Воронеж. 12.04.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - В марте 2010 - го работающая в регионе с 2000 года компания «АвтоСтройСтекло» запустила в эксплуатацию в Рамонском районе Воронежской области завод по изготовлению матированного стекла за 65 млн рублей. Производство сразу назвали уникальным и не имеющим аналогов в России, хотя в Италии, Бельгии, Чехии и даже ОАЭ продукт уже имеет свою историю. О том, каков сегодняшний день «ЭкоМат», Aбирегу рассказал генеральный директор ЗАО «АвтоСтройСтекло» Дмитрий Алексеев.
- Дмитрий Владимирович, скажите, действительно вашему предприятию нет аналогов в России? Так было заявлено, когда завод открывался, то есть год назад…
- На момент открытия это было действительно так. Сегодня, если говорить о России, существует еще одно предприятие, аналогичное нашему по своим техническим возможностям, по характеристикам выпускаемой продукции. Собственно говоря, мы не рассматриваем их как конкурентов – так же, как и они нас. Мы делаем одно общее дело, чтобы популяризировать, увеличить потребление этого продукта в России, чтобы люди поняли, насколько хорош этот продукт.
Потому что если взять страны Западной Европы, то матированное стекло там применяется уже более 30 лет и применяется повсеместно. Люди понимают, чем и насколько этот продукт хорош. А в России мы только начинаем его применять.
- Расскажите, пожалуйста, об ассортименте вашего производства.
- На текущий момент мы производим матированное химическим способом стекло прозрачное, производим тонированное в массе матированное стекло различных цветовых оттенков. В частности, наиболее популярными являются бронзовый цвет, серый и синий цвет. На текущий момент производим толщины от 3 до 12 мм. Форматы производимого стекла – это 3- 210 на 2-250 мм. Это крупный формат, который наиболее удобен для переработки и позволяет минимизировать отходы производства.
- Где ваше стекло применяется, чтобы можно было понять, для чего оно используется?
- На самом деле сфера применения этой продукции очень широка: это фасадное остекление зданий (в тех местах, где необходимо скрыть конструктивные элементы, которые портят внешний обзор), это мебельная продукция, это мебель из стекла – то есть столы, полки, это холодильное оборудование, матированное стекло применяется и в стеклопакетах… Очень популярное применение - при остеклении автосалонов: как правило, это остекление второго-третьего ярусов, когда требуется достичь хорошего светопропускания, то есть поступления яркого света, но при этом скрыть какие-то элементы, которые расположены выше обзорного уровня.
В мебельной продукции применение нашего стекла хорошо тем, что на стекле нашего производства, химически матированном стекле, не остается отпечатков пальцев. Этим оно, в общем-то, отличается от другого. Любая мебель, любой стол подвержен тому, что, когда человек садится, он трогает его руками, какие-то следы остаются. На нашем стекле их нет. Очень хорошо применение в цельностеклянных конструкциях дверных, там, где постоянно идет какой-то поток людей, где люди, как правило, трогают двери и оставляют отпечатки.
То есть наш продукт подразумевает его дальнейшую переработку в готовые изделия. Для примера можно привести ряд предприятий, которые используют нашу продукцию: это компания «Стис», один из лидеров производства стеклопакетов в рамках России и одно из ведущих предприятий такого уровня даже в Европе. Это компании, занимающиеся поставками изделий для дверных производителей, это компании, которые занимаются строительством офисных зданий и торговых центров. В общем, достаточно широкий круг потребителей.
- Так в чем же все-таки заключается уникальность производства?
- Уникальность в данном случае заключается в качестве производимой продукции. Это раз. В нашем продукте очень важен ряд параметров: однородность (достичь однородности можно только путем поточного производства на высокотехнологичном оборудовании), вторым моментом является экологичность продукта, - в кустарных условиях достичь этого невозможно, это можно достичь только на специализированных заводах.
- Именно поэтому завод называется «ЭкоМат»…
- Продукт прежде всего…
- То есть экологичное матированное стекло.
- Абсолютно верно. В общем-то, даже тогда, когда мы рассматривали этот проект, одним из основных условий стояла экологичность продукции. Мы понимаем важность этого момента, видели те тренды, которые были заданы в рамках развития, общероссийского развития.. В общем, за экологичными продуктами будущее.
- Это все, что вы можете сказать об уникальности, или есть еще что-то?
- Следующий очень важный момент – это светопропускание. Это действительно очень важно для людей… При использовании нашего продукта никаких потерь в светопропускании – то есть прохождении исходного света – нет. Это помогает экономить электроэнергию, так как требуется гораздо меньше затрат для освещения и, с другой стороны, помогает обособить как-то помещение, рабочие места, места проживания. Светорассеивание – тоже достаточно важный показатель, который, с одной стороны, показывает однородность продукта, с другой – позволяет достичь более естественного уровня освещения помещения, позволяет избежать попадания прямых солнечных лучей, которые зачастую очень вредны, особенно – в летнее время.
Я не буду заглядывать дальше и глубже, потому что сфера применения этого продукта может распространяться и на производство солнечных батарей, где так же важен эффект максимально хорошего светорассеивания, когда важна однородность распределения света по всей плоскости солнечной батареи. Но – это немножечко будущее, скажем так, пока это не для России, потому что применение солнечных батарей у нас не развито и пока не развивается.
- Как вы прожили этот первый год – и с точки зрения самого производства, и с точки зрения бизнеса, финансов?
- Год на самом деле был достаточно сложным. Причем, скажем так, и с финансовой точки зрения, потому что я пока, честно говоря, не вижу позитивных тенденций в экономике… Вернее, они только-только начинают как-то проявляться…
- В экономике области или страны?
- В экономике страны. Мы работаем в рамках всей России, поэтому в данном случае речь не идет об области. Здесь, наоборот, я могу сказать, что в Воронежской области все в достаточной степени хорошо относительно других областей. У нас достаточно богатая область, которая хорошо развивается, достаточно динамично, идет строительство ощутимо лучше, много мебельных компаний, которые активно развиваются, и яркий пример - это «Ангстрем».
- То есть ваших потребителей в нашем регионе достаточно…
- Да. И в нашем регионе в том числе, имеется достаточное количество потребителей этой продукции, естественно.
На текущий момент у нас загружена полностью одна смена, хотя на самом деле завод в состоянии технически работать в две смены абсолютно спокойно. Но, учитывая текущие экономические особенности, пока вторую смену мы не можем загрузить. Отчасти это связано со значительным удорожанием и электроэнергии, и газа, и химических компонентов, применяемых в производстве, и основного исходного продукта – листового стекла.
- На сегодняшний день каково соотношение вложенных в открытие этого предприятия средств и отдачи?
- Проект был рассчитан на достаточно длительный период, поэтому говорить об отдаче по результатам одного года я пока считаю преждевременным. Потому что один год не показателен. Естественно, отдача какая-то идет, но пока оценить эту динамику достаточно сложно: необходимо, чтобы прошло хотя бы два - два с половиной года.
- Объемы производства «ЭкоМат», насколько я поняла, будут зависеть от дальнейшего развития страны в плане экономическом…
- В общем, да. Потому что продукт достаточно дорогой, хотя и обладающий большим количеством положительных характеристик. Поэтому в значительной степени потребление зависит от общего уровня благосостояния населения.
На текущий момент мы в состоянии закрыть порядка 50-60% потребности всей России в данном продукте. Если экономика позволит - у нас есть в планах проведение реконструкции, чтобы расширить ассортимент выпускаемой продукции, добавив еще более интересные и более технологичные продукты. Пока я не могу говорить, что это будет – это коммерческая тайна. Мысли такие есть, и я думаю, что это очень позитивно скажется и на Воронежской области.
- Вы выбрали точкой дислокации Рамонский район. С чем это связано и как вы взаимодействуете с руководством района?
- При принятии решения о месте расположения рассматривался целый ряд регионов: Москва, Санкт-Петербург и в том числе Воронеж как родина вообще нашего предприятия ЗАО «АвтоСтройСтекло». По результатам сравнительного анализа мы остановились именно на Воронежской области как наиболее экономически целесообразной. И Рамонский район… Достаточно удачно сложились обстоятельства: с помощью районной администрации нам удалось подобрать подходящий под наши параметры земельный участок, обладающий всей необходимой инфраструктурой: это и электроэнергия, потому что у нас достаточно энергоемкое производство, и в то же время близость к транспортным узлам – это трасса М-4.
Поэтому, с одной стороны, благоприятно сложились обстоятельства, с другой – мы увидели очень доброжелательное отношение к инвесторам именно в Рамонском районе. И со стороны сначала Астанина Владимира Ивановича, потом – Логвинова Виктора Ивановича, за что им большая благодарность. Сейчас у нас работает достаточно много жителей Рамонского района, естественно, налоги с заработной платы, а также определенная часть налога от прибыли уходит в Рамонский бюджет.
- Когда предприятие активно наполняет бюджет района - это, в общем-то, является показателем его эффективности. Если только одновременно не наносит вред окружающей среде…
- Именно поэтому было принято решение установить чешское оборудование как наиболее экологически безопасное. Такого рода производство установлено в Чехии, в Бельгии… Сами понимаете, что европейцы очень трепетно относятся к этому вопросу. У нас есть ряд очистных сооружений, и мы большое внимание уделяем этим вопросам. Регулярно, раз в месяц, проводим замеры воздуха. Следим и заботимся о состоянии здоровья наших работников, они раз в полгода проходят медосмотры обязательно. Мало того, я сам очень трепетно отношусь к Рамони, поскольку здесь прошло все мое детство.
– Дмитрий Владимирович, уже на первом этапе работы были найдены рынки сбыта продукции в России, и в странах Европы даже, Евросоюза. А воронежский губернатор Алексей Гордеев сразу отметил, что у предприятия большой экспортный потенциал. Вот сегодня география поставок какова?
- На сегодняшний день мы поставляем нашу продукцию, если рассматривать Россию, в крупнейшие мегаполисы центральной части: это Москва, это Санкт-Петербург, Ростов, Краснодар и т.д… Если говорить о ближнем зарубежье – это Украина, Белоруссия, куда налажены стабильные поставки. В страны Евросоюза поставки пока носят периодический характер, потому что есть целый ряд вопросов, связанных с логистикой. То есть здесь еще есть над чем работать, куда стремиться.
- То есть проблемы в качестве продукта европейский потребитель не видит…
- Проблема качества здесь не стоит. Наряду с логистическими проблемами есть проблемы сертификации, потому что в Евросоюзе своя сертификация и требуется проводить достаточно значительную работу, чтобы провести соответствие.
- Еще мне интересно как потребителю: человек приходит в магазин и выбирает ту же мебель. Как можно узнать, что там стоит действительно экологичное стекло и именно того качества, которое хочется иметь? Как его отличить от другого?
- Очень хороший и очень злободневный вопрос, на самом деле. Потому что зачастую очень многие производители тех же дверей или мебели стараются сэкономить и стараются использовать продукцию, назовем так, кустарного производства. Которая произведена где-то в гараже, не понятно кем и не понятно как. Самая главная проблема в этом случае, с которой может столкнуться потребитель, это как раз экологичность продукции. В процессе производства в кустарных условиях на стекле могут присутствовать остатки травящей жидкости, и это очень чревато для потребителей.
Проверить это можно очень просто. Человек может подойти и попробовать оставить отпечаток на матированной поверхности – то есть с шершавой стороны стекла. Если отпечаток остается – это уже вызывает определенные вопросы о качестве этого продукта. Второй момент. Если изделие достаточно больших размеров – покупатель может оценить однородность, то есть посмотреть, насколько равномерно изделие. Если есть подтеки, пятна – это всегда говорит о том, что продукт был сделан в кустарных условиях.
- А в какой степени ваше стекло может удорожать мебель?
- Минимально. Вообще, смотря о какой мебели говорить. Если о цельностеклянной – то удорожание составляет около 10-12%, если говорить о корпусной мебели – то там эта сумма практически не заметна для потребителя: речь идет об 1-2%. Сама по себе структура себестоимости специфическая, и надо иметь в виду, что очень велики наценки непосредственно торгующих организаций, которые часто «накручивают» 300-400%.
- То есть качественное стекло от некачественного практически в цене не отличается.
- Практически не отличается. Абсолютно верно.
- Будет ли ваше предприятие принимать участие в июньской международной выставке «Мир стекла» в этом году?
- Да. Это наша профильная выставка, а мы стараемся участвовать во всех профильных выставках. Потому что это позволяет в достаточно сжатый срок пообщаться с достаточно большим количеством потребителей не только российских, но и европейских, и из стран Ближнего и Дальнего Востока. Выставка «Мир стекла» будет проводиться уже 11-й год, это очень известное мероприятие. Мы как производители такого продукта не можем не участвовать.
- Буквально через несколько дней в Москве при поддержке Москомархитектуры и ЗАО «Экспоцентр» пройдет международная конференция «Стекло в архитектуре: мода или прорыв в будущее?» Читая об этом информацию в Интернете, я обнаружила среди фирм, представители которых выступят на конференции, и ЗАО «АвтоСтройСтекло». О чем вы хотите поведать миру: об инновационных технологиях производства, вашем перспективном видении применения стекла в практике или о чем-то другом? Ведь там будут присутствовать и выступать представители всемирно известных производителей стекла - таких, как, например, Pilkinton, Главербель ( AGC) и др.
- Мы рассматриваем данную площадку как возможность довести до широкого круга архитекторов – подчеркиваю, именно архитекторов! – информацию о возможностях нашего продукта. Потому что даже на сегодняшний день, даже зачастую известные архитекторы не до конца понимают возможности нашего продукта. Поэтому основная цель нашего выступления – это популяризация продукта и возможность рассказать о его уникальных свойствах.
- Исходя их названия конференции - «Мода или прорыв в будущее», - на ваш взгляд, использование такого стекла -это мода или прорыв в будущее?
- Для России - это, естественно, прорыв в будущее. Для Европы это мода. Поскольку на сегодня применение этого продукта очень модно в Европе.