Воронеж. 14.03.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – В конце минувшего февраля администрация Воронежа завершила регистрацию товарного знака «Столица Черноземья» и получила документы, подтверждающие ее право использовать этот бренд для всех 34 классов Международной классификации товаров и услуг. Однако если в сфере пропаганды достижения воронежских властей не вызывают сомнений, то процессы, идущие во многих других, пока еще далеки от однозначного результата. В подвешенном состоянии находятся многочисленные транспортные и инфраструктурные проекты, затеянные региональными и муниципальными властями, да и сама чиновничья элита пережила в первые месяцы 2011 года ощутимую встряску.
Транспортный коллапс
Ценность Воронежа как ключевого транспортного узла Центрального Черноземья традиционно считается одной из главных (наряду с исторической традицией и политическим значением) причин, позволяющих городу претендовать на неофициальное звание «Столицы Черноземья». Между тем, несмотря на несколько анонсировавшихся в 2000-е годы концепций развития транспортной сети самого города (включая действующий генплан, а также нереализованный проект экс-мэра Бориса Скрынникова о создании «легкого метро»), ситуация на воронежских улицах продолжает ухудшаться.
В то же время реализация единственного масштабного проекта, призванного реально разгрузить магистральные улицы Воронежа – реконструкции набережной Масалитинова от Чернавского до Северного моста – сопровождается регулярными скандалами. Один из них случился сразу после окончания новогодних каникул. Воронежское управление Федеральной антимонопольной службы признало действия малоизвестного ООО «ТОП-Инвест», предложившего выполнить технадзор за реконструкцией набережной Массалитинова за 30 копеек, актом недобросовестной конкуренции. «ТОП-Инвест», практически не осуществлявшее коммерческой деятельности в последние годы, одержало победу над другими участниками конкурса исключительно из-за крайней низкой стоимости контракта, ставшего тем не менее едва ли не самой крупной сделкой фирмы за последние время (по данным за 2005-2008 годы, выручка и прибыль компании были нулевыми). К слову, у ООО «ТОП-Инвест», в отличие от конкурентов, не имелось ни опыта по осуществлению технадзора, ни квалифицированного состава специалистов, ни передвижной и стационарной лабораторий. Это, однако, никак не повлияло на результаты конкурса. Второе место заняло ГОУВПО ВГАСУ, по праву оценившее свои услуги в 5,88 млн рублей (выполнило девять аналогичных контрактов, обладает квалифицированным персоналом и всем необходимым оборудованием).
Впрочем, если это решение антимонопольщиков не поставило под угрозу сам ход работ (ФАС лишь предписала «устранить нарушения»), то решение Федерального арбитражного суда Центрального округа, отменившего предыдущее решение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда и подтвердившего решение воронежского арбитража, установившего, что конкурс на саму реконструкцию был проведен незаконно, может иметь далеко идущие последствия. По версии антимонопольщиков, инициировавших судебное разбирательство, мэрия включила в требования к претендентам на заказ наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и транспортировке отходов I-IV классов опасности, не нужное при реконструкции набережной. Именно это условие позволило ООО «Ремстройдор» (Москва) стать единственным участником конкурса. Стоимость контракта составляет 535 млн рублей. Впрочем, точку в этом деле, скорее всего, поставит Высший арбитражный суд.
Общие муниципальные вложения в развитие транспортной инфраструктуры должны составить в 2011 году более 3 млрд рублей, из которых 1 млрд – кредит от Минтранса РФ. В частности, планируется реконструировать три ключевые магистрали в северной части города – улицы Антонова-Овсеенко (окружная автодорога), Ломоносова и Шишкова.
Считается, что поводом для столь масштабной реконструкции, позволяющим рассчитывать на крупные вливания федеральных средств, является грядущее в сентябре 2011 года 425-летие Воронежа. Приурочить к нему власти намерены не только грандиозное благоустройство магистралей, но и несколько других столь же впечатляющих начинаний. Так, в январе определился новый подрядчик восстановления драмтеатра имени Кольцова. Конкурс на выполнения работ стоимостью 1,19 млрд рублей выиграло ООО «Выбор» депутата облдумы Александра Цыбаня. Несмотря на то что в документации указан дедлайн в апреле 2012 года, предполагается, что основные работы в театре будут завершены уже к сентябрю нынешнего года, когда будет отмечаться День города.
Особый шарм юбилейный торжествам должно, видимо, придать и участие в чемпионате Футбольной национальной лиги воронежского «Факела». В число участников подэлитных соревнований команда попала по выбору руководства Российского футбольного союза, посчитавшего, что занявший четвертое место в чемпионате зоны второго дивизиона «Факел» достоин занять освободившееся место в ФНЛ. Некоторые СМИ обвинили президента РФС Сергея Фурсенко, хорошо знакомого нынешнему главному тренеру воронежского клуба Константину Сарсании по совместной работе в питерском «Зените», в нарушении «спортивного принципа», другие, напротив, отметили разумность приглашения в ФНЛ «Факела», собирающего значительную аудиторию на стадионе. Однако на сам День города большого футбола в Воронеже не будет: домашние матчи «Факела» в сентябре назначены в календаре турнира на будние дни.
Прибывающие и выбывающие
Впрочем, есть и еще одно объяснение необычной активности и городских, и областных чиновников – грядущая федеральная электоральная кампания. И именно в свете выборов в Госдуму будут рассматриваться любые кадровые решения, принимаемые в высших эшелонах региональной власти. Уже первые месяцы 2011 года ознаменовались серьезной встряской.
Первый раунд перестановок был непосредственно связан с выборными должностями: депутат Госдумы Николай Ольшанский со второй попытки стал сенатором от Воронежской областной Думы. Путь Николая Ольшанского в сенат, открывшийся было минувшей весной, оказался извилист. Первая попытка воронежских парламентариев назначить основателя россошанского ОАО «Минудобрения» своим представителем в Совете Федерации в апреле 2010 года оказалась неудачной из-за полагающегося кандидату десятилетнего «ценза оседлости» на территории субъекта Федерации – Ольшанский несколько лет постоянно проживает в Москве. А с начала нынешнего года по новым правилам сенаторы должны избираться из числа депутатов региональных или муниципальных представительных органов. В итоге Ольшанскому пришлось вспомнить, что в 2009 году он возглавлял партсписок «Единой России» на выборах в россошанский райсовет. По удачному стечению обстоятельств несколько местных единороссов отказались от депутатских полномочий, одно из этих мест и занял будущий сенатор, отказавшийся от госдумского мандата. Именно в качестве депутата россошанского райсовета Ольшанский и был утвержден на заседании облдумы в конце января. По одной из версий, перейдя в сенат, Николай Ольшанский продлил свою карьеру федерального политика, освободив себя от необходимости участвовать в выборах-2011: его полномочия на новом месте работы истекут лишь в 2015 году. Его место в Госдуме перешло к Татьяне Мещеряковой, чей путь в федеральный парламент также был отнюдь не прямым. На выборах 2007 года тогдашняя вице-спикер облдумы была следующей за Николаем Ольшанским в партийном списке «ЕР» по Павловскому округу, но в Госдуму не прошла. После прихода губернатора Алексея Гордеева Мещерякова вошла в его команду как руководитель департамента труда и соцразвития. Летом 2010 года она покинула этот пост в результате аппаратного конфликта.
Еще одну кадровую рокировку – взаимную замену «социального» вице-премьера облправительства Галины Агаповой, ушедшей в горадминистрацию, и «социального» же вице-мэра Владимира Попова - также связывают с выборами. По мнению наблюдателей, повышение Попова может быть связано с уже завершившимися выборами: чиновник хорошо зарекомендовал себя во время кампании «Единой России» по выборам депутатов в областной парламент в прошлом году.
Впрочем, не исключено, что губернатор Алексей Гордеев продолжает смену своей команды: вслед за экономическим блоком, переформатированным с уходом вице-губернатора Александра Ганова прошлой осенью, настала пора реформировать социальный, традиционно считающийся одним из самых проблемных в регионе. Частным подтверждением этого может служить очередное переназначение в департаменте здравоохранения. Татьяна Головачева, сменившая на этом посту Дмитрия Автономова, стала пятой руководительницей подразделения за два года.