22 ноября 2024, 19:19
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

В Воронеже Платоновский фестиваль открылся выставками, спектаклем и закрытой экспозицией писателя Андрея Платонова в Литературном музее

06.06.2011 11:19
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Светская хроника - 4 июня в Воронеже стартовал Первый Международный Платоновский фестиваль, который продлится до 17 июня. 4 июня открылись три тематические выставки, темами, временем и духом, связанные с именем воронежского писателя Андрея Платонова, чьи произведения «Котлован», «Ювенильное море», «Чевенгур» и «Счастливая Москва» до сих пор недостаточно известны широкой публике, чье наследие считается «недопрочитанным».

Воронеж. 06.06.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – 4 июня в Воронеже стартовал Первый Международный Платоновский фестиваль, который продлится до 17 июня.

4 июня открылись три тематические выставки, темами, временем и духом, связанные с именем воронежского писателя Андрея Платонова, чьи произведения «Котлован», «Ювенильное море», «Чевенгур» и «Счастливая Москва» до сих пор недостаточно известны широкой публике, чье наследие считается «недопрочитанным». К слову, актер Александр Леньков («Зимняя вишня»), который приехал в Воронеж 4 июня со спектаклем «Буря» в постановке всемирно известного режиссера Деклана Доннеллана, откровенно признался на пресс-конференции, что Платонова прочитал только на первом курсе вуза.

- «Река Потудань», «Сокровенный человек» - для меня стало откровением, что так можно писать, - рассказал актер. - Я увидел мир глазами Платонова. Я бы с удовольствием сыграл кого-то из платоновских героев. Если бы предложили. Там и играть не надо – тексты такие, что говорят сами за себя… А та книжка Платонова из первых советских изданий у меня до сих пор сохранилась. Понравился писатель.

Расширить понимание творчества Платонова и искусства в целом призван фестиваль с его обширной программой (выставки, спектакли, концерты, литературные чтения и мастер-классы).

То, что тексты Платонова обладают каким-то своим «ершистым» обаянием, подтверждает популярность платоновских чтений и буквально паломничество почитателей творчества писателя в Воронеж из разных городов России. Кстати, в день открытия, сообщил директор фестиваля Михаил Бычков, было продано 12 тысяч билетов. Позднее в Интернете появилась информация о том, что билеты на Платоновский фестиваль можно купить с большой скидкой.

А где же экспозиция писателя…

На выставке «Путешествие в человечество» («Эпоха Платонова в произведениях живописи из собрания Третьяковской галереи»), что открылась 4 июня на втором этаже в музее Крамского, мы встретили гостью нашего города из Москвы. Девушка представляется Еленой и жалуется на то, что в Литературном музее закрыта платоновская экспозиция.

- Я сегодня утром отправилась в музей и очень разочаровалась, что не смогла увидеть эту экспозицию, и неизвестно, когда она будет работать, - рассказала «Абирегу» Елена. - А то, что вообще проводят Платоновский фестиваль, я очень рада. К сожалению, попадаю не на все спектакли, потому что надо уезжать…

Упущенье, касающееся платоновской экспозиции, видимо, мало кто заметил, потому что были увлечены другими проектами. Например, чтобы привести 13 живописных полотен современников Платонова (Петров-Водкин, Самохвалов, Филонов, Шухмин, Юон, Рублев) из Третьяковской галереи, понадобилось почти год вести переговоры, а некоторые работы пришлось забирать из постоянной экспозиции, страховать (страховая стоимость некоторых экспонатов колеблется от полумиллиона до миллиона рублей) и вести в сопровождении охраны в специальном фургоне. Музею Крамского пришлось закупать систему климат-контроля (говоря на доступном языке, это два увлажнителя воздуха). Руководитель областного управления культуры Иван Образцов, прибывший на открытие выставки, назвал это «великое переселение картин» экзаменом. От того, насколько успешно пройдет выставка шедевров из Третьяковки в музее Крамского (она завершается 17 июня), будет зависеть будущее сотрудничество московского и воронежского выставочных центров.

Корыто как метафора

Куда меньше хлопот оргкомитета фестиваля вызвали фотовыставка Бориса Игнатовича, работавшего с Михаилом Булгаковым и Михаилом Зощенко, и экспозиция инсталляций «Котлован» Хаима Сокола (4-17 июня), начавшая работу на третьем этаже музея Крамского. Это корыта, тазы, веники, аккуратные бруски хозяйственного мыла, мусор, превращенный в миниатюрные фигурки, подчиненные замыслу художника показать «котлован» нынешних дней. Хаим Сокол подробно рассказывает о концепции своей выставки, в числе его первых воронежских слушателей – Татьяна Гордеева, жена губернатора.

- Эти цинковые емкости - не мусор, не раритеты, а реальные орудия труда современных дворников и уборщиц, гастарбайтеров, - просвещал Хаим. - Я выменял эти предметы у дворников во дворе своей московский мастерской. Я видел, что эти люди, которые приходили ко мне меняться, живут в нечеловеческих условиях. Моя выставка об этом. Люди после революции в «Котловане» Платонова хотели построить дом для пролетариата, зарываясь в котлован… При этом корыто - метафора жизни и смерти. Оно встречает человека при рождении, когда его купают, оно же провожает в мир иной. Для меня «Котлован» - это Вавилонская башня наоборот. Одна моя знакомая из Австрии, увидев инсталляции, сказала, это же Россия.

Как Россия? Не может быть… И хочется ответить на это словами Платонова: «Страна темна, а человек в ней светится». Да и у самого Хаима Сокола есть все же лампочки в его арт-объектах - символ просвета и надежды. Вроде не все так плохо…

Правда, когда поднимаешься по улице Бехтерева, усеянной выбоинами и какими-то металлическими прутьями, чтобы попасть в драмтеатр на «Бурю», невольно вспоминаешь дырявые корыта Хаима Сокола.

«Буря» из деревни

Интерес журналистов на пресс-конференции вызвал принцип работы британца Деклана Доннеллана, поставившего «Бурю» с российскими актерами (в Москве премьера состоялась 25 мая этого года). В течение 10 дней они работали в так называемой театральной деревне. Это гостиничный центр, выстроенный за 400 км от Москвы дирекцией Международного театрального фестиваля имени Чехова, пригодный для жизни и работы в обстановке приближенной к природе, вдали от благ и соблазнов цивилизации в виде телевизора и Интернета. Там артисты пытались все понять и осмыслить. Об этом рассказал актер Игорь Ясулович, сыгравший в «Буре» роль Просперо.

- Как выяснилось на природе, желание человека все контролировать и борьба за власть ни куда не исчезают, - завершил свой рассказ господин Ясулович.

Собственно, об этом «Буря». И буря случается не только в природе, но и в душе каждого из героев в разные периоды жизни, когда они узнают, что власть свергнута, когда приходит осознание, что за нее можно как-то побороться… Это желание сначала Шеспиром, а теперь Доннелланом препарируется в условиях жизни на острове. А чтобы эксперимент был более явным, режиссер отказывается от декораций с шекспировским хронотопом. На сцене – только деревянный пол цвета морской волны да бело-серый задник с дверными проемами, откуда и где показывают мистику и правду жизни. Зрители смеются, когда вместо бревна по сцене катают человека, когда свадебную церемонию сопровождает танец крестьянок в страшных юбках и крестьян с серпами. Зрители ежатся, когда герои обливаются на сцене настоящей, мокрой водой. В конечном счете, зрители задумываются о природе власти. Наверное, это и есть то, что принято называть великолепной игрой актеров в постановке всемирно известного режиссера, который предпочитает не шокировать, а просто показывать жизнь…

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0