Воронеж. 19.04.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Стимулирование инновационной экономики было обозначено руководством страны как одно из приоритетных направлений государственной политики. Ее наконец-то подхватили на местах в регионах. Одной из первых стала Воронежская область.
Таким образом, необходимость госзакупки только современных товаров уже сформулирована высшим руководством.
Работа по созданию условий, стимулирующих закупку для государственных нужд высокотехнологичного, инновационного оборудования, должна начинаться на стадии формирования конкурсной документации и технических требований к закупаемому оборудованию. Министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина предлагает добавлять в процедуру государственных закупок предквалификацию поставщиков и многоэтапность конкурсов.
В целях стимулирования спроса на инновации Воронежская область в числе первых начала разработку постановления Правительства Воронежской области, предусматривающего проведение экспертизы товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных нужд на предмет их инновационности на стадии подготовки конкурсной документации государственным заказчиком.
Есть мнение, что инновационность как критерий очень сложно формализуема, эксперты сомневаются в возможности корректно сформулировать понятие «инновационность» в рамках нормативного акта. Но, по мнению авторов нормативно-правового документа, инновационность не должна быть абстрактным понятием. Применительно к целям экспертизы, проводимой в рамках постановления, под инновационностью понимается соответствие технологических и технических характеристик товаров, работ и услуг передовому уровню технико-технологического развития, существующему на момент закупки в соответствующих сферах деятельности. При этом уровень технико-технологического развития в каждой конкретной сфере будет оцениваться экспертами, исходя из их знаний о достижениях в России и за рубежом. В связи с этим формирование экспертного сообщества из высококвалифицированных специалистов с соответствующим уровнем знаний является одной из важнейших задач, стоящих перед Агентством.
Глава экспертно-аналитического центра «Клевер» Алексей Волков отметил, что вопрос введения критериев оценки инновационности при осуществлении государственных закупок давно назрел и решать его надо в форме постановления правительства области. По его мнению, следует идти даже дальше: «Эти критерии не должны оценивать только техническую сторону вопроса. Управлять инновационным оборудованием и производственными процессами старыми управленческими технологиями нельзя. Необходимы новые методы управления. Оценка такого рода управления инновационными процессами должна быть включена в комплексный критерий оценки инновационности государственных закупок».
Профессор экономического факультета ВГУ, заслуженный экономист РФ Владимир Эйтингон поддерживает необходимость реализации инициативы воронежского правительства. «Я уже имел случай совсем недавно высказаться по этому поводу газете «Коммерсантъ». Я говорил о том, что проведение подобной экспертизы на инновационность полезно и нужно. Хотя я на данный момент не знаю, как именно это может происходить, но готов принять участие в проработке конкретного механизма. Агентство по инновациям и развитию, на самом деле, только усилило звучание нужности и важности проблемы экспертизы госзакупок. Экспертное сообщество уже давно говорило об этом».
Оценивать соответствие товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных нужд, качественным критериям должны эксперты в соответствующих областях. Воронежское правительство намерено поручить организацию проведения научно-технической экспертизы государственному учреждению «Агентство по инновациям и развитию». Подведомственная Департаменту промышленности, транспорта, связи и инноваций организация имеет необходимый опыт рассмотрения инновационных проектов, предлагаемых для реализации на территории Воронежской области российскими инновационными компаниями, а также знакома с тенденциями развития российского рынка инноваций.
Директор Агентства Владимир Логинов отметил важность мероприятий, инициированных региональным правительством: «Задача формирования и стимулирования спроса на инновационные товары и услуги поставлена федеральными властями всей стране. Поддержка закупки самого современного, высокотехнологичного, инновационного оборудования является государственной политикой, целью которой является выход российской экономики на новый уровень развития. Воронежская область будет одной из первых, кто планирует ввести практику предварительной экспертизы госзакупок. Регион должен покупать товары, соответствующие передовому уровню технико-технологического развития, а бюджет должен тратиться рационально».
Председатель Воронежской торгово-промышленной палаты Юрий Гончаров сказал, что крайне позитивно оценивает инициативу областного правительства и считает, что курс на инновационность - это очень правильное решение. Кроме того, он отметил, что ТПП готова помочь с подбором экспертов.
В настоящее время Агентство проводит работу по формированию экспертного сообщества. К сотрудничеству на платной основе приглашаются квалифицированные эксперты самых разных научных сфер. Агентством разработана процедура отбора экспертов, которая начинается с регистрации кандидата на сайте Агентства (www.innoros.ru). С прошедшими отбор экспертами заключается договор на оказание возмездных услуг по экспертизе технических и технологических характеристик товаров работ и услуг, планируемых к государственным закупкам, на предмет их инновационности и соответствия требованиям энергоэффективности.
Система проведения экспертизы должна быть максимально прозрачной, а эксперты – понимать ответственность выполняемой работы. Тексты экспертных заключений с указанием авторства планируется размещать на сайте Агентства www.innoros.ru.
Важность прозрачной и понятной экспертизы подчеркивают все эксперты. Например, эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» считает, что для снижения риска коррупционности госзакупок нужно максимально повышать их открытость, а случаи закупок и поставок продукции сомнительного качества должны становится известны общественности.
Владимир Эйтингон отметил, что опасность возникновения коррупции существует везде, во всех предложениях, особенно новых. Но конкретной опасности в данной инициативе он не видит.
Авторы проекта постановления при его разработке исходили из того, что предлагаемая схема оценки закупаемых для государственных нужд товаров станет дополнительным барьером на пути коррупции, так как отрицательное заключение эксперта относительно технических характеристик предлагаемого к закупке товара не является документом, на основании которого государственному заказчику предписывается пересматривать техническое задание. Государственный заказчик может осуществить закупку исходя из ранее составленных к товарам требований. Однако экспертные заключения, переданные в уполномоченные государственные органы, позволят последним на основании анализа полученных материалов сделать необходимые выводы о состоянии госзакупок в регионе и предпринять меры, препятствующие неэффективному использованию бюджетных средств. Кроме того, введение экспертизы повысит ответственность государственных заказчиков при формировании технического задания для закупки товаров для государственных нужд. Предвидя предстоящую оценку компетентными специалистами технических характеристик оборудования, государственные заказчики будут с большей тщательностью относится не только качественным, но и к ценовым показателям. Экспертные заключения будут публиковаться на сайте Агентства по инновациям и развитию. Каждый желающий сможет не только ознакомиться с содержанием экспертного заключения, но и оставить свой отзыв на него.
Агентство по инновациям и развитию надеется на поддержку и понимание важности задачи со стороны научно-технических специалистов региона Воронежской области, которые сохранили свою высокую квалификацию и активную гражданскую позицию. При этом в Агентстве считают возможным, а в ряде случаев необходимым, расширение географии экспертов, вплоть до привлечения зарубежных специалистов. Владимир Логинов подчеркнул, что одна из основных целей работы учреждения - наладить в области реально работающее экспертное сообщество, результатом работы которого было бы внедрение в регионе реальных инноваций. «Так мы создадим в области десятки хорошо оплачиваемых рабочих мест для научных сотрудников. Для организации работы на самом высоком уровне мы считаем необходимым обеспечить экспертов актуальной информацией в их области знаний. Невозможно говорить о соответствии закупаемых товаров и услуг мировому уровню технико-технологического развития, не зная, что, собственно, сейчас происходит в мире в конкретной области науки и техники. Мы будем закупать научно-технические отчеты, содержащие обзоры о разработках, оплачивать подписку на научные и технические издания. Для каждого эксперта в отдельности практически невозможно оплачивать эту информацию самостоятельно. Понимаете, научный отчет, подготовленный, например, Российским фондом фундаментальных исследований, стоит несколько тысяч евро, зарубежная аналитика стоит еще дороже. То же самое касается малых инновационных компаний. Им нужен доступ к свежей информации о достижениях, тенденциях рынках, маркетинговых исследованиях. Потребность в аналитических данных компаний-резидентов областных бизнес-инкубаторов мы будем удовлетворять в первую очередь. Решение о покупке той или иной информации (в виде отчетов, подписке) будет приниматься совместно с экспертным сообществом», - рассказал «Абирегу» директор Агентства.
Некоторые эксперты высказывают опасения, что нововведение может привести к увеличению срока подготовки конкурсов по закупкам. Однако, по мнению составителей нормативно-правового документа, сроки вряд ли увеличатся. Регламентом проведения экспертизы будет предусмотрена процедура, согласно которой ежегодный план-график проведения экспертиз будет утверждаться сразу после утверждения ежегодного плана-графика размещения заказов управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области. Учитывая указанное обстоятельство, государственный заказчик может планировать свою работу по подготовке технического задания для госзакупок и проведения экспертизы заранее, не создавая условий для увеличения срока подготовки конкурсной документации.
Нужно отметить, что большинство регионов Российской Федерации уделяют должное внимание разработке мер, направленных на стимулирование закупки инновационной продукции. Например, в Ульяновской области планируют вводить норматив закупки инновационной продукции, московское правительство устраивает конкурсы-смотры среди государственных заказчиков города Москвы по использованию инновационной продукции малых и средних предприятий в своей деятельности. Правительство Алтайского края законодательно установило, «что товары, работы, услуги должны обеспечивать достижение максимально возможных показателей энергосбережения, энергетической эффективности и способствовать снижению затрат заказчика, в том числе расходов на энергетические ресурсы». В регионе это считают первым шагом к использованию госзаказа в качестве инструмента стимулирования спроса на инновации.
Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов высказал ряд предложений по совершенствованию действующего федерального закона о госзакупках. «В частности, в условиях модернизации экономики важно облегчить заказчикам доступ именно к инновационной продукции, как к наиболее качественной».
Практически все передовые регионы понимают значимость формирования и стимулирования спроса на инновации. Для достижения результата региональная политика должна быть направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности в рамках следования общегосударственному курсу на инновационность. Несмотря на некоторые сложности, связанные с преодолением косности мышления отдельных представителей власти на местах, государственная политика в сфере инноваций активно внедряется в жизнь. Можно надеяться, что с принятием нового законодательного акта эффективность работы госорганов возрастет за счет использования современных образцов техники и оборудования.