// Следствие определилось с основной версией крушения самолета
Следствие определилось с приоритетной версией крушения Ан-148, разбившегося в Белгородской области 5 марта. По мнению следователей, причиной катастрофы стал выход из строя указателя скорости. Прибор во время полета начал показывать сильно заниженную скорость, и не подозревавший об этом пилот увеличивал ее до тех пор, пока нагрузка на системы самолета не стала критической. Такие данные, как стало известно «Ъ», были получены специалистами во время расшифровки параметрического бортового самописца разбившегося самолета.
Расшифровкой данных бортовых самописцев разбившегося 5 марта в Белгородской области Ан-148 совместно занимаются специалисты украинского авиационного научно-технического комплекса имени Антонова, а также Российского летно-исследовательского института имени Громова. Источник, знакомый с ходом расследования, сообщил «Ъ», что вчера были получены результаты расшифровки одного из самописцев — параметрического. Как выяснилось, при снижении с 9 тыс. до 5 тыс. м у самолета вышел из строя указатель скорости. Прибор, по словам источника, начал показывать сильно заниженную скорость. Не подозревавший об этом пилот стал ее увеличивать, и в итоге нагрузка на системы самолета, прежде всего двигатели, достигла критической отметки. Двигатели загорелись, а самолет начал буквально разваливаться в воздухе. Именно о таком развитии событий говорили и находившиеся на земле очевидцы трагедии, а отдельные части корпуса разбившегося Ан-148 спасатели находили на расстоянии до 1,5 км от места, где были обнаружены погибшие члены экипажа.
Впрочем, официального подтверждения этой информации пока не последовало, хотя в следственном комитете и указывают, что наиболее вероятной причиной крушения стала именно техническая неисправность машины. Об этом заявил официальный представитель ведомства Владимир Маркин. Не исключено, кстати, что версия будет уточнена после расшифровки речевого самописца.
В самом же Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО) изначально наиболее вероятной причиной катастрофы считали «комбинацию факторов»: к критической перегрузке оборудования, по мнению специалистов, могли привести ошибки, допущенные летчиком из Мьянмы, который, по некоторым данным, находился за штурвалом. Как пояснила «Ъ» помощник гендиректора ВАСО по связям с общественностью Маргарита Глотова, «конкретика может появиться после получения информации, зафиксированной всеми самописцами». Она добавила, что работу экспертов кроме российских специалистов контролирует военный атташе посольства Мьянмы в России.
Между тем в ВАСО уже через несколько часов после аварии практически исключали возможность технической неисправности машины, ссылаясь на то, что разбившийся Ан-148 проходил летные и технические испытания, которые не выявили никаких поломок. Однако вчера представители завода были гораздо менее категоричны. «Скорее всего, речь идет о комбинации факторов. Видимо, что-то случилось либо с оперением машины, либо с электропроводкой. Однако до критической нагрузки техника дошла, очевидно, не без участия летчика из Мьянмы, находившего за штурвалом»,— рассказал «Ъ» на условиях анонимности топ-менеджер предприятия. По его словам, технические проблемы с Ан-148 появлялись и раньше, «но не носили критического характера — речь шла о производственных недочетах на отдельных агрегатах». Причем «воронежской» части строительства Ан-148 это никак не касалось — со сборкой проблем не возникало.
Напомним, транспортный Ан-148, принадлежавший воронежскому авиазаводу, разбился 5 марта в деревне Гарбузово Алексеевского района Белгородской области во время тренировочного полета, который он совершал в паре с другим Ан-148. Обе машины готовились к передаче ВВС Мьянмы по контракту между правительством этого государства и российской Объединенной авиастроительной корпорацией. Машина была модифицирована для военно-транспортных целей. В результате катастрофы погибли все шесть человек, находившиеся на борту: летчики-испытатели ВАСО Юрий Зубрицкий и Владимир Ясько, инженеры Александр Королев и Анатолий Самошкин, а также два пилота ВВС Мьянмы — Тейн Лин Аунг (Htein Lin Aung) и Зау Хтун Аунг (Zaw Htun Aung).
В ВАСО «Ъ» рассказали, что тела погибших уже опознаны в Воронеже. «Предприятие выделит не менее чем по 1 млн руб. на семью погибшего и оплатит все расходы на похороны. Погибших летчиков из Мьянмы опознали пилоты из второй машины»,— отметили на заводе.
Олег Рубникович; Всеволод Инютин, Воронеж
Коммерсантъ, № 39/С от 09.03.2011.