Воронеж. 18.04.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Состоявшийся 13 апреля круглый стол на тему взаимодействия бизнеса и власти в решении общегосударственных задач вполне мог завершиться травмами и синяками. Но завершился по традиции выводом о том, что надо чаще встречаться.
- Вот объясните мне, зачем от меня требуют закладки магнитных уловителей наверху силосов на случай пожаров? Разве может быть пожар там, наверху? – взывал к справедливости председатель совета директоров УК «Белстар-Агро» Григорий Федяков – ключевой спикер дискуссии со стороны бизнеса. Известный и уважаемый в сельхозотрасли Черноземья предприниматель привел целый ряд примеров, когда слепое следование административным инструкциям и регламентам не имеет под собой здравого смысла либо вовсе вредит развитию частной инициативы. Вместе с тем он подверг критике условия, в которых приходится развиваться бизнесу в России, назвав их разрушительными.
- Обратите внимание, - продолжал загибать пальцы бизнесмен, - сегодня в России выращивается только 6% овощей из общего их количества на рынке. Спрашивается: почему? А я вам отвечу. Вот мы просчитывали проект создания тепличного комплекса. Стоимость проекта у нас составила 7 млрд рублей. Знаете, сколько из них нужно было заплатить за подключение электричества? Полтора миллиарда. Неужели вы думаете, что здравомыслящий предприниматель будет вкладывать в это направление?!
Господин Федяков обратил внимание присутствующих и на несовершенство налоговой системы. Предприниматель отметил, что на Западе бизнес хоть и платит 41% налога на прибыль, зато один раз в конце года, по итогам проделанной работы. В России же не успел ты открыться, как налог на имущество заплати, налог на прибыль заплати, посетовал бизнесмен, удивляясь тому, откуда на предприятии может взяться прибыль спустя всего 3 месяца его работы.
Вопрос, который поставил Федяков власти на основании всего вышесказанного, был сформулирован, как свойственно многим сельхозпроизводителям, в духе Николая Чернышевского.
Три тополя на Плющихе
Разумеется, что власть ответила на такой вопрос столь же конкретно и лаконично. Так, руководитель Управления экологии и природопользования Воронежской области Надежда Стороженко отметила, что российское законодательство по сравнению с западным и так излишне либерализировано. Г-жа Стороженко заявила, что не считает себя сторонником дальнейшей либерализации, тем более в сфере экологии, так как, по ее словам, «в больной среде здоровый человек вырасти не может».
Однозначность ответа чиновника, казалось, загнала эту ветвь дискуссии в тупик, однако у Григория Федякова в запасе была претензия и в адрес природопользования. Предприниматель буквально разнес в пух и прах весь деструктивизм существующих процедур, не позволяющих ему беспрепятственно и без отрыва от производства срубить на территории одного из его предприятий три тополя и посадить вместо них новые саженцы.
По словам бизнесмена, эта и подобные ей административные преграды не только мешают бизнесу исполнять свое предназначение, но и затрудняют решать целый ряд общегосударственных задач, в том числе создания новых рабочих мест.
Версию Федякова с интересом поддержал Михаил Чубирко, руководитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области, который отметил, что с нормальными рабочими местами и условиями труда в Воронеже действительно беда. По словам главного санитарного врача области, во многом по этой причине область за последнее время потеряла уже свыше полумиллиона человек от того максимума, который у нас был. Потому создание новых рабочих мест с благоприятными условиями труда – задача первостепенной важности, и если уж бизнес ратует за это, то он сам вдвойне - за. Вместе с тем он добавил, что у нормальных бизнесменов, которые если и производят колбасу, то пишут на ней всю правду, с его ведомством проблем никогда не возникало. И пока Чубирко будет работать в этой должности, проблем не возникнет. Чиновник, единственное, попросил не забывать, что существуют техрегламенты, которые надо соблюдать. Например, если требуется утвердить для молока срок хранения год, то при всем уважении к предпринимателю раньше чем через год официальные бумаги, подтверждающие это, выдать не удастся.
НДС раздора
Тополя, впрочем, оказались далеко не единственными врагами бизнеса во взглядах самого бизнеса. Еще большее зло, как выяснилось, таит в себе НДС. Не сам, конечно, налог, а как его трактуют налоговые органы.
- Мы каждый год судимся с ФНС по поводу НДС. Каждый год отстаиваем в суде, что правомерно возвращаем добавленную стоимость, – говорит Федяков. – И каждый год налоговая нам дает новые предписания, что НДС за оплаченное нами по безналу зерно возврату не подлежит, так как куплено оно якобы у фирмы-однодневки.
Однако если господин Чубирко с напористым бизнесом согласился без боя, то начотдела Управления ФНС по Воронежской области Сергей Четвериков оказался более стойким. Он многозначительно парировал, что по Воронежской области, да и по России в целом, НДС возвращается больше, чем платится:
- У нас, получается, вовсе добавленной стоимости нет! О каком бизнесе мы ведем речь?
Четвериков проявил хорошее знание вопроса, когда отметил, что более 70% подсолнечника в области производится компаниями, работающими без НДС. Зато практически все переработчики сидят на добавленной стоимости. Таким образом, бюджет лишается значительных поступлений, которые просто выкачиваются с помощью «фирмочек, лепящих липовые счета-фактуры».
Возможно, Четверикову и удалось бы переубедить Федякова, но последнего поддержал его коллега Николай Пашков, гендиректор ОАО «Народненский крупзавод». Пашков призвал чиновника опуститься на землю, где, по его мнению, ситуация складывается совсем иначе. Во-первых, сельхозпроизводитель не «качает» НДС, а покупает его – путем оплаты горючего, техники и других товаров, в стоимость которых включен налог. Во-вторых, производитель должен производить, развиваться, создавать рабочие места, а не тратить время на распознание глубинной сущности своего контрагента, который, ко всему прочему, зарегистрирован в налоговых органах, имеет свой расчетный счет и другие признаки серьезной компании. В-третьих, «государство поставило бизнес в такие условия, что пока ты выполняешь один закон, нарушаешь другие три» - то есть в таких условиях самому выжить бы, не то что решать общегосударственные задачи.
Хуже банановой республики
Интересная позиция по поводу взаимодействия власти и бизнеса была высказана гендиректором ООО «Интерпромснаб» Станиславом Труновым. Взаимодействие это, по его разумению, сегодня мы видим только в двух крайних выражениях: либо в коррупции, либо в частно-государственном партнерстве.
- Сегодня есть четыре точки успешного развития бизнеса: дружишь ли ты с прокурором, дружишь ли ты с мэром, с ФСБ, с милицией, - заключил господин Трунов, с иронией подчеркнув специально для Чубирко, что его ведомство в этот список не входит.
Что касается частно-государственного партнерства, то и оно имеет довольно искаженный вид. Взять, например, программу развития какого-нибудь пригорода. Не может такая программа «быть разработана в ВГУ в одно лицо». Потому что написать не сложно. Вопрос: кто будет исполнять? А у нас получается: «одни написали, другие дали деньги, а исполняют хорошие парни». Для уточнения контекста г-н Трунов добавил, что «хороший парень – это не профессия».
Финальная часть дискуссии прошла под знаком поиска компромисса.
- Для чего государство всюду старается противопоставить себя бизнесу? - разочарованно качал головой Григорий Федяков. – Ведь мы же – одна семья, растим одних сыновей. А получаемся – хуже банановой республики.
Михаил Чубирко и вовсе заявил, что у бизнеса и власти одни и те же задачи. И хотя заявление это далеко не бесспорно, поскольку если задача ФНС – фискальная, то задача бизнеса, исходя из продиктованной логики, должна быть «отдавальной», несоответствия никто не обнаружил.
А и.о. замначальника управления МЧС по Воронежской области Леонид Концов уже совсем по-отечески резюмировал:
- Беда бизнеса в том, что в надзорных органах он видит жандармов безопасности. Но не верьте тому, кто говорит, что мы кошмарим бизнес. Это не так.
И уж совсем по-голливудски завершила работу круглого стола Евгения Куриленок - главный редактор газеты «Инсайд», выступившей организатором состоявшегося мероприятия. Она поделилась с присутствующими цитатой президента Медведева о том, что «пора прекратить думать о том, что государство – это лучший бизнесмен». Судя по реакции участников встречи, такая концовка оказалась всем по душе. С одной стороны, какой-никакой, а вывод. С другой – как бы начало следующей дискуссии, на участие в которой все единогласно дали свое согласие.