23 декабря 2024, 02:57
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

В Воронеже безнадежно устарел каждый третий лифт

05.03.2011 20:28
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Из 5,5 тысячи лифтов в Воронеже каждый третий  - аварийный. С каждым годом количество старых лифтов растет, и если не предпринять срочных мер, уже через несколько лет воронежские лифты начнут массово выходить из строя. И это грозит городу настоящей коммунальной и социальной катастрофой.

Воронеж. 05.03.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Из 5,5 тысячи лифтов в Воронеже каждый третий – аварийный. С каждым годом количество старых лифтов растет, и если не предпринять срочных мер, уже через несколько лет воронежские лифты начнут массово выходить из строя. И это грозит городу настоящей коммунальной и социальной катастрофой. Такая ситуация, при которой 1900 лифтов отработали свой срок в Воронеже, сложилась как в результате ненадлежащего их обслуживания, так и с окончанием нормативного срока службы лифтов, который составляет 25 лет.

Сегодня город фактически прекратил обновление лифтового хозяйства, и 20% лифтов могут сломаться (быть остановлены) в любой момент, утверждают специалисты Ростехнадзора. А через пару лет больше половины лифтов в Воронеже выйдет из строя. Таким образом, горожане уже каждый день подвергают себя реальному риску.

В Воронежской области ситуация с лифтами еще плачевнее – больше трети подъемников там потенциально опасны. Проверяющие регулярно выдают предписания на ремонт или замену, запрещают эксплуатацию, но коммунальные службы их упорно игнорируют.

Лифтовая реформа завела в тупик?

Не хочется никого пугать, но, по-видимому, эпопея с лифтами только начинается. Определенное ослабление контроля государства в этой сфере не дало положительного эффекта: рынок лифтовых работ и услуг, как стало ясно, не может саморегулироваться. Раньше такая деятельность, как обслуживание лифтов, лицензировалась. С отменой лицензирования в этом коммунальном секторе начался хаос.

Поскольку лифт теперь - собственность квартировладельцев, в исправном состоянии он поддерживается за их счёт. Организацию, которая возьмет на себя его обслуживание, выбирает управляющая компания. И в целях экономии не очень крупные УК и ТСЖ выбирают тех, что подешевле.

И вот по городу объявилась масса организаций, заявляющих о том, что они могут заниматься техническим обслуживанием лифтов. Они агитируют ТСЖ, искусственно занижая действующие расценки. Но эти фирмы часто оказываются непрофессиональными. Встречаются «ремесленники», которые не вкладывают деньги в профилактику, в материалы, они просто «толкают» вставшие лифты. Эти лифтовые организации получают деньги, но ни за что не отвечают и никем не контролируются. Фактически это - фирмы-однодневки, не имеющие обслуживающего персонала и элементарной технической базы, которые через 3-4 месяца, заработав определенную сумму, «уплывают» в неизвестном направлении. Все это наносит ущерб качеству обслуживания лифтов и в конечном счете приводит к их преждевременному износу.

Сегодня в Воронеже около 15 организаций занимаются техническим обслуживанием лифтов. И только три – крупнейшие игроки на этом рынке - реально способны такую работу сделать. На них держится 80% всего лифтового парка. Только у этих компаний есть необходимая база, штат профессионалов и достаточные объемы обслуживаемых лифтов. Как признаются специалисты, существующие в Воронеже лифты если и работают пока, так только благодаря их техническому уходу.

Остальные организации в основном осуществляют свою деятельность на экспериментальных условиях, в целях снижения собственных издержек, основной задачей которых является получение договоров на обслуживание лифтов в новых домах, которые первые несколько лет не требуют особого ремонта.

Жильцов не спросили

Вступивший в действие с октября 2010 года новый Технический регламент о безопасности лифтов, с одной стороны, ужесточил требования к ЖКХ ( к обслуживанию лифтов) но, как оказалось, загнал «лифтовую проблему» в еще больший тупик.

Согласно документу, в течение пяти лет должна быть проведена обязательная экспертиза всех лифтов, которые были изготовлены до 1992 года, а в течение семи лет - всех лифтов, изготовленных после этого момента. Если подъемник не соответствует нормам техрегламента, то он должен подвергнуться ремонту или будет заменен.

По новым требованиям, все лифты должны быть оснащены современной диспетчерской (переговорной) связью для вызова персонала в случае каких-либо неполадок или чрезвычайных ситуаций. Кабина лифта должна быть оборудована дополнительным источником питания и кондиционером, а на случай ЧП лифты снабдят люком, чтобы спасательная бригада могла вызволить людей быстро и без лишних проблем. Казалось бы — сказка, да и только!

Но реальность заключается в том, что в Воронеже не обеспечено современным диспетчерским оборудованием порядка 30% всего лифтового парка, а это требует весьма значительных вложений. Заданные сроки подготовки лифтов к проведению экспертизы на соответствие требованиям техрегламента означают, что за это время лифты должны быть качественно отремонтированы и затем поддерживаться в исправном состоянии. Ежегодная проверка состояния кабины и всех механизмов, замена неисправных лифтов в обязательном порядке также предусмотрена техрегламентом. Все эти мероприятия опять же требуют немалых средств. Возникает вопрос: за счет чего они должны осуществляться?

И вот тут начинается самое интересное. Конечно, хорошо, если лифты, которые уже не раз становились причинами трагических происшествий, наконец приведут в порядок. Но за чей счет? Правильно, за счет собственников жилья, что предусмотрено Жилищным кодексом, в соответствии с которым лифт является частью общего имущества собственников многоквартирного дома. Значит, они по закону должны нести расходы по его содержанию, в том числе ремонту и замене (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ).

И стоит сказать, замена лифтов — это самое дорогое удовольствие. Причем чем выше дом, тем лифт дороже. Во сколько обойдется жильцам подъезда покупка лифта средней стоимостью 1-1,5 миллиона рублей? Несложно подсчитать: если собственники девятиэтажки будут ежемесячно откладывать по 300 рублей, то на новый лифт они накопят… за 10 лет.

Сразу после вступления техрегламента в силу замглавы Минрегионразвития Анатолий Попов сообщил, что модернизацию необходимо проводить тремя способами: за счет жильцов, привлекать средства из региональных бюджетов и на кредиты. В Москве дополнительные средства найти, если и сложно, то все равно возможно, а вот в регионах, согласитесь, обстановка не такая радужная.

Кстати, до сих пор в Воронеже еще не было случая, чтобы какое-то ТСЖ сбросилось на лифт. Хотя жильцам кооперативных домов уже приходится на свои средства менять сгоревшие или вышедшие из строя узлы. Но, к счастью, не весь подъемник.

Сколько платить будем?

На продление срока службы одного лифта требуется порядка 85-100 тысяч рублей. Например, у ООО «Воронежлифт» на обслуживании находится 1800 лифтов, из них 900 – отслужили свой срок, половина – требует серьезных вложений. Работники предприятия видят эту ситуацию тупиковой.

По словам специалистов, если не начать финансирование уже сегодня, через год в Воронеже может встать 1,5 тысячи подъемников. Не меньше внимания требуют и новые лифты. Их станции управления требуют деликатного отношения и внимания, особенно в течение первых 3-4 месяцев, когда идет отладка. Иначе электроника просто погорит и новый лифт выйдет из строя. Так что в любом случае без денег и грамотного техобслуживания мы далеко не уедем – в прямом смысле слова.

Все обслуживающие организации едины во мнении: нынешние тарифы устарели. По данным независимых экспертных организаций, тариф в городе уровня Воронежа должен составлять 6 - 6,5 рубля с 1 кв. метра. Такой тариф позволит содержать необходимое количество персонала, производственные базы, транспорт, аварийные и ремонтные службы, приобретать необходимые запчасти. Существующий тариф составляет в три раза меньше. Он еле покрывает текущие нужды лифтового предприятия. В итоге прогрессирует деградация лифтового парка, растет уровень опасной эксплуатации лифтов. При этом уровень тарифов в 6,5 рубля за кв. метр легко объясним: при общем росте цен в на услуги ЖКХ в 200-300% за последние 5 лет тариф на обслуживание лифтов долгое время был искусственно заморожен, а после держался за счет недобросовестной конкуренции со стороны ряда фирм-однодневок. Кроме того, материалы и запчасти дорожают в среднем на 20-30% в год, тариф же принципиально не менялся последние три года. И все же для населения такой рост тарифов станет очередным ударом и вряд ли власти пойдут на такой шаг. Скорее всего, существующие тарифы будут повышены на 1-1,5 руб и «лифтовую» проблему не решат, а только поддержат ее на плаву.

Специалиста вызывали?

Но проблема не только в традиционной нехватке денег. Средний возраст работников-специалистов перевалил за 50 лет, они уже с трудом подходят по медицинским критериям, не справляются с физическими нагрузками. Более того, притока новых кадров нет уже давно. По словам специалистов из ООО «Воронежлифтсервис», всего по городу работает порядка 130-135 электромехаников, да и те начали уходить, ведь при плановой нагрузке – 30-35 лифтов на обслуживании, они тянут вдвое больше за ту же зарплату в 16-17 тысяч рублей. Но самая большая сложность заключается в том, что никто сейчас не занимается обучением по этой специальности.

Выход есть

В том, что назрел глубокий кризис, который без помощи государства – только лишь силами жильцов или лифтовых компаний - не решишь, признают все. Ведь вопрос заключается не только в колоссальной стоимости замены лифтов (а для Воронежа, по разным данным, необходимо порядка 3 млрд рублей). По всей видимости, необходимо вернуться к отдельной городской программе по лифтам. Главное - не запускать, а заниматься постепенной заменой лифтов и больше вкладывать в это средств.

В противном случае (по-видимому - с большой долей вероятности), через пять-семь лет жильцы многоэтажек будут подниматься пешком по лестницам и вспоминать о былых работавших лифтах. Хотя, по мнению некоторых экспертов, с реализацией реформ у нас - как, впрочем, и всегда, - могут возникнуть проблемы. Даже если лифт признают «недееспособным», то отключать его никто не станет. И мы с вами будем продолжать кататься на том же старье, успокаивая себя тем, что лифт (какой бы он ни был старый) упасть не может.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0