Воронеж. 28.04.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - По мнению топ-менеджмента воронежских розничных топливных операторов – компаний ВТК и «КалинаОйл», региональное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС), в отличие от своего федерального руководства, недооценивает ситуацию, сложившуюся на региональном топливном рынке.
На состоявшейся 27 апреля совместной пресс-конференции участников топливного рынка представители компаний ВТК и «КалинаОйл» (представители «Роснефти» и «Лукойла» отказались от участия) высказали единодушное мнение, что подобной критической ситуации с топливом в Воронежской области и во многих других регионах России не наблюдалось порядка 15 лет.
Напомним, что в середине марта ВТА и ООО «Модус» (торговая марка «КалинаОйл») направили в Воронежское управление ФАС заявления, в которых обвинили «Роснефть» в демпинге и дестабилизации рынка. Поводом для обращений послужило значительное снижение «Роснефтью» розничных цен на топливо при сохранении прежних цен в оптовом секторе. Таким образом, с учетом существующих у «Роснефти» для розничных потребителей дисконтных программ оптовые цены на топливо получились выше, чем в розницу. По мнению экспертов, такой диспаритет цен мог привести к уходу с рынка розничных топливных операторов.
На прошлой неделе, по свидетельству наблюдателей и участников рынка, «Роснефть» ограничила продажу бензина марок Аи-92 и Аи-95 на части своих АЗС в Воронеже и Белгороде, что, по мнению аналитиков, стало, в том числе, следствием проводимой «Роснефтью» демпинговой политики. Кроме того, независимые розничные операторы уверены, что дефицит топлива возник из-за искусственной остановки четырех нефтеперерабатывающих заводов в Центральной России.
«Остановка нескольких нефтеперерабатывающих заводов практически одномоментно – не необходимость, а самый настоящий саботаж решений российского правительства по топливному рынку», - считает президент Воронежской топливной ассоциации (ВТА) Сергей Шишлаков.
25 апреля господин Шишлаков в составе делегации Российского топливного союза (РТС) принял участие во встрече с главой ФАС Игорем Артемьевым, которому было передано заявление ВТА. Глава ФАС поддержал представителей РТС.
«Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной», — оценил ситуацию господин Артемьев.
Между тем, на пресс-конференции 27 апреля руководитель Воронежского управления ФАС Владимир Рохмистров сообщил, что «у всех крупных топливных компаний на сегодня достаточно запасов нефтепродуктов, поэтому поводов к повышению цен на бензин или ограничению его продажи нет. Искусственный ажиотаж может быть следствием действий самих компаний и СМИ".По словам чиновника, пока в региональное антимонопольное ведомство не поступило ни одной жалобы на ограничение продажи ряда марок бензина. «Закрытие нефтеперерабатывающего завода на ремонт – плановое мероприятие. Это происходит по нашему согласованию, а само предприятие перед остановкой должно выработать месячный запас топлива. В любом случае, нефтепродукты можно приобрести и на топливной бирже», – сказал Владимир Рохмистров. По его мнению, если ограничение на продажу действительно происходит в регионе, то это, скорее, самодеятельность местных филиалов и заправок.
По словам представителей ВТК и «Калины Ойл», сейчас в области топливных запасов осталось на семь-десять дней, что в принципе является нормой для «мирного» времени. Однако при том, что АИ-95 розничные компании не могут купить вообще, а АИ-92 на бирже продается по оптовой цене 25,5 рублей за литр (при его стоимости тремя неделями раньше около 20 рублей), такое положение дел нельзя считать нормальным.
«Сейчас в продажу идет топливо, закупленное месяц-полтора назад, поэтому мы можем пока относительно сохранять приемлемые розничные цены на топливо (на 27 апреля на АЗС ВТК его стоимость составляла 24,9 рубля). Однако, если ничего не изменится, и российское правительство не вмешается в ситуацию, не исключено, что в июне мы будем вынуждены реализовывать тот же АИ-92 по 28-30 рублей», - говорит директор ВТК по маркетингу и сбыту Александр Лебедев.
В другом случае, если оптовые цены административными методами не будут снижены, через месяц топливные операторы будут торговать в розницу себе в убыток.
Вместе с тем, независимые участники воронежского топливного рынка сомневаются, что ситуация будет пущена властями на самотек и осложнится настолько, чтобы топливо совсем пропало с регионального рынка – бензин все-таки является стратегическим продуктом. Поэтому потребителям они советуют не паниковать и не заполнять все имеющиеся ржавые канистры и баки бензином про запас. К слову, на заправках ВТК это сделать уже невозможно – по словам представителей компании, это единственное ограничение, которое компания ввела в последние дни, чтобы «не потакать паникерам».
«У нас достаточно емкостей для хранения месячного-полуторамесячного запаса топлива. Но мы этого делать не будем: произойдет финансовый перекос. Во-первых, для закупки такого количества топлива потребуются значительные финансовые ресурсы. Во-вторых, нам придется тратиться за хранение такого объема. То есть компания будет терпеть значительные убытки», - рассказал Александр Лебедев.