Воронеж. 22.03.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из самых проблемных сфер экономики Воронежа. Депутат Воронежской областной Думы Вячеслав Астанков возглавляет региональную приемную лидера партии «Единая Россия» Владимира Путина, через которую проходит более 70% обращений и жалоб граждан на работу коммунальщиков. В интервью «Абирегу» он обрисовал самые больные вопросы воронежского ЖКХ и свои предложения по исправлению ситуации.
- Вячеслав Алексеевич, с какими вопросами, связанными с жилищно-коммунальным хозяйством, чаще всего обращаются воронежцы в приемную Путина?
- В первую очередь, конечно, идут обращения, связанные с ростом оплаты коммунальных услуг. Кстати, далеко не всегда это связано с ростом тарифов как таковых или незаконными действиями коммунальщиков. Люди слышат по телевизору, что тарифы не будут расти больше, чем на 15%, и считают, что это относится к конечной сумме, указанной в их платежке. Однако стоимость услуги формируется из тарифа и норматива. И если тарифы действительно не растут больше, чем на полтора десятка процентов – и областное управление по госрегулированию тарифов внимательно следит за этим, - то норматив может изменяться в гораздо более широких пределах. Особенно это касается домов и квартир, не оборудованных приборами учета. Часто люди просто не понимают принципов, по которым рассчитывается стоимость коммунальных услуг, и нам приходится вести разъяснительную работу. Вторая важная проблема, которую поднимают наши посетители, – плохая работа управляющих компаний. Ведь УК – это, в первую очередь, коммерческие организации. Их главная цель – получение максимальной прибыли. Неудивительно, что они стараются переложить большую часть издержек на жильцов домов. Наконец, третий важный вопрос – необходимость капитального ремонта жилого фонда. В новых домах достаточно просто установить счетчики и контролировать потребление услуг ЖКХ. В старых домах идут слишком большие потери тепла, воды. А расплачиваться приходится жильцам.
- Какие управляющие компании вызывают больше всего нареканий?
- «Славянка», «Стройтехника», УК Ленинского района, УК Железнодорожного района, УК Коминтерновского района, УК «Бульвар Победы» и многие другие. Обратите внимание: это все – ООО или акционерные общества. Для них главное – прибыль. Интересы жильцов стоят на втором месте. Вообще, оптимальным выходом для самих жителей могло бы стать создание собственных ТСЖ. Это трудоемкий, но вполне осуществимый процесс. Самое сложное – организовать собрание жильцов, чтобы принять согласованное решение. Помню, в моем доме мне пришлось долго убеждать соседей, что ТСЖ – оптимальный вариант. Но в итоге все получилось. Кстати, жалоб из домов, управляемых ТСЖ, намного меньше.
- В чем же преимущество ТСЖ перед УК?
- Приведу аналогию из зарубежного опыта. В США у отдельных квартир, как правило, вообще нет собственников. Собственник есть у дома. И не важно, дом ли это на одну семью в пригороде или большой многоквартирный дом, собственник у него один. Это может быть отдельный человек или организация, но у одного объекта недвижимости есть лишь один хозяин. Он заключает договоры с поставщиками тепла, электроэнергии, воды, заботится о содержании лестничных клеток, лифтов, другого внутридомового имущества. А жильцы платят лишь арендную плату. Хозяин дома рассчитывает ее размер исходя из собственных затрат, и в условиях конкуренции он старается найти оптимальное коммерческое решение. Разумеется, в сегодняшней России такая система вряд ли возможна. У нас многоквартирные дома разделены между множеством собственников, а то, что находится внутри дома, но за пределами квартир, является общим имуществом. А общее у нас, как известно, часто означает ничье. Хотя в любом доме должен быть хозяин. УК, как понятно из названия, лишь управляют этим имуществом, причем зачастую безо всякого контроля со стороны жильцов. И здесь также кроется немало возможностей для злоупотреблений. Создание ТСЖ повышает влияние жильцов на эксплуатирующую жилфонд организацию, например, через создание при ТСЖ ревизионных комиссий. ТСЖ также позволяет людям самим принимать решения, касающиеся их имущества, хотя бы отчасти повторяя положительный американский опыт.
- Еще одной мерой, помогающей повысить прозрачность жилищно-коммунальной сферы, вы назвали повсеместную установку счетчиков.
- Установка счетчиков – мера необходимая, но не достаточная для того, чтобы обеспечить прозрачность «коммуналки». Не случайно даже министр экономического развития Эльвира Набиуллина признает, что система учета потребления ресурсов и установления тарифов, существующая в России, настолько несовершенна, что далеко не всегда тот, кто поставил счетчик, получает ощутимую экономическую выгоду. Особенно это заметно в ситуации вокруг учета холодного и горячего водоснабжения. Здесь у людей чаще всего возникает два вопроса. Первый: почему при наличии индивидуального прибора учета расхода воды в квартире делается доначисление доли воды, определенной по общедомовому счетчику? Дело в том, что пока еще есть дома, где индивидуальные счетчики установлены не во всех квартирах. И там, где их нет, люди платят по нормативам. А они рассчитываются по количеству зарегистрированных, а не реально проживающих человек. Получается, что в квартире живет не один, как указано в платежке, а три или четыре человека. Из показаний общедомового прибора учета вычитаются данные по нормативу, но реальный расход (даже если учесть, насколько неоднозначны цифры нормативов) получается все равно больше. И те, у кого есть счетчики, в результате корректировки платят не только за себя, но и «за того парня». Я считаю, что на государственном уровне необходимо принять меры, стимулирующие людей устанавливать счетчики и платить по реальному потреблению. Например, за счет повышенных тарифов по нормативам. Люди, не имеющие счетчиков, не должны находиться в более выгодных условиях.
- А второй вопрос?
- Он касается платы за горячую воду. В домах старой постройки (до 2000 года) на участке от центрального теплового пункта, где производится нагрев воды, до жилого дома отсутствуют трубопроводы рециркуляции, позволяющие использовать горячую воду, не выбранную во время первого цикла. В результате, когда открывается кран, в него сначала поступает холодная вода, остывшая в трубе от ЦТП до дома. А счетчик горячей воды все это время работает. Причина здесь кроется в изношенности сетей, находящихся на балансе муниципалитета. Ремонтировать их, по сути, некому. Для решения этого вопроса необходимо подготовить программу ремонта сетей с определением объемов, сроков исполнения, исполнителей и источников финансирования. И затем передать эти участки на баланс управляющих компания или ТСЖ. Чтобы у них был хозяин, который несет ответственность за их состояние.
- Получается, меры реформирования ЖКХ должны быть направлены на уточнение ответственности?
- Я бы сформулировал шире. Конечно, в системе ЖКХ должен быть ответственный хозяин. Но также предоставление услуг ЖКХ и плата за них должны быть прозрачными, простыми и понятными населению. Люди должны платить только за реально полученные услуги. Такую систему надо строить и на федеральном уровне – через разработку новых правил оказания коммунальных услуг, и на региональном – с помощью принятия соответствующих областных законов и повышение прозрачности работы исполнительной власти, и на уровне города. Но важно, чтобы и сами граждане проявляли инициативу, лучше разбирались в законодательстве. Депутатам нашей партии намного легче оказать помощь человеку, который знает, где и как нарушены его права.