На самом деле бензинового голодания регион не испытывал, в Липецке машины заправлялись на АЗС различных фирм без ажиотажа и очередей. Что касается проблем на «Подсолнухах» Роснефти, то вот как их объясняет генеральный директор её дочернего предприятия ЗАО «Липецкнефтепродукт» Александр Бровкин:
– Судя по продажам горючего, в Липецкой области увеличилось количество автомобилей на дорогах – по сравнению с первым кварталом прошлого года за этот же период 2011 рост реализации топлива составил 30 процентов. Мы оперативно реагируем на подъём потребления ГСМ, но по не зависящим от нас причинам срываются графики отгрузки нефтепродуктов, что даёт сбои поставок топлива на заправочные станции. Бензин АИ-95 приходится продавать «с колёс», тот, что приходит к нам, сразу же развозится по АЗС. С АИ-92 и дизтопливом проблем не было. Сейчас ситуация стабилизировалась. В качестве же основного поставщика горюче-смазочных материалов для сельхозпроизводителей области «Липецкнефтепродукт» выполняет все свои обязательства на 100 процентов.
– Хочу подчеркнуть, – добавил Александр Иванович, – «Липецкнефтепродукт» реализует в регионе 41 процент от общего количества ГСМ. Компании, занимающие оставшийся сегмент рынка, трудностей с доставкой не испытывали, поэтому временно взяли на себя дополнительную нагрузку, стабилизировав падение продаж высокооктанового топлива в регионе.
А вот как объясняет причины беспокойства автолюбителей заместитель начальника управления федеральной антимонопольной службы по Липецкой области Людмила Черкашина:
– Дефицит высокооктанового топлива в регионе возник в связи с плановыми ремонтными работами в начале апреля на заводах-производителях топлива «Роснефти». «Липецкнефтепродукту», как дочернему предприятию «Роснефти», пришлось срочно налаживать поставки из более отдалённых регионов, нежели те, что были раньше.
Следует заметить, что в отличие от лёгкой паники, охватившей липчан – обладателей пластиковых карт НК «Роснефть», жителям Алтая, Южной Осетии, Томска, Иркутска, Белгорода, Воронежа, некоторых других регионов пришлось изрядно понервничать в очередях. Это, как сообщает газета «Коммерсантъ», аукнулось массовыми увольнениями в «Роснефти», которая работает в большинстве регионов, где возникли проблемы с бензином. В отставку отправлены вице-президент по нефтепродуктообеспечению Игорь Ромашов, руководитель профильного департамента, а также пять гендиректоров сбытовых структур госкомпании.
Тем временем бензиновый кризис постепенно сошёл на нет. Чему в немалой степени способствовал рост экспортной пошлины на бензин с 1 мая на 44 процента, до 408,3 доллара за тонну. Соответствующее изменение внесено в ранее принятое постановление правительства РФ на фоне проблем с бензином, которые Минэнерго связывает, в том числе, и с возросшими поставками на экспорт. В результате на внутренний рынок в мае поступит около 200 тысяч тонн высокооктановых бензинов, цены на которые, увы, уже успели подняться. Как сообщается в материалах информационно-аналитического центра «Кортес», уже 29 апреля они выросли в среднем от 431 рубля за тонну АИ-80 до 2 тысяч рублей – на АИ-92.
Напомним, в феврале в Липецке ЗАО «Липецкнефтепродукт» продавало бензин АИ-92 по 22,10 рубля за литр, АИ-95 по 24,35 рубля. ООО «Лукойл- Центрнефтепродукт» отпускало автовладельцам АИ-92 за 24,27 рубля, АИ-95 ЕВРО за 25,97 рубля за литр. Сегодня на ценниках «Подсолнуха» литр АИ-92 стоит 24,10 рубля, АИ-95 – 26,10 рубля. «Лукойл» заливает в баки автомобилей своих клиентов АИ-92 по 24,77 рубля за литр, АИ-95 по 26,47.
Пошлины, поднятые правительством, пойдут вниз после того, как рынок бензина в регионах России окончательно успокоится. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, «можно прогнозировать, что пошлины понизят через два-три месяца», передает РИА «Новости».
Российский потребитель, привыкший встречать беду откуда не ждали, вправе спросить: «И что дальше?» Вот как ответил ему на страницах «Российской газеты» генеральный директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаэлян:
– Майское увеличение пошлин сделает наш бензин абсолютно неконкурентоспособным на внешнем рынке, и он будет реализован на внутреннем. Но у нас переизбыток перерабатывающих мощностей, что в итоге тоже создаст проблему с ценообразованием. Дальше события могут развиваться по двум сценариям. Первый – при котором необходимо будет ограничить произ-водство. Со временем сложится нор-мальный баланс между производством и потреблением. Второй, невозможный для нашей страны вариант, когда выручка от реализации идет на модернизацию производства отечественных НПЗ. В результате этого будет снижение стоимости продукта и цивилизованная конкурентная борьба, формирующая адекватную цену.
Поживём – увидим?
Александр Алексеев
"Липецкая газета", 10.05.2011.