23 ноября 2024, 02:01
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

AbiregTV - Бизнесмен ИГОРЬ КОМАРОВ: «Пока Воронежская область не имеет ни стратегии развития отрасли, ни самостоятельного Управления в правительстве, о туристическом бренде говорить рано»

03.05.2011 16:06
Автор:
Воронеж.  03.05.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - В связи с приближением летнего сезона, проблема отдыха за пределами мегаполиса становится актуальной для большинства горожан.  Поэтому ABIREG решил провести своеобразный маркетинговый обзор и анализ рынка баз отдыха на территории Воронежской области, а также снова обратиться к теме воронежского туризма.

Воронеж. 03.05.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - В связи с приближением летнего сезона, проблема отдыха за пределами мегаполиса становится актуальной для большинства горожан. Поэтому ABIREG решил провести своеобразный маркетинговый обзор и анализ рынка баз отдыха на территории Воронежской области, а также снова обратиться к теме воронежского туризма. Собеседником на этот раз стал бизнесмен - владелец предприятий туриндустрии, известный промоутер, руководитель агентства моделей и президент ассоциации наружной рекламы Игорь Комаров.

- Игорь Григорьевич, как Вы оцениваете реально существующий сегодня рынок баз отдыха на территории Воронежской области? Вот, один из рекламных сайтов, например, утверждает: «Базы отдыха в Воронеже достаточно разнообразны, чтобы обеспечить туристов интересными программами пребывания в круглогодичном режиме». По-моему, это похоже на действительность 25-30-летей давности.

- Ну, даже и 25, и 30 лет назад, когда рынок был действительно разнообразным, круглогодичным отдыхом занимались буквально считанные базы. Сейчас ситуация много хуже. И если посмотреть, то примерно в 10 раз сократилось число баз отдыха по сравнению с социалистическим, скажем так, временем, когда у каждого предприятия была своя база отдыха и народ процентов на 90, наверное, отдыхал в своём регионе на своих базах. В процессе перестройки у нас осталось порядка 10-15 работающих баз отдыха (то есть, было порядка 130-150). И, если говорить о круглогодичном режиме, то это «Маяк» традиционно. Теперь уже не осталось «Колоса» городского, который сгорел прошлым летом, И работает «Лесная сказка» в круглогодичном режиме. Небольшие два объекта есть - «Кристалл» и «Дивноречье». И ещё «Дон-гор» - там тоже одна гостиничка. Все остальные базы из оставшихся работают в летнем режиме.

А насчёт разнообразия рынка вообще смешно говорить. Общая ёмкость баз: если мы одновременно заселим все базы, то получится около 2 -2.5 тыс. человек.

- Это почти на миллионник, с прилегающей областью…

- Да. И этого, конечно, не просто не хватает, но и катастрофически мало.

- И, вероятно, тенденция усугубляется. Буквально на днях я слышала объявление по радио о том, что железнодорожники продают свою базу. И не факт, что она останется в профиле…

- По поводу профиля можно очень чётко и конкретно сказать, что из выкупленных остались в профиле «Лесная сказка», «Путь к себе», «Дивноречье», кусочек «Кристалла», потому что вся база была 12 га, а выкуплено 1,5-2 га на таких условиях. Вот, пожалуй, и всё. Все остальное, что выкупается, превращается в частные владения. Как пример – база «Малиновка» под Рамонью. Хорошая база отдыха была. Сейчас – закрытый, очень элитный посёлок. Стоят 24 прекрасных коттеджа. Никто не против. Но это уже не база отдыха. Была турбаза Калинина. Тоже на другой стороне реки, её затем назвали «Селеной». Но потом тоже стали строить коттеджи. «Берёзка», огромная, на весь Советский Союз славилась турбаза, многие там перебывали, потому что огромная ёмкость была, больше 1000 мест, наверное, тоже порядка 10 лет уже не работает. Там более 90 домиков было летних. Сейчас их нет, полностью снесены, а 4-х-этажный корпус тоже не работает. И сейчас там участки продают под индивидуальную застройку.

И эта тенденция очень жёсткая наблюдается, все попытки приобрести базы – я, например, несколько раз хотел приобрести, но в Фонде имущества находились другие покупатели, потому что это, как правило, государственные объекты, – и потом эти покупатели перепрофилировали всё в частные владения.

- Высказывая своё желание купить базу, вы озвучивали тот факт, что профиль меняться не будет?

- Да, и очень настойчиво озвучивал, приводил примеры, что людям не хватает у нас мест для отдыха. Что должен быть разнообразный отдых – летний и зимний, дешёвый и дорогой… И что это надо продвигать. Но бесполезно – там ничем не интересуются, кроме одного.

Есть объект, например, «Факел», КБХА. Я начинал заключать договор лет 10-12 назад, Микаилов «зарубил» тогда этот договор на корню (а начинал я ещё с другим руководителем Госимущества), и до сих пор эта база разваливается. Хотя была одной из самых популярных. Тоже огромная база, около 10 га. Прекрасный был комплекс. Но сейчас это всё разрушено, и река заросла, затянулась, там уже и к пляжу не подойти.

- Вы упомянули про сгоревшую базу «Колос». Как раз прошлое лето показало нам, как природа может наказать человека за неадекватное к ней отношение. И в момент волны пожаров на тех немногих оставшихся базах, о которых вы сказали, отдыхало достаточно большое количество людей, которые подверглись «тотальной эвакуации». На Ваш взгляд, события могли бы развиваться иначе, и при каких условиях?

- Конечно, могли бы. В качестве примера могу привести Московскую область. Ни один пионерский лагерь, при том, что там тоже были волны пожаров в разных местах, не был эвакуирован. Просто была правильно проведена работа по опашке территорий, которая всегда должна проводиться. Но понятно, что не может опахать базу никакой владелец, потому что это лесхоз, и владелец не имеет права вторгаться в лесхоз – рубить, резать, копать, пахать и т.д. Этим должен заниматься только лесхоз и никто другой. Но все мои обращения к лесхозу приводили к тому, что пересылали меня то в МЧС, то в чрезвычайную комиссию… И даже в период пожаров мои письма ходили по кругу: я написал в лесхоз, он направил в МЧС, оттуда в чрезвычайную комиссию переслали, а она написала, что это ведение лесхоза. Опять обращаюсь в лесхоз – и всё начинается по кругу… В конечном итоге мне написали, чтобы я не волновался, потому что принадлежащая мне «Лесная сказка» находится не в хвойном, а в смешанном лесу. А этот лес не горит. Тогда почему из смешанных лесов эвакуировали всех людей?!

- И из «Лесной сказки» тоже?

- Да, конечно. Причём, путёвки выкупались заранее, и я не имел возможности предупредить всех. То есть люди приезжают в понедельник, в день своего заезда, а во вторник приезжают прокуратура и милиция и выселяют их. И так каждую неделю. Приходилось возвращать деньги за проданные путёвки. Ущерб был нанесён очень серьёзный. Потому что тех денег, которые получены за путёвки, не хватает даже на содержание базы. И если учесть, что базы в полную силу работают два месяца в году, июль и август, а всё остальное время едва-едва содержат себя, то был «вымыт» весь экономический потенциал для всех баз отдыха. Мне, например, сейчас приходится вливать из других видов бизнеса какие-то деньги, чтобы поддерживать всё это хозяйство.

И если вернуться к социалистическим временам, то увидим разницу. Я уж не говорю, что за лесом следили – выкорчёвывали, вырезали, то есть такого подлеска, который сейчас есть, не было, конечно. Но как только наступал пожароопасный сезон, лес перекрывался. Кожевенный кордон, Сомово, Рамонь – всё перекрывалось шлагбаумами, ставились посты с представителями милиции и лесхоза, и пропускали в зону только при наличии путёвки и в пионерский лагерь, и на турбазу. Понятно, что в зоне турбазы у нас вряд ли где-то возникнет очаг возгорания, потому что там и пожарная безопасность соблюдается, там есть пожарные расчеты, там люди под приглядом, там есть средства пожаротушения…

- То есть ваша «Лесная сказка» в этом плане оборудована полностью?

- Когда начались пожары, я там даже пожарную машину поставил. Нашёл, договорился, чтоб её привезли, доложил об этом в Рамонский МЧС, и мы договорились, что, если у них не будет хватать машин, они смогут воспользоваться моей. Кроме того, есть 2 или 3 мотопомпы, готовые к работе. Здесь люди находятся под приглядом, и они не являются источником возгорания леса. А так называемый «дикарь», который поехал в лес, зажжёт костёр или бросит спичку - и подстилка вспыхнет, как порох. Мои работники неоднократно в течение августа выезжали по звонкам, что где-то проезжали люди – горит лес. На «Коминтерновце» мы самостоятельно отстояли турбазу, потому что в тот день, когда всё загорелось, 28 июля, эвакуация и с «Маяка», и с «Колоса» производилась через «Коминтерновец». Мне пришлось экстренно договариваться с 90-м маршрутом и ещё с одним транспортным хозяйством. Мы подогнали несколько автобусов, и вся эвакуация прошла нормально. Но в 6 часов вечера огонь был уже на подступах к «Коминтерновцу». Мы запустили мотопомпы и начали отбивать огонь, 12 дней мы тушили его то там, то там.

- При оптимально-нормальных условиях для развития, что бы вы ещё сделали на «Лесной сказке» к тому, что уже сделано? И, кстати, что уже сделано к новому сезону?

- Мы каждый год какие-то обновления привносим. К этому сезону у нас появилось порядка 20 новых комнат в корпусе, то есть, мы сделали, как принято сейчас говорить, евроремонт. Раньше люди отдыхали только в эконом-классе. Это очень востребованный сегмент. И я долго не приступал к переоборудованию именно из-за востребованности эконом-класса. Скажем, в прошлом сезоне на «Комитерновце» у меня путёвки стоили от 390 рублей в сутки. Это с полноценным трёхразовым питанием, где 2 раза – мясо. На «Сказке» - 600 рублей. Это тот сегмент, который нужен рынку. У нас нет почти дешёвых баз, все владельцы хотят подороже предложить, но большинство публики у нас не имеет таких денег.

Ну и, наверное, начнём строить клуб - такая необходимость назрела. Плюс ещё откроем, наверное, бар на реке. То есть, есть какие-то движения.

- На ваш взгляд, чем могла бы областная власть помочь вот такому профильному бизнесу, памятуя о том, что деньги воронежцев лучше оставлять в нашей области, чем отдавать в казну того же Сочи или курортов за границами РФ?

- В развитых странах, которые хорошо понимают, что такое туризм, до 10-15% бюджета даёт именно туризм. И, безусловно, если человек уезжает в Сочи или ещё куда угодно, за границу нашей области, он оставляет деньги там. Туризм имеет мультипликативный эффект: ты не просто за путёвку деньги заплатил, но ещё и купил себе попить, сходил в кино, сходил на концерт, сходил в магазин - купил сувенир, и т.д., и т.п. И, таким образом, там всё продолжает развиваться: даются рабочие места людям, которые тебя обслуживают, тем, кто убирает мусор и т.д., и т.п. И эта разветвлённая сеть даёт очень большую прибыль.

У нас никогда не было Управления по туризму в Воронежской области. Сначала это направление было при Управлении физкультуры и спорта, потом это ушло в культуру, даже называли так: «Управление «культуризма». Потом опять перешло в Управление спорта, год назад или чуть больше – в Управление предпринимательства. Но, если человек занимается спортом, он мало понимает в туризме; культурой – мало понимает в туризме, и т.д. И поэтому, конечно, надо бы выделить это всё в единую структуру: Управление по развитию туризма.

- Тем более, что в последнее время так часто говорится о туристическом бренде.

- Да, это отдельная тема.

- Ну, мы ещё дойдём до этого.

- Так вот, необходимо создать самостоятельное Управление и людей загрузить только этой задачей. У нас при Промышленной палате сейчас существует организация по туризму, членом которой я являюсь; при гордуме образовали – тоже я вхожу туда…

- То есть, где только можно, вы пытаетесь замолвить слово?

- Я пытаюсь, пытаюсь продвигать то, что никому, как бы, и не надо у нас. А на самом деле, это нужно всем.

- Существующим ныне базам отдыха, работающим по профилю, чем всё-таки может помочь правительство?

- Конечно, инфраструктурой. Потому что каждый варится в собственном соку, на своей маленькой территории занимается своими большими делами, потому что, так или иначе, это большие вложения. А ни дорог, ни газа, то есть этими и прочими инфраструктурными делами никто не занимается. Конечно, самостоятельно бизнесмены, отдельно взятые, вряд ли смогут это сделать по той простой причине, что отдача финансовая в этой отрасли очень небольшая. И деньги вкладываются «длинные». Почему сейчас развиваются торговые центры? Деньги вложил, начали торговать – и уже от арендаторов сразу пошли деньги. Здесь же по мировой практике возврат денег ожидается на 8-9-й год работы. Но везде, где была к этому воля правительства, туристический бизнес хорошо развивался.

Поэтому, конечно, если бы правительство выделило какие-то средства и сделало доступными хотя бы вот эти вещи, то это была бы очень большая помощь. И, во-вторых, не мешать. Вот, как в прошлом году: всех эвакуировали, но ведь никто не компенсировал нам эти затраты, и мы сами не смогли зарабатывать. Хотя мы написали письмо губернатору: собрались 5 или 6 директоров баз, которые не попали в зону непосредственного огня и в основном находились в смешанном лесу, письмо с просьбой усилить меры безопасности, но не закрывать базы и не выгонять оттуда людей. Но никто на это не отреагировал, а начальник МЧС только «рвал и метал», что называется, и требовал чёткого исполнения задач.

- Ну, теперь вернёмся к туризму.

- В прошлом году я ездил в числе воронежской делегации в рекламный тур по Липецкой области. Его устроили, чтобы показать свои достижения в туризме. И я был просто…очарован. Потому что всё, чего мы просим и на что пытаемся обратить внимание у нас в Воронеже, всё уже давно сделано в Липецке. Вот пример: Задонск, ещё 10 лет назад маленький, затхлый, никому не нужный, с помощью мер, которые предприняло областное правительство, сейчас развивается как монастырская среда: восстанавливаются монастыри, созданы условия для туризма, раскрутили как бренд Тихона Задонского и т.д. И теперь в обычные дни там нескончаемое количество туристических автобусов. Едут отовсюду. Нам пришлось ждать, когда подойдёт время нашей экскурсии.

И липчане показали всё: как развивается Елец, который тоже стал туристской меккой, они показали другие точки… И они приглашают к участию в создании всего этого бизнесменов, предоставляют какие-то льготы для этого, привлекают, чтобы всё это развивать. Брендирование идёт на всех уровнях. То есть настолько они подняли свой туристский ресурс. И даже сделали этот рекламный тур для Воронежской, Белгородской, Орловской и всех близлежащих областей. Я приехал оттуда и попросил организовать такой же тур по Воронежской области. И вот сейчас уже полгода идёт обсуждение этого тура. И был объявлен Управлением по предпринимательству и туризму конкурс, который прошёл на последней выставке, организованной «Ветой». Там было представлено 5 проектов. Это значит, что у нас есть, что показать, даже сейчас.

Первый рекламный тур обещают 19-21 мая провести, насколько я понял.

- Ваш проект участвовал в конкурсе?

- Мой проект участвовал, и тоже, видимо, часть моего проекта войдёт в этот рекламный тур. Победителем мой проект не стал, хотя, с моей точки зрения, он – самый практичный. Всего 400 км и около 7 тыс. стоимость на трое суток с учётом проживания, питания и проезда. Он, получается, почти замкнутый, круговой. Но победил тур в 900 км, думаю, что по цене он будет такой же, - но это очень тяжело выдержать туристу за три дня. И там фактически нет Воронежа.

- Можно ли предстоящий тур считать каким-то шагом на пути к тому самому туристическому бренду, о котором у нас так много говорится?

- Я считаю, что первый гвоздь в бренд забьёт Алексей Васильевич Гордеев, когда поставит Готу Предистинации. Если действительно построят по старинным чертежам, то это будет объект №1. Потому что, в принципе, в России мы не найдём таких объектов. И тогда можно будет раскручивать Воронеж как «колыбель флота». У меня на «Лесной сказке» давно уже воссоздан ботик Петра по чертежам, которые мы брали в военно-историческом музее. Как только человек подходит к воротам – видит этот ботик. Может быть, не все знают, что это такое. Но это как раз полная реконструкция того самого, реального ботика Петра, который стоит в историческом музее.

Второй сильный туристический бренд – это замок Ольденбургских. Пока он является номером 1, пока нет Готы Предистинации. Во-первых, наверное, в России больше нет замка в викторианском стиле, ну, и семья Ольденбургских – одна из самых значительных семей, которая безумный вклад внесла в развитие России.

- А как же наш мамонт знаменитый, костёнский?

- Можно будет по трём позициям бренд раскручивать.

- Это было бы красиво: Пётр 1, Ольденбургские, мамонт. Или наоборот.

- Начиная с мамонта. Ну, тогда мамонтовый город точно придётся строить.

- Если в воронежском правительстве появится Управление по туризму, и если бы последовало такое предложение, вы бы согласились его возглавить?

- Честно говоря, я не думал об этом вообще. Я привык сам делать, а не руководить бизнесменами или чиновниками. Но помощь непосредственную я бы оказывал, безусловно.

- И, чтобы закончить беседу, какое напрашивается резюме?

- Если со стороны правительства будет понимание, то, наверное, движение начнётся.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0