В Курске построят современный мусороперерабатывающий завод
Курская область вошла в число девяти регионов России, в которых будет реализован федеральный пилотный проект по строительству современных мусороперерабатывающих комплексов и полигонов по захоронению твердых бытовых отходов.
Как пояснили в Комитете экологической безопасности и природопользования Курска, проект разработан по инициативе Администрации президента и касается в первую очередь тех субъектов Федерации, в которых проблема стоит наиболее остро.
О технических подробностях известно пока мало, поскольку договор с подрядчиком — столичной компанией — только предстоит подписать. Это произойдет в рамках Курской Корейской ярмарки, которая начнет работу 23 июня в Золоту-хинском районе. Именно там будущий комплекс презентуют в деталях.
По данным зампредседателя комитета Бориса Красковского, мощность мусороперерабатыва-ющего завода составит не менее двух тысяч тонн в год, при этом он будет возведен в течение двух-трех лет. Таким образом, к концу 2013 года проблема утилизации ТБО в области должна быть решена. По оценкам специалистов, около двух третьих объема отходов, вырабатываемых в регионе, приходится именно на областной центр. И если прежде Курск за год «производил» 600 тысяч кубометров ТБО, то в 2010-м этот показатель приблизился к отметке 900 тысяч. Практически весь мусор вывозят на полигон, расположенный на площади 28 гектаров в семи километрах севернее города. Он был построен в 1979 году с проектной мощностью 15 тысяч кубометров отходов, но реально здесь утилизировано уже около 19 тысяч «кубов».
Предписания экологов, поддержанные прокуратурой, не раз заставляли местные власти обратить внимание на проблему. Вариант со строительством нового полигона был и остается наименее рациональным, как, впрочем, и с вывозом мусора на другую площадку. Ближайший к Курску полигон расположен в Октябрьском районе, но специализируется на захоронении промышленных отходов. Это принципиально иная технология, с первой категорией потенциальной опасности для экологии. Для сравнения: у полигона по утилизации ТБО она четвертая. К тому же если объемы вывоза бытовых отходов растут, то промышленных — с каждым годом снижаются. Коммерческие предприятия обязаны платить за утилизацию такого мусора, что подталкивает их к внедрению безотходных видов производства. В свою очередь, горы бытового мусора растут, главным образом благодаря современным правилам торговли. Сегодня практически каждый товар должен быть упакован. Заметную долю в структуре ТБО формирует строительная отрасль.
Кстати, как замечают специалисты, по объемам мусора можно косвенно судить об уровне жизни населения, а он за последние десять лет вырос. По оценкам специалистов, ныне человек «вырабатывает» до 250— 300 килограммов бытовых отходов в год.
При таких обстоятельствах единственным верным решением проблемы может стать только вторичная переработка мусора. Сегодня в области уже работает примерно полтора десятка фирм и организаций, которые принимают вторсырье. Но, по подсчетам горадминистрации, эти предприятия собирают не более двух процентов всего объема отходов, пригодных для дальнейшего использования. И в основном это сырье вывозят в другие регионы. Битое стекло охотно берут лампо-вые заводы и производители тары: при использовании стеклобоя в ее производстве энергозатраты снижаются на 30—40 процентов. Пластиковые баклажки покупают китайцы, которые делают синтетические нити. Их применяют в легкой промышленности для изготовления одежды вместо куда менее рентабельного химволокна. Кусочки тканей уходят на изготовление рубероида, а с предназначением металлолома и макулатуры знакомы даже школьники.
Правда, по заверениям специалистов, даже ультрасовременный мусороперерабатывающий завод способен отправить на ре-циклинг около 25 процентов отходов. Остальное подлежит захоронению, поэтому рядом с предприятием неизбежно должна появиться карта для утилизации ТБО. Впрочем, такая своеобразная компостная яма на курском полигоне уже имеется. Несколько лет назад местные власти заключили договор на строительство мусороперерабатывающего комплекса с московской фирмой. Стороны остались недовольны выполнением взаимных обязательств, и контракт был расторгнут. При этом возведение предприятия остановилось как раз на строительстве карты.
Денис Михайлов
Российская газета, №121, 7 июня 2011 года.