосредственно или через франшизу – контролирует порядка 25% точек, на долю «Евросети» приходится 18,5%, «Связного» - 10%, остальные – местные сети и салоны-«одиночки». Ценовую политику на этом рынке диктует своя «большая тройка» - «Евросеть», РТК и «Связной». Локальные сети вынуждены подстраиваться под крупных игроков, чтобы не терять в продажах. В последние несколько месяцев цены на телефоны неуклонно падают, причем вендоры поставляют трубки по «старому» прайсу – крупные игроки развязали ценовую войну, вынудив параллельно мелких продавцов также снижать цены. Примечательно, что почти все участники рынка отказываются давать официальные комментарии ситуации, однако на условиях анонимности готовы рассказывать о происходящем долго и подробно.
«Ценовая война была развязана компанией «Связной» и на данный момент находится уже в завершающей стадии, - рассказывает «Абирегу» аналитик рынка. - Сегодня средняя цена телефона снизилась настолько, что торговать только этим видом товара стало невыгодно. Для федеральных игроков ситуация также складывается сложно, но за счет диверсификации бизнеса ее удается смягчить. Кроме того, если говорить о «Евросети», то за ними все-таки стоит «ВымпелКом» (владеет 49% ритейлера. – прим. «Абирега»), у РТК есть МТС (МТС является единственным собственником этого ритейлера. – прим. «Абирега»). А у «Связного» же есть 10 млрд долга и нет никаких тылов. Уже сейчас по рынку ходят слухи о проблемах у компании с договорами аренды торговых точек».
В «Евросети» утверждают, что дела у «Связного» настолько плохи, что тот готов переуступить конкурентам четверть всей своей сети – порядка 500 салонов (20-30 из них находятся в Черноземье). Эту информацию «Абирегу» подтвердили и в РТК, добавив, что речь идет о самых прибыльных точках «Связного», имеющих самые внушительные обороты. Кстати, в МТС говорят о том, что нынешняя война - по сути противостояние сугубо «Связного» и «Евросети», однако страдают от происходящего в итоге все, кроме разве что покупателей, которые имеют телефоны по доступным ценам.
«Демпинг – это когда кто-то один торгует ниже рыночной цены, а когда все демпингуют, то это вроде как сложившийся рынок. Но из-за таких игр, конечно, все очень сильно теряют в прибыли: у ритейла очень низкая маржинальность, - говорит «Абирегу» представитель ЗАО «РТК» - Мы тоже вынуждены подстраиваться под ситуацию и тоже снижать цены. Даже если «Евросеть» все-таки выкупит эти 500 салонов, о которых идет речь, вряд ли «Связной» сразу уйдет с поля. Хотя им сейчас нужны инвестиции. Сколько сейчас в общей сумме должен «Связной», никто не знает, но это очень большая цифра».
Между тем в «Связном» категорически отвергают саму возможность того, что компания уйдет с рынка, да и вообще как-то сбавит темпы развития:
«Никакие действия конкурентов, включая лежащие за пределами деловой этики, не повлияют на долгосрочные планы компании, - отмечает руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова. - В планах компании на 2011 год - расширение сети на 500 магазинов. И эта цель будет выполнена. На конец февраля в течение 2011 года компания открыла 83 и закрыла семь торговых точек, а в 2010 году было открыто 469 новых магазинов и закрыто 73. Успех торговых точек «Связного» обусловлен не только их расположением, но и сильным, независимым брендом, профессионализмом персонала и уважительным отношением к клиентам. И совокупность именно этих факторов позволила «Связному» еще дальше оторваться от основного конкурента в 2010 году по параметру «эффективность на один магазин». Несмотря на то что больше половины наших торговых площадей находятся на расстоянии нескольких метров друг от друга, эффективность средней точки «Связного» в 2010 году превышала эффективность салона связи «Евросеть» на 75%», утверждает госпожа Ноготкова.
Что касается мелких игроков (а местные сети, напомним, имеют в макрорегионе почти половину рынка), то они также надеются, что в самое ближайшее время пресловутая война закончится. Торговать себе в убыток надоело многим, и если к лету противостояние не разрешится, многие игроки будут вынуждены уйти с рынка. Правда, продавцы все-таки верят в оптимистичный прогноз.
«Мы очень остро чувствуем ситуацию, сложившуюся на рынке, - отмечает начальник отдела закупок сети салонов «Диксис» в Белгороде и Белгородской области Андрей Шрамков. – На некоторых позициях мы продаем аппараты по цене ниже закупочной либо выходим в «ноль». Хотя мы и не банкротимся, но сильно теряем в прибыли из-за того, что по самым ходовым позициям так сильно подрезаются цены. К слову сказать, сейчас период плохих продаж, а апрель – вообще худший месяц в году. Начало массовых продаж – май, и, честно говоря, я надеюсь, что ситуация к этому времени изменится и цены пойдут в рост».
Тем временем, как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на представителя «Евросети» Ульяну Смольскую, сеть начала занимать точки продаж, в которых до последнего времени располагались подразделения «Связного»: 2 марта компания уже заняла 30 магазинов конкурента – два в Сибири, 11 – на Урале, четыре – в Москве, восемь – в Санкт-Петербурге и пять – в Поволжье.