Директор ОАО «Орелэнергосбыт» Юрий Юрьев рассказал «ПР», почему гарантирующий поставщик не заинтересован в росте цен на электроэнергию.
Остались крайними
В соответствии с планом энергореформы с января 2011 года рынок электроэнергии и мощности в стране полностью либерализован - электроэнергия поставляется потребителям (кроме населения) по свободным ценам. Предполагалось, что в условиях конкуренции энергоресурсы будут дешеветь. Однако с начала года цены подросли.
Потребителям недосуг разбираться, кто виноват в росте цен. А поскольку ближе всех к ним стоит энергосбытовая компания - гарантирующий поставщик, ей и адресуют обвинения.
Из чего состоит тариф
- На самом деле все не так просто, - говорит директор ОАО «Орелэнергосбыт» Юрий Юрьев. - Вместе с нашей компанией в процессе обеспечения потребителей электроэнергией участвуют генерирующие и сетевые компании. В структуре тарифа их доля занимает значительное место.
Конечная цена на электроэнергию распределяется в следующей пропорции: генерация - 36%, транспортировка по сетям - 62%, сбытовая надбавка - 2%. При этом если сбытовая надбавка гарантирующего поставщика (ГП) практически не изменилась, то рост тарифа на услуги по передаче энергии составил в 2011 году в среднем порядка 15,9%. Цены оптового рынка электроэнергии и мощности в среднем для одноставочников снизились на 5,7%, для двуставочников - на 25%. То есть основную долю в конечной стоимости составляет плата за услуги по передаче электроэнергии. Это связано с большой изношенностью сетей в регионах и срочной необходимостью их модернизации.
На стороне потребителей
- Гарантирующий поставщик не может самовольно поднимать цену на электроэнергию, - поясняет Юрий Юрьев. - Для нас главное - своевременное и качественное выполнение обязательств перед потребителями. Это правило продиктовано статусом гарантирующего поставщика.
Как ни парадоксально это звучит, ГП не заинтересован в росте тарифов на электроэнергию, поскольку для него в первую очередь важна 100 процентная собираемость платежей.
- Высокая цена предполагает проблемы с оплатой. Ведь электричество - не единственная статья расходов у наших клиентов. Нередко руководитель предприятия не спешит оплачивать потребленную электроэнергию. Мы постоянно сталкиваемся с большими суммами просроченной задолженности клиентов, - говорит директор ОАО «Орелэнергосбыт».
Поэтому в вопросе стоимости электроэнергии гарантирующий поставщик выступает скорее союзником потребителей. При снижении конечной цены его клиенты избавятся от долгового бремени и получат средства на развитие бизнеса. А сбытовая компания перестанет брать кредиты для того, чтобы вовремя расплачиваться с генерацией и сетями.
Почему не работает конкуренция
Сегодня у потребителей Орловской области есть выбор: можно обслуживаться у гарантирующего поставщика, у частной сбытовой компании или самостоятельно покупать электроэнергию на оптовом рынке (и такие примеры в области есть). То есть конкуренция на энергосбытовом рынке существует. Но снижения стоимости электроэнергии не происходит. Почему?
- Появление новых участников в сбытовом секторе не может стать причиной снижения цен с оптового рынка для конечного потребителя. Ведь все без исключения сбытовые компании не имеют возможности влиять на цену оптового рынка. Такая возможность просто не определена правилами рынка, - поясняет Юрьев. - Все сбыты приобретают электрическую энергию по цене, сложившейся в конкретный час суток, исходя из состава генерирующего оборудования. То есть ни один коммерческий сбыт не может (не имеет механизмов) снизить покупную с оптового рынка цену для потребителей. Поэтому когда компании заманивают потенциальных потребителей ценами «ниже, чем у ГП», они просто вводят их в заблуждение, а конкуренция сводится к «демпингу» сбытовой надбавки.
Тем не менее некоторые потребители убеждены, что стоимость покупки электроэнергии не у гарантирующего поставщика значительно ниже. «Это потому, что мало кто знает об издержках работы на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). А они часто превышают достигаемую экономию в цене покупки», - уточняет он.
К примеру, для выхода на ОРЭМ предприятию потребуется обеспечить коммерческий учет электроэнергии и мощности. Установка средств измерений обойдется в несколько миллионов рублей. Порядок расчетов на ОРЭМ значительно жестче, чем у гарантирующего поставщика. За просрочку платежа предприятию начисляется неустойка. А в случае неоднократной просрочки оно подлежит исключению из реестра субъектов ОРЭМ.
Надежность и финансовая устойчивость коммерческих сбытовых компаний часто ниже, чем у гарантирующих поставщиков. Потому что эта деятельность сильно зависит от количества потребителей. Когда их мало, проблемы с оплатой хотя бы у одного могут серьезно пошатнуть финансовое положение всей сбытовой компании.
Как сократить энергозатраты
В условиях полной либерализации рынка рассчитывать на снижение тарифов не приходится, говорят специалисты. Любая попытка возврата к госрегулированию на энергорынке отпугнет инвесторов.
Что же делать потребителям? «Самое время заняться снижением собственных энергозатрат», - считают энергетики. Расходы можно снизить за счет прогнозирования электропотребления, введения интеллектуальных систем учета, проведения энергосберегающих мероприятий.
- Мы готовы оказывать потребителям услуги по организации этих работ. У нас есть специалисты и технические возможности для проведения полного энергетического обследования в соответствии с требованием закона об энергосбережении и энергоэффективности, - подчеркивает руководитель ОАО «Орелэнергосбыт».
Людмила Федосова
«Просторы России», 20.04.2011