В конце 2010 года против гендиректора ЗАО «Дормаш» Вячеслава Гудкова возбудили уголовное дело за сокрытие денежных средств от уплаты налогов. На момент возбуждения дела завод сумел преодолеть кризис, и все долги по налогам были погашены вместе со штрафами и пенями.
Казалось бы, ситуация нормализовалась, казна не пострадала, завод получил возможность работать дальше. Но уголовное преследование гендиректора продолжается.
Что же сегодня происходит на этом одном из самых старейших и заслуженных заводов области?
Новая история старого завода
Когда в 2001 году инвесторы из Челябинска пришли на «Дормаш», завод выпускал всего одну модель грейдера. Инвесторы имели не только деньги, но и профессиональный опыт в продажах подобной техники, четкое видение того, какой сегмент техники нужно выпускать в Орле. Было принято решение делать не одну машину, а линейку техники, чтобы быть конкурентоспособными, особенно на зарубежном рынке. Позже на площадку «Дормаша» было переведено производство с «Погрузчика». Предприятие серьезно вложилось в модернизацию оборудования: приобрело сварочные роботокомплексы, которых пока нет в России, лазерную резку, газорезки, топиры (обрабатывающие центры).
До кризиса на «Дормаше» ежегодно проектировали и запускали в серию по одной новой машине. И на сегодня завод имеет в активе тяжелый грейдер (24 тонны) и три новых модификации бульдозера: 9,12 и 15 тонн тяги. Последний спроектировали, несмотря на кризис, и выпустили один образец. Сейчас идет подготовка к его запуску в серию.
Подобные машины делают в России только два гиганта еще советских времен - Челябинский и Чебоксарский тракторные заводы. Орловский бульдозер принципиально отличается от этой техники, поскольку в нем использован лучший опыт мировых производителей. Машина была сделана совместно с немецкими специалистами и протестирована в Германии.
Кроме того, на заводе обновили производство погрузчиков: выпущено четыре вида этой техники с использованием импортных комплектующих мировых лидеров отрасли. Спроектирован также универсальный экскаватор-погрузчик на собственном шасси (в России такие делают обычно на базе трактора МТЗ).
И если в посткризисном 2010 году рост промпроизводства в Орловской области заметно превысил общероссийский уровень, то произошло это главным образом за счет производителей дорожно-строительной техники.
Шанс для выживания
Кризис серьезно ударил по «Дормашу». В январе 2009 года продажи заводской техники встали. Но все начисления - налогов, зарплаты - шли в обычном порядке. В итоге завод стал должником - в первую очередь налоговой инспекции, а также банков, поставщиков продукции. (Типичная ситуация, которая наблюдалась в кризис на многих промпредприятиях.)
Собственники «Дормаша» приняли решение удержаться на плаву, не допустить банкротства. Серьезно помогла в этом и администрация области. На заводе по минимуму сократили кадры, выпуск продукции. Почти 8 месяцев 700 человек получали зарплату (хотя и работали по сокращенному графику), содержали семьи и не пошли на биржу. Уже к концу 2010 года предприятие заплатило более 70 млн рублей налогов в бюджет.
Чтобы поддержать машиностроителей в кризис, Правительство РФ запустило две госпрограммы: по линии Минтранса и Минрегиона (в последней, кстати, участвовал мценский «Коммаш»). По сути, это был госзаказ для производителей дорожно-строительной техники, которую затем получали регионы. Программа предусматривала участие в торгах. Условия участия в них были жесткими. К примеру, предприятия не должны были иметь задолженности перед бюджетом, обеспечить серьезные денежные средства для участия в торгах. А тот, кто выиграл тендер, должен был иметь денежные средства для выполнения контракта. И только после того как он сделает технику и отгрузит ее, сможет получить за нее деньги.
На «Дормаше» участие в госпрограмме расценили как шанс выжить в кризис. Однако счета предприятия были арестованы налоговиками, то есть оно было финансово парализовано. Единственный выход, чтобы попасть в программы и участвовать в торгах - работать через торговый дом предприятия. Его счета не были арестованы. И на них поступали средства в оплату за комплектующие по письмам «Дормаша» и «Погрузчика».
В итоге завод смог произвести продукцию, отгрузить ее потребителям и получить деньги, которыми постепенно «закрывал» свои долги. И заплатил не только начисленные налоги, но и штрафы и пени, набежавшие из-за задержки платежей.
Уголовное дело
В конце 2010 года отдел по налоговым преступлениям УВД по Орловской области возбудил уголовное дело в отношении генерального директора «Дормаша» Вячеслава Гудкова по статье 199.2 УК РФ - «Сокрытие денежных средств от уплаты налогов и сборов». Под этим подразумевается вывод денег через третьи лица, то есть сторонние организации. Хотя к ним трудно отнести торговый дом «Погрузчика»: оба предприятия являются его акционерами и давно работают через ТД. Директору вменили сокрытие денежных средств, но деньги шли на приобретение комплектации для производства дорожно-строительной техники, содержания предприятия - все это подтверждено документально.
При этом налоговая инспекция знала, что завод работает через торговый дом: с этого же счета он платил и налоги. К моменту возбуждения уголовного дела против директора налоговая задолженность предприятия была погашена вместе со штрафами и пенями.
«Утверждение о том, что образовавшиеся недоимки по налогам и сборам в связи с их неполным перечислением в бюджет являются налоговым преступлением, подпадающим под действие ст. 199.2 УК РФ, незаконно, поскольку все вопросы по налогообложению между государством и налогоплательщиками регулируются Налоговым кодексом РФ без какого-либо вмешательства следственных органов». Это цитата из заключения независимого эксперта, исследовавшего материалы уголовного дела Вячеслава Гудкова.
Первое дело в районном суде директор проиграл. И готовится обжаловать его в кассации. В суде ему настойчиво рекомендовали «покаяться», тогда ему «светит» минимальный штраф 250 тыс. рублей и судимость на всю оставшуюся жизнь. С чем Вячеслав Гудков категорически не согласен.
Стоп-сигнал для инвестора
Преодолев кризис, «Дормаш» строит планы на будущее. В частности, планирует продолжить программу производства нового бульдозера. Но все зависит от того, как долго руководство предприятия, инвесторы смогут выдерживать пресс правоохранительных органов.
В то время как Президент РФ ограничивает вмешательство силовиков в дела бизнеса, смягчает наказание за финансовые преступления, в Орловской области, похоже, наблюдается обратный тренд - когда директора завода упорно пытаются объявить уголовником.
«Дормаш» и «Погрузчик» - давно уже бренды Орловской области. Как впрочем, и «ОРЛЭКС», который, вероятно, скоро пополнит список предприятий, которые мы потеряли. А области нужны работающие заводы.
Сегодня обладминистрация активно привлекает инвесторов. К примеру, подо Мценском планируется уже к концу года создать технопарк и открыть там минимум три новых производства.
Однако история уголовного преследования директора нормального живого предприятия - плохой знак для инвесторов. Это аксиома, не требующая доказательств.
Людмила Федосова
«Просторы России», 27.04.2011.