WorldClass

20 сентября 2024, 11:51
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский Бизнес-журнал // Торг уместен

19.04.2011 16:46
Принесет ли перенос торгов за госзаказ в виртуальную среду реальную пользу? На смену традиционным тендерам в сфере госзакупок пришли торги на электронных торговых площадках (ЭТП). Переход на ЭТП обусловили вступившие в начале 2011 года изменения к ФЗ № 94 от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Принесет ли перенос торгов за госзаказ в виртуальную среду реальную пользу?

На смену традиционным тендерам в сфере госзакупок пришли торги на электронных торговых площадках (ЭТП). Переход на ЭТП обусловили вступившие в начале 2011 года изменения к ФЗ № 94 от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Электронная торговая площадка — это единое информационное пространство, где происходит взаимодействие покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. По мнению соавтора ФЗ-94, Федеральной антимонопольной службы, необходимость перехода на такую форму проведения тендеров была продиктована участившимися случаями сговора между участниками сделки.

Цена — договорная

С 1 января 2010 года в качестве ЭТП для тендеров на госзаказ, согласно приказу Минэкономразвития и ФАС России, были отобраны пять игроков, располагающих всем необходимым функционалом для проведения открытых электронных аукционов: ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО «Единая электронная торговая площадка», ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан», а также площадки ЗАО «ММВБ» и ОАО «РТС». Вся информация по госзакупкам с начала этого года аккумулируется на сайте Zakupki.Gov.Ru.

Получив аккредитацию на ЭТП, заказчики приобретают возможность проводить электронные торги — тендеры, аукционы, а также делать запросы цен и получать предложения в электронном виде.

Новшество было провозглашено оптимизатором затрат для участников тендеров и, главное, — средством борьбы против коррупции.

— Ход реформы всей системы госзаказов предусматривал оперативное внедрение процедуры электронных аукционов, — объясняет заместитель руководителя УФАС по Воронежской области Денис Чушкин. — Главная причина создания ЭТП — предупреждение и ликвидация сговоров на торгах между участниками.

По данным замруководителя УФАС, в регионе имели место «договорные суммы тендеров».

— Например, коммерческие организации подают заявки на аукцион, их допускают до аукциона, они встречаются друг с другом и договариваются, в результате чего бюджет денежных средств не экономит, — рассказывает Денис Чушкин. — Контракт забирает по максимальной начальной цене один из участников. Такие случаи часто фиксировали при обычной процедуре проведения аукционов. Поэтому и было принято решение переходить на ЭТП.

Затраты на оптимизацию... затрат

По мнению инициаторов новшества, в системе электронных торгов есть очевидные преимущества для их участников. Так, предполагается, что ЭТП могут повысить эффективность бизнеса торгующихся за счет целого ряд сервисов и объединения в едином информационном пространстве поставщиков и потребителей различных товаров и услуг.

Однако сами участники пока находят в электронной системе лишь недостатки. Один из них — зависимость участия в торгах от наличия доступа в Интернет. Такая проблема будет весьма актуальна для проживающих в районах области, еще не охваченных Всемирной паутиной. Другая проблема, вытекающая из предыдущей, — пробелы в компьютерной грамотности. На этот счет уже имеется ряд замечаний и предложений, в числе которых — необходимость обучения процедуре электронных торгов.

Ограниченный временной ресурс для участия в конкурсе — тоже «слабое звено» новой системы госзакупок: время, отводимое на подачу заявки, сократилось почти вдвое.

— Никто не станет анализировать ошибки в документации, а уже допущенные устранить нет возможности, — добавляет генеральный директор НП СРОС «Строители Воронежской области» Александр Никулин. — Поэтому сегодня переход на ЭТП можно считать преждевременным, он требует выработки более четких подходов и регламентов.

В целом в переходе на ЭТП есть множество «но», отмечают участники торгов. Однако устранять их, скорее всего, будет лишь время и опыт.

— На начальном этапе, конечно, возникали некие сложности — как оформить заявку, куда ее направить, какие условия и предложения в ней указать, — возражает оппонентам Денис Пушкин. — Но на каждой из пяти электронных площадок подробным образом описана вся процедура аккредитации и подачи заявки, механизм участия, регламент получения электронно-цифровой подписи. Кроме того, в законе №94-ФЗ процедурам электронного аукциона посвящена целая глава. Нужно изучить нормативные

акты, попробовать пройти аккредитацию и принять участие в аукционе. Тем более для этого есть и обучающие семинары, в том числе и в Воронежской области, которые проводят представители электронных площадок.

Однако все это — дополнительные затраты, поскольку каждый шаг на ЭТП — обучение, получение электронно-цифровой подписи и сама аккредитация — стоит денег.

Проблема — в критериях

Главной же проблемой тендеров, по мнению участников, остаются критерии отбора. И с переходом на ЭТП эта проблема лишь усугубилась.

— Чтобы выиграть тендер, достаточно сильно упасть в цене, — констатирует генеральный директор ООО «СМУ-5» Михаил Ярцев. -Но ведь необходимо понимать, что за те суммы, на которые соглашаются «победители», невозможно гарантировать необходимого качества работ.

— Снижение ценового предложения до 15% возможно, — отмечает Александр Никулин. — Но когда организации «падают» до 50 и даже 40% от начальной цены, что тоже имеет место, понятно, как будет выполнена их работа. Сэкономить можно на стоимости материалов, рабочей силы, налогах, которые заложены в смету, а добросовестный участник этого делать не станет.

У строительных подрядчиков ФЗ №94 вообще вызывает много нареканий.

— Электронная торговля подрядными работами — это нонсенс, — считает Никулин. — Во-первых, торговать на пяти площадках всеми объектами федеральной и региональной собственности — это как минимум не разумно. К примеру, нужно выставить на электронные торги подряд на строительство объекта в Воронежской области, и в этих торгах выиграет организация из Архангельска. Сразу возникает вопрос — а будет ли она строить? Ведь для того, чтобы начать работать, нужно перевезти технику, людей, оплатить командировочные и иные расходы.

По словам руководителя СРОС, уже разрабатывается концепция системы закупочной деятельности государства, которая должна быть готова к концу апреля, — соответствующее поручение дал президент Дмитрий Медведев.

— Подряд — это не изделие, — продолжает Никулин. — Это объект, которого в природе еще не существует. Как можно торговать, не имея по сути предмета торговли? Мы разработали ряд поправок и предложений к ФЗ, с тем чтобы ужесточить отбор организаций, способных построить тот или иной объект. Да, должен быть конкурс и состязательность, но — в сроках строительства, в разумном снижении цены без снижения качества.

На что жалуемся?

По данным экспертов, прежняя форма проведения тендеров позволяла оспаривать практически любые сделки. При желании всегда можно было найти «помарки» и оплошности в документации. По неофициальным данным, большинство таких «придирок» — происки конкурсных рейдеров, которые готовы за заказ пройти не один суд. В столице таких случаев зафиксировано множество. В регионе об этом предпочитают молчать.

Официально число жалоб на результаты торгов в области продолжает расти и с каждым годом, по данным УФАС, увеличивается примерно на 20%, несмотря на появление электронных аукционов.

— В 2009 году мы рассмотрели около 250 жалоб, в 2010 году — около 300, — говорит замруководителя УФАС. — А в первом квартале текущего года к нам поступило уже около 100 жалоб. Они касаются и аукционов, и конкурсных процедур, и запросов котировок, но по большей части - электронных аукционов.

Как правило, жалобы связаны с необоснованными отказами в допуске к процедурам аукциона - когда, например, при рассмотрении заявки в пакете документов обнаруживаются какие-либо несоответствия требованиям к документации.

— На сегодняшний день примерно 30% жалоб признаны обоснованными, где нарушения на самом деле имеют место, — продолжает Денис Чушкин. — Протоколы проведения торгов отменяются, а заявки рассматриваются заново с учетом уже выявленных антимонопольным органом замечаний. Заказчики, которые не согласны с решением УФАС, могут обжаловать его в судебном порядке.

Без доказательств

Между тем, как замечают юристы, российская судебная система пока не готова работать с электронной документацией.

— Как оспорить электронный тендер, если наши суды не признают ничего, кроме бумажных носителей? — задается вопросом адвокат Геннадий Маклаков. — Тем более, если невозможно даже доказать, кто именно торговался. То есть законодательная база для этого существует, но ее правоприменительная практика пока еще не достаточна.

— Переход на электронный документооборот совсем не исключает возможность обжаловать результаты электронных торгов, — возражает замруководителя УФАС. — У нас есть закон об электронной цифровой подписи. Обжаловать процедуру проведения электронных торгов можно, как и ранее, в административном порядке — в территориальном управлении ФАС, обжаловать решение комиссии — в судебном порядке, предоставив доказательства на электронных носителях. Хотя, безусловно, судам необходимо время подготовиться к тому, что электронный документооборот будет фигурировать в процессах все чаще.

Адвокаты же апеллируют к результатам первых судебных про-цесов по торгам на ЭТП. Они не обнадеживают: да, обжаловать можно все, но в случаях с тендерами на ЭТП доказательная база будет — в прямом смысле — виртуальной. «Нежелательных» победителей в новой системе очень легко устранить из игры — достаточно «забыть» отправить им уведомление о результатах тендера, на которое они обязаны отреагировать в установленные сроки. И вот уже выигравший электронные торги ищет правды в суде — и, как правило, оказывается там проигравшим.

Как любое нововведение, электронные торги имеют свои слабые места. Смогут ли воспользоваться ими заинтересованные лица — вопрос остается открытым. Инициаторы принятия закона пока настроены оптимистично.

— ЭТП обеспечивают анонимность и заказчика, и участников торгов, — говорит Денис Чушкин. — На сегодня нам неизвестны факты сговора на электронных аукционах. И я считаю, что это практически невозможно, поскольку ни заказчик, ни участник не знают, кто подал заявку. Информацией обладает только электронная площадка. А в обычных аукционах такие прецеденты возникали достаточно часто.

По мнению же Геннадия Маклакова, главная декларируемая цель перехода к электронным торгам — утопична.

— Глава 3.1 ФЗ №94 — не панацея от коррупции в тендерах. Подтверждение тому — статья 41.1 того же закона, в которой содержится предупреждение о возможном сговоре оператора ЭТП с потенциальными участниками торгов. А если какое-то обстоятельство отражается в законе, значит, оно имеет место и в жизни, — размышляет адвокат. — Коррупция в России неистребима, а в регионах она и вовсе приняла изощренную форму. Факты конкурсного рейдерства попросту не доходят до суда, эти вопросы решаются сегодня иначе.

Людмила Сгряпцева
Воронежский Бизнес-журнал, №4, 2011.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0